Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Ранняя профилактика детей склонных к девиантному поведению
22 минуты 5066 1356

Ранняя профилактика детей склонных к девиантному поведению

BELENKOVA_fotoДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Беленкова Инна Николаевна, воспитатель детского дома "Родник" города Белово, Кемеровской области, с удовольствием делится с нами статьей «Ранняя профилактика детей склонных к девиантному поведению». Статья будет полезна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Инны Николаевны: 

"Если ребенок излишне скромен, застенчив или неуверен в себе, а может наоборот, сильно активен, подвижен, то значит на него необходимо обратить особое внимание и уже в младшем школьном возрасте вести с ними профилактическую работу по предотвращению развития отклоняющегося поведения, направляя таких детей на положительную социализацию в раннем детстве. Это необходимо проводить в младшем школьном возрасте, чтобы в подростковом периоде их склонность к асоциальному поведению для нас не стало неожиданностью..."

Познавательного чтения...


Ранняя профилактика детей склонных к девиантному поведению.

В последнее время увеличивается социальное сиротство. Из числа детей, оставшихся без попечения родителей, только 5% дети-сироты, все остальные имеют родителей, которые по тем или иным причинам не занимались их воспитанием, либо один или оба родителя злоупотребляли спиртными напитками, вели асоциальный образ жизни. Да и из этого процента детей-сирот большую часть составляют дети-сироты, у которых родители умерли от чрезмерного употребления спиртных напитков, наркотиков. Только, беря этот фактор во внимание, можно предположить с каким психическим здоровьем и генетикой попадают дети в детские дома. А дети отказники!? У них уже нарушена эмоциональная связь со взрослыми. И неудивительно, что даже те дети, которые попали в детский дом в раннем детстве, с которыми велась соответствующая педагогическая работа в подростковом возрасте (13-16 лет) начинают вести асоциальный образ жизни. Это в основном бродяжничество, мелкие хулиганства, токсикомания, воровство и лживость, жестокость, агрессивность, непризнание норм морали и нравственности, бездуховность, утрата интереса к жизни, к знаниям, к труду, употребление алкоголя, курение и многое другое. Даже те дети, которые в младшем школьном возрасте не подавали никаких признаков и склонностей к девиантному поведению, в период подросткового созревания меняются не в лучшую сторону. На это влияет множество причин и факторов.

Дети, которые чаще всего попадают в группу риска:

  1. Дети с эмоциональной депривацией. Это ребенок, не получающий родительского тепла, заботы и внимания. Он стремится любым путем, даже противоправным, заполнить чувство внутренней пустоты. Требует к себе повышенного внимания, а для получения его он совершает различные поступки ещё в младшем школьном возрасте. Наиболее эффективные, в плане удовлетворения эмоциональной потребности, закрепляются у него как положительный опыт. Не всегда этот положительный опыт направлен на положительный поступок, т. к. взрослый человек эффективно и эмоционально, и более ярко реагирует на проступок ребенка, чем на положительный поступок. Совершая в младшем школьном возрасте мелкие хулиганства и проступки, тем самым дети постоянно закрепляют свой положительный опыт, в подростковом возрасте эти проступки перерастают в более серьезные, такие как правонарушения, отсутствие взаимопонимания со взрослыми, а следовательно, попадание ребенка в группу риска.
  2. Дети с заниженной самооценкой. У этих детей в подростковом возрасте остро встает проблема самоутверждения. Именно в это время они пытаются искать поддержку в ближайшем окружении, среди сверстников, друзей. Для поднятия своего авторитета хотят утвердиться в обществе, и какое оно будет, не важно. Обычно они выбирают для самореализации более доступное общество, зачастую с асоциальным поведением. Уходят из детских домов, бродяжничают, что в конечном итоге приводит к правонарушениям и попаданию их в группу риска.
  3. Гиперактивные дети. Это дети, у которых постоянная потребность в новых ощущениях, которые не могут долго находиться в спокойном состоянии. Они более подвижны, любознательны. Если в младшем возрастном периоде они удовлетворяют эти потребности внутри детского дома, совершая мелкие проступки, то в переходном возрасте удовлетворение этим потребностям они ищут на улице. И не всегда эти поступки являются правовыми, что неуклонно ведет к отклоняющему поведению, а затем и к правонарушениям.
  4. Дети изгои. Дети, которых по тем или иным причинам не воспринимают в детском коллективе. Это чаще всего дети с нарушением межличностных связей, у которых слабая адаптация в коллективе. В детском коллективе они не могут найти себе друзей, их не воспринимает коллектив. И так же, как дети с заниженной самооценкой, в подростковом возрасте для них, как правило, легче всего реализоваться в обществе, состоящим из детей, входящих в группу риска. Быть принятым в такую группу – это значит совершать правонарушения, вести асоциальный образ жизни
  5. Озлобленные и агрессивные дети. В младшем школьном возрасте это агрессия подавляется взрослыми, находящимися в данный момент с ребенком. Причина не выясняется и не корректируется. Ребенок остается с этой проблемой, которая с возрастом начинает прогрессировать. И достигает пика в подростковом возрасте, который и без того является кризисным в плане становления личности. Эти дети не удовлетворены своим положением в данном обществе, они не терпят нравоучений, не принимают социальные нормы. В итоге эти дети выходят на улицу, выплескивая свою агрессию и озлобленность на окружающих людей, совершая противоправные действия, вступая в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.

Одной из важнейших задач воспитателя в детских учреждениях является работа по предупреждению и профилактике детей группы риска, раннему выявлению асоциального поведения несовершеннолетних, на так называемом докриногенном уровне, пока социальные отклонения не переросли в преступную деятельность. Одним из способов решения проблемы является преждевременное выявления ассоциальных качеств у детей еще в младшевозрастном периоде. Основной задачей ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних является предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития – социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

Коррекционно-воспитательная деятельность в первую очередь должна быть направлена на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых, социально приемлемых. Для этого необходимо, кроме наблюдения за ребенком, провести с ним индивидуальную беседу, а также диагностику с целью получения четкого представления об актуальном развитии ребенка, его потенциальных возможностях, потребностях, жизненных ориентирах, положении в группе. Результаты диагностики должны выявить не только те или иные нарушения психической деятельности, но и помочь выявить механизм этих нарушений, что необходимо для определения задач, форм и видов реабилитационной работы с ребенком. После проведения диагностики необходимо составить план работы, где будут прописаны формы и виды работы. Для эффективной работы и получения положительных результатов желательно использовать несколько методов, приемов и форм в коррекционно-профилактической работе. Чтобы выбрать тот или иной метод или прием педагогического воздействия необходимо четко представлять себе, чего вам необходимо добиться с его помощью. Это может быть решение следующих задач:

  • Ø Развить социальную активность, пробудить и привить интерес к себе и окружающим;
  • Ø Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;
  • Ø Помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;
  • Ø Пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;
  • Ø Оптимизировать положительный опыт, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:

I. Созидательные, которые содействуют улучшению взаимо­отношений между воспитателем и ребенком, установлению взаи­мопонимания:

1.Проявление доброты, внимания, заботы.

2. Просьба. 

3. Поощрение в виде одобрения, похвалы, награды, выражения доверия, доброго отношения. Поощрение рекомендуется применять при соблюдении следующих правил:

  • совершение ребенком нерядового для него положительного поступка;
  • поощрение должно вызвать у ребенка положительные эмо­ции;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе формы и значимости поощрения для компенсации усилий, затрачен­ных ребенком на совершение положительного поступка;
  • не оставлять без поощрения каждое положительное проявление в поведении ребенка;
  • чтобы не случилось, нельзя оставлять без награды каждое по­ложительное проявление личности;
  • никогда не отнимать полученную награду, так как вы реагируе­те на поступок, а не на ребенка, как личность, чтобы не случилось, ребенок должен знать, что он «хороший»;
  • ребенку необходима доля личной свободы и право на секрет, не усердствуйте в приказаниях, внушениях, распоряжениях, уговорах, помните о внушаемости ребенка;
  • если обстоятельства диктуют, приказывайте твердо и реши­тельно, но только оживленно и оптимистично;
  • всегда учитывайте настроение ребенка и его состояние здоро­вья;
  • не унижайте ребенка, относитесь к нему с уважением, если хотите от него такого же отношения;
  • помните о неприкосновенности личности, выказывайте отно­шение только к поступкам, действиям: не «ты бессердечный», а «ты поступил бессердечно», не «ты невоспитанный», а «ты проявил невоспитанность».

Не учитывая в своих действиях этих правил, вы рискуете поте­рять надежду на взаимопонимание и возможность положительного влияния на ребенка.

4. «Авансирование личности» (в качестве приема педагогического воздействия введен А.С. Макаренко) - предоставление ребенку определенного блага, высказывание положительного мнения о лич­ности, даже если он пока еще его не заслужил в полной мере. Аванс в данной ситуации побуждает к проявлению лучших качеств.

5. «Обходное движение» (название дано А.С. Макаренко). Отно­шение педагога к ребенку, подростку в каждой конкретной ситуации находит свой отклик. Например, ученик совершил некий неблаго­видный поступок и находится в затруднительном положении: свер­стники относятся к нему враждебно, подозревают, или обвиняют его в чем-то. Нарастает конфликт, возможен взрыв негативных эмоций. В таких условиях однозначная поддержка педагога, силой своего авторитета, способна произвести сильное впечатление. Ребенок растерян, удивлен; тревога и напряжение сменяются облегчением и чувством благодарности.

Задача педагога: ненавязчиво дать ребенку понять, что небла­говидный поступок-досадное недоразумение, случайность и больше не повторится, так как ошибки возможны, но нужно извлекать из них полезный опыт.

6.   Прощение. Умение прощать, важнейшее человеческое качество, однозначно должно присутствовать в педагогической практике. Глав­ное - сознательно оценивать факты, понимать ситуацию и прощать, памятуя о том, что любая ситуация всегда только следствие, а не при­чина осложненного поведения ребенка.

II. Некоторые приемы, способствующие формированию у ребенкака социально-одобряемого поведения.

1.Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство необходимости либо недопустимости определен­ного поведения, поступка. Личный пример - полновесный аргумент правоты взрослого человека.

2. Моральная поддержка и укрепление веры подростка в свои силы и возможности.

3. Вовлечение в интересную деятельность.

4. Пробуждение гуманных чувств.

III. Приемы, основанные на понимании динамики формиро­вания чувств и интересов ребенка.

1.Опосредование. Взрослый достигает желаемых изменений в поведении ребенка не прямым указанием, как следует поступать, а посредством какого-либо промежуточного компонента.

2. «Фланговый подход». Взрослый, обнаружив какой-то просту­пок подростка, не осуждает его, а душевно затрагивает такие чувства ребенка, которые побуждают его к проявлению своих лучших черт. Беседа не сосредотачивается на совершенном нарушении ребенка, но влияет на его осмысление содеянного. В этом принцип «флангового подхода».

3. Активизация сокровенных чувств ребенка заключается в поис­ке взрослым условий, которые способны затронуть и активизировать глубоко скрытые благородные устремления ребенка.

IV. Прямые и косвенные тормозящие приемы.

1.Констатация поступка. Прямая - высказывание, акценти­руемое на данном проступке, косвенная - высказывание или дейст­вие, указывающее ребенку на то, что его проступок для взрослого не тайна.

2. Необычный подарок, без слов укоризны вручаемый ребенку в качестве намека на невыполненную, согласно предварительной договоренности, работу.

3. Осуждение, как открытое отрицательное отношение взрослого к нарушению каких-либо норм поведения.

4. Наказание может быть результативным только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку и является для ребенка неожиданностью.

5. Приказание как прием успешно только при правильном выборе взрослым тона его произнесения (твердо и весело, например).

6. Предупреждение.

7. Вызов тревоги относительно предстоящего наказания.

8. Возмущение недопустимостью совершенного поступка.

V. Вспомогательные приемы.

1.Создание внешней опоры социально-одобряемого поведения заключается в формировании культурных и нравственных привычек с помощью нравственных упражнений, заключающихся в много­кратной организации проявлений социально-одобряемого поведения ребенка, подростка.

2.  Отказ от концентрации внимания на отдельных проступках позволяет поддерживать с детьми нормальные взаимоотношения, а также предотвращает несправедливые упреки в злоупотреб­лении осуждением и наказанием.

Тончайшим инструментом влияния на формирование личности ребенка является слово взрослого. Ни в коем случае нельзя в процес­се общения с ребенком, подростком переходить на крик, который является признаком педагогического невежества. Он однозначно воспринимается ребенком как несправедливость.

Опора на лучшие качества личности ребенка, искренний ин­терес к его развитию, вера в его силы и возможности обязательно приведут к положительному результату. Важно помнить: какой бы проступок не совершил ребенок, в первую очередь он нуждается в сочувствии, которое не повредит ему, но растопит лед отчуждения и недоверия, являясь первым шагом взрослых на пути понимания, принятия и своевременной помощи.

Формы психопрофилактиче­ской работы.

Первая форма— организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные фак­торы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, на­пример, через создание негативного общественного мнения по от­ношению к отклоняющемуся поведению.

В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у ребенка включает прежде всего социальную рекламу по форми­рованию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специ­альные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы — все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.

Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит до­статочно эффективным.

Вторая форма психопрофилактической работы — инфор­мирование. Это наиболее привычное для нас направление психо­профилактической работы в форме лекций, бесед, распростране­ния специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть под­хода заключается в попытке воздействия на когнитивные процес­сы личности с целью повышения ее способности к принятию кон­структивных решений.

Для этого обычно широко используется информация, подтверж­денная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные по­следствия употребления наркотиков или описываются драмати­ческие судьбы девиантов, их личностная деградация.

Третья форма психопрофилактической работы — актив­ное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная мо­дель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы.

1.Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному соци­альному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давле­ния сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

  1. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосред­ственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предуп­реждения данной проблемы детей обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справлять­ся со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооцен­ка, стимулируются процессы самоопределения и развития пози­тивных ценностей.
  2. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения лично­сти. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответствен­ность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Нако­нец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверен­ного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Четвертая форма — организация деятельности, альтер­нативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с пред­ставлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. На­пример, аддикция может играть важную роль в личностной дина­мике — повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные ве­щества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности при­знаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Эта форма реализуется практически во всех программах оказа­ния помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося по­ведения. В воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, раз­витие способности любить и быть любимым, формирование уме­ния себя занять и трудиться. Педагоги формируют потребности личности через вовлечение ребенка в раз­личные виды активности — спорт, искусство, познание. Если к под­ростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потреб­ностей и занятий.

Пятая форма — организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение че­ловека достигать оптимального состояния и успешно противосто­ять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регуляр­ные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль осно­ван на экологическом мышлении и существенно зависит от уров­ня развития общества.

Шестая форма — активизация личностных ресурсов. Ак­тивные занятия детей спортом, их творческое самовыраже­ние, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия — все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспе­чивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к не­гативному внешнему воздействию.

Методы применяемые к профилактической работе с детьми:

  • словесный (беседа, рас­сказ, ведущие к усвоению гото­вых знаний);
  • наглядный (наглядно-слу­ховой, наглядно-зрительный) ме­тод используется для усиления впечатления участников от произ­ведений разных видов искусства;
  • проектный (моделирова­ние ситуаций, создание новых способов решения проблем и т.п.);
  • эвристический (проблем­но-поисковый метод) - основ­ной метод развития творчества; выдвигает мотивирующее отно­шение к процессу обучения, которое   рассматривается   как совместная   заинтересованная деятельность педагога и воспи­танников в процессе познания; позволяет осознать и прочувство­вать творческую задачу, что соз­дает прекрасные возможности для оптимизации созидательной активности);
  • репродуктивный (орга­низованное повторение на осно­ве серии упражнений);
  • метод игры (познаватель­ные, ролевые, игры, игры-путе­шествия);
  • эмпирический (метод под­ражания, помогающий быстрее воспроизвести нужное звучание, скопировать движения и т.д.).

 

Благодаря профилактической работе с детьми младшего школьного возраста можно решить главную задачу – выпустить в жизнь не иждивенца, а социально активную личность, способную принести пользу государству и реально решать свои жизненные проблемы.

Сделать будущее ребенка здоровым и счастливым, воспитать гражданина, способного к социализации, уважающего права и свободы личности, обладающего высокой нравственностью, - вот главная цель каждого педагога.

Литература

  1. Журнал «Беспризорник»№6, 2009/ «Профилактика бродяжничества и попрошайничества детей и подростков», Л. Мардахаев;
  2. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.;
  3. Козлов В. В. Работа с кризисной личностью: Методическое пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Психотерапия, 2007. – 336 с.;
  4. Прихожан А. М., Толстых Н.Н. психология сиродства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.;
  5. Шишковец Т. А. Осложненное поведние подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы/ Авт. – сост. Т. А. шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. – 192 с.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1987 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6526 677