Дорогие друзья, сегодня участники нашей рубрики "Мастера своего дела" Щербинина Ирина Викторовна и Щербинин Борис Сергеевич, преподаватели высшей квалификационной категории МБОУДОД ДХШ №7 города Юрга Кемеровской области с удовольствием поделятся с вами своим опытом организации творческой деятельности учащихся. Статья будет интересна и полезна педагогам изобразительного искусства и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ирины Викторовны и Бориса Сергеевича:
«Владение различными художественными техниками даёт возможность учащимся раскрыть свои творческие способности».
Профессионального чтения...
Художественные техники, их роль в активизации творческой деятельности учащихся.
Ни искусство,
ни мудрость не могут быть достигнуты,
если им не учиться.
Демокрит
Что такое творчество и как научить творчеству? Эти извечные вопросы будут волновать учителей искусства всегда.
Конечно, творчество – это процесс самовыражения, то есть проявление индивидуальности. Через творчество осуществляется связь человека с миром и его познание мира, переосмысливая который, человек создаёт своё, новое. [4. 3 с.]
Обучение в художественной школе это накопление профессиональных знаний, умений, навыков. Это очень непростые, очень трудоёмкие навыки и знания. Здесь на первый план выходит постижение искусства как языка, в основе, которого такие элементы, как композиция, линия, тон, цвет, объём, пространство. Нужно много работать над техникой ремесла. Ремесло – фундамент творческих взлётов в искусстве. Фундамент, но ещё не искусство. Художественное выражение, творческий акт – вот, что стоит на фундаменте ремесла.
Как не парадоксально, но по нашему мнению, научить академическому рисунку и живописи проще, чем поиску и воплощению своих творческих идей.
Современные исследования позволяют говорить о сходстве процессов научного и художественного творчества, о совпадении стадий этих процессов, обнаруживают множество точек соприкосновения между ситуацией открытия в науке и художественной деятельностью. «… Искусство может играть роль стимулятора эвристической способности, может настраивать интеллект на поиски, смелее рождать идеи, которые здравому смыслу могут показаться невероятными». [7. 18 с.]
В практике, пожалуй, каждого педагога изобразительного искусства бывали случаи, когда ученики испытывали трудности в отрыве от натуры. Задачи, поставленные при работе над учебными постановками, ими решались, а в работах творческого плана ребята испытывали растерянность.
Как организовать обучение, чтобы оно переросло в творчество, это настоящая сверхзадача для любого учителя.
На наш взгляд, важным в творческом процессе является свободное владение разнообразными художественными техниками, что позволяет выбрать именно то, что больше соответствует замыслу, идеи. А порой именно изобразительная техника направляет творческую мысль.
В продолжение всего курса обучения в художественной школе наши ученики знакомятся со свойствами различных художественных материалов. Зачастую именно освоение новых материалов и технологий и приводит к «взрыву» творческому и фантазийному. Техника тесно связана с потребностью художественного выражения. [6. 7 с.] Чем сильнее удаётся возбудить и развить в ученике такую потребность, тем большую помощь оказывают технические приёмы и соответствующие материалы. «По сюжету и приём» – это слова художника и педагога П.П. Чистякова. [7. 19 с.]
Поэтому планируя свои уроки необходимо обратить внимание на выбор техники исполнения, чтобы он соответствовал решению поставленных задач, возрасту обучающихся, вызывал у них интерес.
В этой статье даны некоторые рекомендации по применению различных художественных техник в процессе, при этом авторы руководствовались личной практикой. Статья проиллюстрирована работами учащихся художественной школы. Эти работы выполнены на уроках композиции, а данный предмет и является основополагающим в системе постижения изобразительной грамоты. Ведь главная цель композиции – создание художественного образа. [2. 10 с.]
Существуют базовые техники, на которых строится весь процесс обучения изобразительному искусству в художественной школе. В рисунке это монохромные средства, соответственно в живописи – средства хроматические.
Монохромный рисунок создаёт прочную базу для таких важных аспектов ремесла художника – анализа и использования тона, эффективного использования линии.
Главным материалом в монохромном рисунке являются графитные карандаши. Они самые универсальные из всех средств рисования, не только из-за их доступности, а главным образом, благодаря возможности создавать как бесконечные варианты линий, так и участки плотного тона.
Начиная с первых шагов обучения, учащиеся знакомятся с выразительными средствами рисунка и применяют этих средств на практике, с каждым годом совершенствуя свои умения. Так в рисунках 1, 2 главенствует линия, в рисунках 3, 4 – тон.
Гуашевая техника – это первая живописная техника, которую осваивают в художественной школе. Живописные свойства её основываются, прежде всего, на том, что она является кроющей, то есть почти непрозрачной. Неповторимость же этого материала заключается в матовой, «бархатной» поверхности. Гуашь материал с широкими возможностями. Ею можно работать как нежно водяным письмом, так и корпусным, что даёт воплотить любые идеи. Главное сохранить чистоту и звонкость красок, именно это цениться в гуаши. На рисунках 5, 6, 7, 8 представлены работы, выполненные в гуашевой технике.
Акварельная техника одна из самых сложных живописных техник, она требует быстроты и сноровки в работе, что достигается благодаря знанию используемых материалов и их свойств. Поэтому наши ученики начинают осваивать акварель со второго класса. От всякой другой техники она отличается прозрачностью и светоносностью красок, их текучестью. Акварельными красками работают без белил, свет создаёт оставшаяся не закрашенной белая поверхность бумаги, то есть здесь активна роль бумаги в изображении. Акварельная техника может быть самой разнообразной: мелкие, почти сливающиеся мазки, широкие мазки, положенные рядом, наложение одного слоя краски на другой для получения тональных переходов. Но в любом случае нельзя или почти нельзя исправить испорченное место. Акварель не выносит затёртости. Чтобы работа удалась, акварель должна выглядеть свежо, а краски сохраняли свою чистоту и прозрачность. Работы в акварельной технике 9, 10, 11, 12.
Начиная с первого года обучения, наряду с традиционными техниками, о которых говорилось выше, учащиеся художественной школы знакомятся с новыми техниками и материалами.
Но есть материалы, с которыми ребята знакомы давно и любят ими работать, к таким относятся фломастеры. Чаще всего, опыт работы фломастерами заключался в «закрашивании» больших поверхностей в книжках – раскрасках. Мы предлагаем своим ученикам иначе взглянуть на возможности фломастера, использовать в создании образов линейный рисунок, заполняя форму орнаментом. При этом лучше всего ограничить цветовую гамму, выбираемых, для рисунка фломастеров. Ограничиться либо родственными цветами, либо родственно–контрастными. Яркие образы, выполненные фломастерами, представлены на рисунках 13, 14, 15, 16, 17, 18. Также в рисунок возможно введение текста. Подобное задание на иллюстрацию поговорок и пословиц мы даём в первом классе, это первое практическое знакомство с книжной графикой. На рисунках 15, 16 пример такого задания. Выразительны образы и при применении такой разновидности фломастера, как маркеры, рисунок 19, 20.
Современные технологии нашли замену таким инструментам рисования как перо и чернила – ручка, заправленная чернилами, причём чернилами разными по своему химическому составу. Конечно, это не совсем аналогичная замена, нажим различной силы на перо придаёт линии динамизм, а изображению в целом – жизненность. Достоинство же работы капиллярной ручкой, в удобстве, не приходится постоянно макать перо в чернильницу, процесс рисования проходит быстрее. Приёмы работы этим
инструментом очень разнообразны: от тонкого каллиграфического штриха до экспрессивного сочетания чёрных и белых пятен. Данная техника эффектна, ей присуще строгое благородство, гибкость, выразительность линий, но одновременно и трудна, так как неточный штрих может испортить всю работу. Поэтому начинать работу можно с карандашного рисунка, а затем обводить контуры ручкой. На рисунках 21, 22, 23, 24 работы учащихся, как первых классов, так и старших.
Сангина – карандаши без оправы различных красно–коричневых тонов. Рисунки сангиной очень живописны. Во время работы её можно смачивать и тем самым разнообразить толщину и плотность штриха. Сангину используют как в рисунках с натуры, так и при работе над композициями. Рисунки 25, 26, 27, 28 выполнены сангиной.
Пастель – универсальная техника, её применяют как в живописи, так и в графике, чаще всего она выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков квадратного сечения. Есть два вида пастели – твёрдая и мягкая. В мягкой пастели пигмент с небольшим количеством связующего вещества. Твёрдая пастель – это пастель восковая и масляная. В восковой пастели в качестве связующего компонента, используют высококачественный воск, а в масляной льняное масло. Твёрдые пастели считаются учебными материалами, в то время как сухая, применяется как в учебных целях, так и в художественных.
Краскам пастели присуща специфическая «пастельная» мягкость, благодаря которой достигается эффект матовой бархатистой поверхности.
Пастельная техника привлекает большим диапазоном возможностей, от линии, штриха или растушёвки, что характерно для графики, до живописных приёмов – увлажняя пастель кистью. Достоинством материала является также удобство и простота в использовании.
Работая пастелью, необходимо обратить внимание на выбор бумаги. Помимо того, что фактура бумаги должна быть шероховатой, чтобы удерживать пигмент, важен и цвет бумаги. В технике пастели чаще всего используют не белую, а цветную бумагу. Дело в том, что цветная бумага может использоваться как цвет сама по себе, поэтому пастелью покрывают не все участки бумажного листа. Правильный выбор цвета бумаги зависит от того, какое место ему отводится в рисунке. Он может или обеспечить контраст доминирующим цветам, или гармонировать с ним. Работы в технике пастели на рисунках 29, 30, 31, 32.
Особо хочется остановиться на применении смешенных техник, где происходит совмещение двух и более разных художественных средств и материалов: капиллярных ручек, фломастеров и маркеров, акварели, гуаши, пастели и так далее. Здесь огромные возможности для самых смелых экспериментов. Такой подход расширяет творческие возможности, обогащает и придаёт новую выразительность композициям.
Так удачно можно комбинировать в рисунках уголь и сангину. Рисунок 26.
Рисунок капиллярной ручкой выполнять по тонированной акварелью бумаге, при этом тонировка может быть однотонной заливкой, а может быть цветной, в зависимости от замысла автора, как на рисунках 33, 34, 35, 36.
Тонированную акварелью бумагу сочетать с пастельной техникой, рисунок 37, цветную бумагу с гуашью как на рисунке 38.
Эффектны работы на тёмной бумаге светлой капиллярной ручкой, рисунок 40, а также с добавлением гуашевых красок, рисунок 39.
Цветные капиллярные ручки в работах по цветной бумаге рисунок 41, 42, 43, 44.
Техника монотипии даёт поразительные результаты, она включает ассоциативное мышление школьников. Это относится к монотипии разных вариаций, будь то отпечатки рук самих юных художников, или отпечатки природных материалов (листьев, цветов), с дальнейшей доработкой образов маркерами, фломастерами. Результаты таких работ на рисунке 45, 46, 47, 48.
Гравюра одна из сложнейших графических техник и вместе с тем обладающая большим диапазоном выразительных возможностей. Печатный оттиск на бумаге с пластины, на которой «нанесён» рисунок и есть гравюра или эстамп. Чтобы попробовать
свои силы в гравюре, мы начинаем знакомство с гравюры на картоне, то есть пластина, с которой будет делаться оттиск – это картон. Из картона вырезаются шаблоны, согласно замыслу и в соответствии с эскизом, шаблоны наклеиваются на картонную основу. Таким образом, подготавливается матрица для высокой печати. Затем на выступающие участки матрицы наносится краска и накладывается лист тонкой бумаги, который плотно прижимается валиком. Следует соблюдать осторожность при снятии листа с печатной формы. С одной матрицы возможно сделать множество оттисков, что мы и практикуем, так как ребята с удовольствием дарят работы своим близким, что также стимулирует их творчество. Гравюры 49, 50, 51, 52.
Ещё одна техника, которую мы предлагаем освоить своим ученикам – это художественная роспись по ткани. Эту технику относят к декоративно–прикладному виду искусства, но существует и станковый вариант, где батик выступает в роли самостоятельного произведения. Считаем, что лучше всего начать с технологии холодного батика. Применение резервирующих составов, в этой технике, уберегает краску от неконтролируемого растекания по полотну, что для начинающих художников очень важно. Рисунок холодного батика имеет графически чёткий характер и при этом цветовая палитра не ограничена, эта техника будит воображения и погружает в мир фантазии. На рисунках 53, 54 композиции в технике батика.
Организацию творческой деятельности учащихся на уроках композиции можно сравнить с открытием чистого мира искусства. Мира с вечными общечеловеческими темами, выраженными в неисчислимых вариантах посредством изобразительных техник.
Задача учителя вложить в руки своих учеников технические средства выражения, которые бы помогли им творчески раскрыть свои индивидуальные возможности в создании оригинальных произведений.
Опираясь на свой опыт, можем констатировать, что ученики с интересом знакомятся с новыми для себя материалами, творчески используя новые знания и умения, что приводит к оригинальным, нестандартным результатам. Зачастую, ученики начинают отдавать предпочтение какой–то одной, наиболее полюбившейся, технике, основательно познавая её секреты.
Композиции, послужившие иллюстрацией для данной статьи, выполнены нашими учениками. Эти работы участвовали и получили признание в различных конкурсах, в том числе в конкурсе «Ангел Вдохновения». Считаем, что активная конкурсная деятельность наших учеников является не только фиксацией результатов, а становиться важным фактором для самореализации личности. Это помогает им в художественном развитии, поддерживает творческое состояние.
Литературы:
- Давыдов, С.Г. «Батик» [Текст]: Техника. Приёмы. Изделия. – М. АСИ – ПРЕСС КНИГА, 2005. – 184 с.
- Даглдиян, К.Т.т «Композиция» [Текст]: учебное пособие для студентов ВУЗа. – Ростов н/Д.Феникс, 2008. – 312 с.
- Логвиненко, Г.М. «Декоративная композиция» [Текст]: учебное пособие для студентов ВУЗа. – М. ВЛАДОС, 2004. – 144 с.
- Претте, М.К. «Творчество и выражение» [Текст]: курс художественного воспитания / Капальдо, А. – М. Советский художник, 1985. – 190 с.
- «Популярная художественная энциклопедия» [Текст]: энциклопедия / В.М.Полевой, В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов и др. – М. Советская энциклопедия, 1986. – 978с.
- Харрисон, Х «Энциклопедия техник рисунка» [Текст]: энциклопедия. - М. Астрель, 2005. – 160 с.
- Феодор, Л. «Язык творчества» [Текст]: / Л. Феодор.// Художественная школа. – 2009. - №2. – 18- 25 с.