Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Ермолаевой Ниной Васильевной, старшим воспитателем высшей квалификационной категории МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Ласточка» поселка Таежный, Тюменской области. Сегодня Нина Васильевна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по эстетическому воспитанию дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Статья будет интересна воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям.
Краткий комментарий к статье от Нины Васильевны:
«Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Очень сложно маленьким детям создавать свои шедевры по декоративно-прикладному искусству, поэтому мы с детьми используем нетрадиционные техники рисования. И интересно, и увлекательно, и результат виден сразу».
Увлекательного чтения…
«Нетрадиционная техника рисования в декоративно-прикладном искусстве
как средство развития творческих способностей детей».
…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В.Л. Сухомлинский
Память – это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.
Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, я думаю, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Еще Аристотель писал: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка».
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно – прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно – прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
В нашем детском саду «Ласточка» большое внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, я выбрала кружковую работу, куда дети ходят по желанию.
Я разработала систему работы по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством. В систему включены циклы занятий по разным видам декоративно-прикладного искусства и поэтапное их проведение в разных возрастных группах. Видя, что детям интересно, и они тянутся к народному творчеству, я решила более углубленные и расширенные знания дать им на занятиях кружка по декоративно-прикладному искусству «Художники-умельцы». Для этого я разработала программу «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство», целью, которой, является формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
При разработке программы учитывала принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, активность, воспитывающий характер обучения, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость.
Тщательно изучила материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов; уточнила методы и приемы, используемые при росписи. Начала с организации развивающей среды. Изготовила практический материал: разработала дидактические и развивающие игр, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги), различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла.Для игровых и сюрпризных ситуаций, для мотивации детской деятельности и создания творческой активности изготовила кукол – королева Кисточка, Карандаш, Пачкуля, девочка-Неумелочка, Незнайка, кукол одетых в костюмы Дымки, Гжели, Хохломы и др.), подобрала различные сказки и легенды о промыслах.
В работе использую различные методы и приемы: одномоментности, обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество; мотивационный, жест руки.
Всю свою работу я старалась строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия (изготовила карту путешествия по городам России) по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решала познавательные, обучающие и творческие задачи.
Занятия в кружке по декоративно-прикладному искусству комплексно воздействуют на развитие ребенка. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей, тонкому восприятию формы, цвета, веса, пластики. Развивают творческие способности детей.
Главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. Видя, что первые неудачи у детей вызывают раздражение или разочарование я стараюсь заботиться о том, чтобы их деятельность была успешной, - это будет укреплять их уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса. С этими мыслями я принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. Моей палочкой-выручалочкой стали книги по нетрадиционной технике рисования в детском саду. Я ознакомилась с этими книгами и попробовала сама порисовать теми способами, которые, по моему мнению, можно применить для декоративно-прикладного искусства. Осталась очень довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, стоит попробовать эти техники с детьми. И что вы думаете? Когда дети сели рисовать и, обнаружив, что кисти и карандаши отсутствуют, были удивлены. Первый их вопрос был: «А что мы сегодня будем делать?» Мой ответ: «Рисовать» - поверг их в удивление. Долго думали чем. А когда узнали, что пальчиками. Удивились еще больше. Темой занятия была роспись сарафана для матрешек. И единственный страх, который остался у детей и исчез после первого же занятия, был страх – испачкать руки. Дети с удовольствием макали один палец в красную краску, другой - в синюю, третий - в зеленую. В результате у всех детей, кто рисовал, все получилось. Рисунки были красочные и веселые. Боязнь «не умею», «не могу» была побеждена. С тех самых пор, как я начала роботу с детьми в нетрадиционной технике рисования в декоративно-прикладном искусстве, если я предлагаю порисовать, первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: «Что мы будем сегодня рисовать и чем?» Каждое занятие удивляло детей новизной и неожиданным решением.
Однажды один мальчик спросил другого: «Ты что хочешь рисовать клеем?» (тот приклеивал в альбом вырезанные из журнала автомобили). Сосед улыбнулся и ответил: «А я не знаю, как, но вот было бы здорово! А ты хотел бы рисовать клеем?» После этого диалога я задумалась, а как бы это «здорово» превратить в реальность? Каково же было удивление этих мальчишек и других детей, когда я для украшения одежды для Тани и Вани внесла именно цветной клей. Ребята работали с удовольствием. Все мы получили удовлетворение от своих эскизов одежды.
Всего использую пока 13 различных техник: рисование пальчиками, различные оттиски и печати (из поролона, из картофеля и моркови, ластика, пробок и др.), воздушные фломастеры, граттаж (цветной и черно-белый), набрызг, рисование перышком, нитками, все они пришлись по душе мне и моим детям. Иногда при создании работы используем с детьми несколько нетрадиционных технологий сразу, т. к. любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать….
Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать цветным клеем при рисовании русского народного костюма, или техникой узелкового батика Павлово-Посадских шалей? Каждый из методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений. Большинство работ выполняется аккуратно, с хорошей техникой рисования.
Разнообразие способов рисования в декоративно-прикладном искусстве рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и веселые. В детях видна ничем незамутнённая радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – всё это моё!».
Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном искусстве дал большой толчок развитию детского интеллекта, подтолкнул творческую активность детей, научил их нестандартно мыслить.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Кроме того, мы вместе с детьми сами придумываем и изготовляем некоторые инструменты для рисования. Это разнообразные «тычки», печатки, инструменты для работы в технике «граттаж», для росписи филимоновской игрушки – перышко (до сих пор мастерицы Филимоново используют его для росписи глиняных игрушек), подбирали нитки для рисования вологодских кружев и т.д..
На занятиях по изготовлению игрушек (лепке) я ввела элементы моделирования. Дети иногда затруднялись, спрашивали меня, на сколько частей нужно делить глину для той ли иной поделки. Я сделала специальные таблицы, которые всегда у них перед глазами. Но я не запрещаю детям самим выбирать удобные для них способы и приемы лепки, лишь бы был результат.
В 2011 году парциальная программа вышла в Санкт-Петербурге в редакции «ДЕТСТВО-ПРЕСС». По данной программе в детском саду ведется кружок «Художники-умельцы».
Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми. Радость от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей, дает возможность сделать прекрасное своими руками, да еще с помощью таких совершенно нетрадиционных и привлекательных техник. Это способно удивить всех.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.
Литература
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.