Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Нечаевой Юлией Александровной, педагогом высшей квалификационной категории ОГБУ «Иркутский детский дом-интернат №1» города Иркутска. Она очень увлекающийся человек, всегда находится в творческом поиске и неизменно следует своему педагогическому кредо – «Каждый ребенок талантлив и способен к обучению». Сегодня Юлия Александровна с радостью делится с нами своей статьей «К вопросу о социокультурных механизмах преемственности ценностей поколений». Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Юлии Александровны:
«В основе нормального процесса социального воспроизводства лежат стабильные и гармоничные отношения между поколениями. Именно такой характер отношений между поколениями определяет полноценное сохранение социальной принадлежности индивида в изменяющихся исторических условиях».
Познавательного чтения...
К ВОПРОСУ О СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ МЕХАНИЗМАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЦЕННОСТЕЙ ПОКОЛЕНИЙ
Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно отсталых детей» г. Иркутск
В основе нормального процесса социального воспроизводства лежат стабильные и гармоничные отношения между поколениями. Именно такой характер отношений между поколениями определяет полноценное сохранение социальной принадлежности индивида в изменяющихся исторических условиях. Как показывает время, изменение исторических условий способствует росту взаимного непонимания между представителями разных поколений, которые воспитывались в совершенно непохожих социальных условиях. Проблема непонимания между поколениями характерна для российского общества, так как социокультурный раскол между поколениями исторически воспроизводится в России на протяжении длительного времени [9, с. 170]. В некотором роде, постоянное воспроизводство такого явления как социокультурный раскол, составляет специфику российского общества, является источником его нестабильности.
Нормальная реализация социокультурной преемственности поколений является условием единства общества, его стабильности и жизнеспособности, тогда как проявления социокультурного раскола между поколениями может определяться как фактор социального риска. Непонимание между поколениями проявляется, в частности, в различии ценностных, социальных, политических ориентаций, социального поведения и мировоззрения молодежи и старших поколений. Все это ставит под угрозу ощущение каждым отдельным индивидом общества как системы, которая объединяет, порой полярные, личные и групповые интересы, и может привести к отрицанию коллективных установлений, необходимых для нормального функционирования социума.
Разрушительные тенденции в развитии современного российского общества во многом связаны с изменениями, возникшими в процессе социализации молодого поколения, которая протекает в условиях социального риска. Нарушено нормальное функционирование социальных механизмов передачи ценностей. В результате этого проявляются признаки взаимной отчужденности поколений, молодежью утрачиваются высоко ценимые старшими поколениями такие жизненные принципы как, например, патриотизм, развивается потребительское отношение к жизни и окружающим, усугубляется кризис института семьи, множатся формы девиантного поведения – наркомания, алкоголизм, проституция и так далее [6, с. 19]. Все это обусловливает актуальность данной проблемы.
Следует отметить, что данная тема не является новой для науки. В разное время к проблеме социокультурной преемственности между поколениями обращались различные ученые – историки, психологи, социологи, философы, культурологи, такие как: Э. Эриксон, М. Вебер, К. Дэвис, С. Иконникова, Л. Архангельский, И. Кон, М. Мид, В.Арьес, Н. Волгин, Э. Курциус и многие другие. Несмотря на обилие научных исследований, проблематика, связанная с реализацией социокультурной преемственности в процессе естественной динамики поколений, постоянно привлекает внимание ученых, поскольку проблема «отцов и детей», на наш взгляд, является вечной.
Ученые, рассматривая понятие ценность, трактуют его как значимые для личности предметы и явления окружающей действительности [10, с. 62]. Психологическую природу ценностей составляют ценностные ориентации личности, которые представляют собой системное образование, для которого характерны субъективность, структурность, иерархичность, избирательность, динамичность.
Личность не может развиваться в вакууме, для успешной социальной адаптации ей необходимо получать знания, черпать информацию из различных источников. Одним из таких источников является старшее поколение, задачей которого является передача ценностей младшему поколению. В связи с этим необходимо определить понятия поколение и преемственность.
Поколение – это возрастная группа людей, формирование характера которых происходит под влиянием определенных исторических событий, экономических и культурных условий, что определяет общность и сходство некоторых личностных характеристик в результате сходного для представителей данного поколения социального опыта [15, с. 146].
Преемственность – это исторический, целенаправленный процесс постоянного воспроизводства культурно – исторических ценностей, определяемых общностью социальных условий и исторических задач [11, с. 37].
Механизмы преемственности ценностей от поколения к поколению, которые характерны для стабильного общества, предполагают следующие этапы:
- Передача старшими поколениями культурных ориентиров через собственный пример – с помощью образца деятельности, к передаче посредством слова, то есть переход к вербальным способам передачи культуры;
- Усвоение младшим поколением норм, традиций и предписаний старших поколений;
- Выбор и интерпретация младшим поколением усвоенных ценностей старших поколений, выработка новых идеалов и принципов, которые соответствуют новым историческим и социально – экономическим условиям;
- Трансляция новых выработанных ценностей младшим поколением, которые основаны на ценностях предшествующих поколений, и максимальная адаптация этих ценностей молодым поколением к новым историческим условиям.
Механизмы преемственности ценностей имеют в своей основе признак цикличности, этапы преемственности ценностей последовательны, они проходят в указанном порядке и повторяются в каждом поколении заново.
Для общества, в котором происходит ломка прежней общественной системы, характерно преобразование ценностей, изменение отношений между поколениями и, как результат, нарушение механизмов преемственности ценностей.
Как уже отмечалось выше, в современном российском обществе механизмы преемственности ценностей между поколениями нарушены в связи с тем, что процесс передачи ценностей протекает в условиях негативного отношения к наследию советского периода, а также переходного состояния российского общества.
Старшее поколение, фундаментальные ценности которого сложились в советское время, испытывает глубокие противоречия, с одной стороны в современном российском обществе перед старшим поколением стоит проблема передачи ценностей младшему поколению, с другой – преобразование собственной информационно – смысловой и эмоциональной сфер, то есть необходимость совмещения старых нравственных принципов и новой морали [4, с. 11]. Таким образом, в современном российском обществе следует говорить о разнонаправленном участии старшего и младшего поколений в процессе преемственности ценностей, поскольку происходит преобразование системы ценностей старшего поколения, а младшее поколение, не находя в ценностях старшего поколения идеала для подражания, вырабатывает новые ценности самостоятельно.
Так каким же способом обеспечить преемственность ценностей между поколениями в современных условиях, как сохранить традиционные ценности и передать их молодому поколению?
На наш взгляд, старшее и младшее поколения необходимо привести к общему «знаменателю», данный результат может быть достигнут следующим образом:
- Младшему поколению важно осознать, что без прошлого нет настоящего и будущего, отрицая опыт прошлых поколений, младшее поколение обрекает себя на «социокультурную смерть». Старшее поколение должно терпимее относиться к процессу оценочного восприятия младшим поколением опыта и ценностей предшествующих поколений, так как механизмы преемственности не предполагают его безоговорочного принятия, противостояние и конфликт поколений на ценностном уровне, обеспечивает процесс выработки новых идеалов и принципов, которые соответствовали бы новым историческим и социально – экономическим условиям. Таким образом, у старшего и младшего поколений должно сложиться мнение, что формирование ценностной системы не может осуществляться иначе, как исходя из системы ценностей старших поколений.
- Выявить базовые ценности, традиционные для русской культуры. Необходимо обратиться к ценностям, которые объединяли бы различные поколения. Среди них могут быть такие, как: толерантность, доброта, милосердие, патриотизм, долг, совесть, благородство, честь.
- Реализация механизмов преемственности базовых ценностей от старшего поколения к младшему должна осуществляться в процессе учебной деятельности, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием. Данный процесс может осуществляться через отражение в содержании учебных дисциплин гуманитарного цикла базовых ценностей, традиций, особенностей характера русского народа, богатства исторического наследия.
Таким образом, осуществление вышеуказанных шагов поможет преодолеть взаимную отчужденность поколений, актуализировать базовые ценности, обеспечить эффективность механизмов преемственности ценностей от старшего поколения к младшему поколению, и в результате привести к возрождению социокультурных ценностей.
Литература1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996.
2. Берто Д., Берто-Вьям И. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность на протяжении пяти поколений // Вопросы социологии. 1992. № 1/2. С. 106-122.
3. Дилигенский Г.Г. Российский горожанин конца девяностых: генезис постсоветского сознания. М., 1998.
4. Доброхлеб В.Г. Старшее поколение современной России. М.: РИЦИСЭПН, 2003.
5. Зубов А. Единство и разделения современного русского общества // Знамя. 1998. № 11.
6. Колябина Т.С. Патриотизм и гражданственность как комплекс социокультурных и духовных ценностей (концептуальный анализ) // Всероссийский научный журнал "Общество и право". N° 2 (12). Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2006.
7. Колябина Т.С. Формирование патриотизма и гражданственности в условиях становления новой российской государственности: Учебное пособие. Краснодар: ООО Издательский дом "ХОРС", 2006.
8. Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. С.42.
9. Лебедева Л.Г. Теоретические аспекты исследования диалектики конфликта и сотрудничества поколений: Герценовские чтения. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
10. Лисовский В.Г. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000.
11. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // М.Мид. Культура и мир детства. Избр. произв. / Пер. с англ. М., 1988.
12. Нора П. Поколение как место памяти // Новое литературное обозрение. 1998. № 2(30). С. 48-72.
13. Омельчук Р. К. Преемственность ценностей в обществе и философии // Наука философии и современность: материалы международной научной конференции. Краснодар: Кубанский гос. ун-т; Издатель Воробьев А. В., 2011. С. 105-109.
14. Омельчук Р. К., Бухаров Д. Н. Вера и идентичность как механизмы преемственности ценностей // Пятые Байкальские международные социально-гуманитарные чтения 2011 года. В 4 т. Т. 2: материалы. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. С. 47-52.
15. Покровский Н.Е. "Племя младое" и. знакомое. Российская молодежь и глобализация // Социология и современная Россия / Под ред. А.Б. Гофмана. М.: ГУ ВШЭ, 2003. С.146-147.
16. Савельева И.М., Полетаев А.В. Смена поколений // Савельева И.М., ПолетаевА.В. История и время: в поисках утраченного. М., 1997. С. 360371.
Семенова B.C. Дифференциация и консолидация поколений // Россия: Трансформирующееся общество. М., 2001. С. 256-271.
17. Чекалина, Н.Е. Феномен духовности: к вопросу о социокультурных основаниях / Н.Е.Чекалина // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». Вып. 5. - Архангельск, 2006.