Дорогие друзья, мы рады представить вам Позднякову Наталью Петровну, учителя-логопеда первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №7» города Новокузнецка, Кемеровской области. Сегодня Наталья Петровна с радостью предлагает вашему вниманию статью «Воспитание культуры речи у детей». Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Натальи Петровны:
«Я считаю, что культуру речи у ребёнка необходимо формировать с раннего детства. Но, чтобы речь дошкольника стала правильной и красивой, речь взрослых должна быть культурной»
Познавательного чтения…
Воспитание культуры речи у детей.
Воспитание культуры речи у детей – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Сохраняя культуру речи, передавая её из поколения в поколение, мы сохраняем связь времён, традиции, национальную культуру речи в целом. В.А. Сухомлинский говорил, что речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. Что же такое культура речи? В чём же она проявляется? Она проявляется в богатстве словарного запаса, в умении оформлять мысль в слова, манера говорить и общаться.
В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словами, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
Задачи по формированию культуры речи у детей включают в себя, прежде всего правильное, четкое произнесение слов. Необходимо понятно излагать свои мысли, вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой, не перебивая говорящих, внимательно вслушиваться в речь старших, говорить без крика, владея силой голоса и интонациями, не вульгаризировать речь словами-сорняками, спокойно и скромно держаться во время разговора.
Первоначальное овладение речью основано на подражательности. Дети чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют услышанное. Недостаток языковой культуры родителей также передаётся ребёнку. С другой стороны, значительную часть времени ребёнок проводит в детском саду среди сверстников. Это также оказывает определённое внимание на детскую речь. Значит, успех в развитии речи дошкольников возможен лишь при условии, если детский сад и семья действует в тесном единстве, если направляет эту работу специалист, имеющий соответствующую подготовку. Логопеды и воспитатели беседуют с родителями, говорят о том, как устранить недостатки речи детей, рекомендуют специальную литературу, помогают разобраться в ней, разъясняют, как важно развивать речь ребёнка для успешного обучения в школе.
Чтобы помочь ребёнку в овладении культурой речи, нужно знать его исходный речевой статус: необходимо провести специальное обследование речи ребёнка – проверить навыки связной речи. Логопед делает это в самом начале своей работы с ребёнком. Они добиваются исправление дефектов речи. Воспитатели логопедических групп должны быть в курсе результатов обследования речи детей, чтобы эффективнее помогать в преодолении недостатков речи и тем самым приближать её к высокой норме. Логопед занимается звукопроизношением и грамматикой, лексикой и связной речи. Приоритет в развитии словаря и связной речи принадлежит воспитателю, поскольку общение его с детьми происходит более длительное время. Без богатства словаря, без правильного звукопроизношения невозможна культура речи.
Работа по развитию речи должна проводиться в детском саду систематически и целенаправленно, в течение всего дня: и на занятиях, и в повседневной жизни. И это особенно важно для логопедических групп.
В детском саду воспитание речевой культуры начинается с создания тишины. Мерный говор – свидетельство нормального общения с детьми, при котором педагог слышит каждого ребёнка. А дети, в свою очередь, не прерывая своих игр и занятий, контактирует с воспитателем. В спокойной обстановке педагог имеет большую возможность поговорить с каждым ребёнком, обучая своим примером речевого общения. Тишина – благоприятный и обязательный фон для охраны нервной системы, слуха, голоса. Детям, находящимся в шумной обстановке трудно контролировать своё произношение.
Задачи культуры речи строго определены программой воспитания в детском саду для всех групп. Так, в младших группах детей учат внятно произносить слова, отвечать на вопросы, развивать способность слушать и понимать речь окружающих. Важно, с каждым ребёнком говорить как можно чаще. Воспитанники младших групп уже должны называть воспитателей по имени отчеству, вежливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой, общаться при помощи слов, а не жестов.
В дальнейшем дети учатся чисто произносить звуки и слова, правильно делая ударение, отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями. У ребёнка пяти лет культура речи должна проявляться в умении быть вежливым со взрослыми, называть их на «вы», выражать свои намерения, мысли ясно, точно, в общении со сверстниками проявлять сдержанность, не допускать крикливого тона. Педагог постоянно даёт примеры правильной, красивой речи с доброжелательными, спокойными интонациями. Воспитатель помогает ребёнку говорить правильно с помощью наводящих вопросов. «Кого ты сначала увидел? А кого потом встретил? Петя и Саша – это кто, твои друзья? Что вы потом решили сделать? А, что это за игра, в которую вы играли?». А когда ребёнок ответит на все вопросы, можно предложить: «Вот теперь обо всём этом расскажи подробнее, только не торопись». Это особенно важно для детей с логопедическими диагнозами.
Иногда у ребёнка запас слов опережает формирование конкретных представлений. «Посмотрите, какой я построил банальный дом». Наша задача – помочь детям осмыслить значение непонятных слов, лучше всего это сделать на доступном, конкретном, видимом материале. Например, слова снегопад, листопад объяснять во время прогулки, когда идёт снег или падают листья.
Детей, которые бояться вступать в общий разговор следует побуждать к разговору, используя для этого любой повод.
Речевая сдержанность – один из признаков культуры общения. Дети должны уметь слушать окружающих. Разговаривая, ребёнок должен смотреть на своего собеседника, не гримасничать, не размахивать руками, не перебивать, а также приносить извинения за свою оплошность, если она возникает. Родителям детей в свою очередь необходимо разъяснять неправильность их полведения, если они сюсюкаются со своими детьми. Важным помощником в воспитании культурной речи являются книги, которые расширяют кругозор ребёнка.