Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Моисеенко Ольгой Алексеевной, педагогом дополнительного образования МОУ ДОД ДДТ города Алексеевка, Белгородской области. Сегодня Ольга Алексеевна с удовольствием делится с вами своим профессиональным опытом в освоении детьми техники бисероплетения и предлагает вашему вниманию статью «Бисероплетение как средство интеллектуального и творческого развития детей». Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Алексеевны:
«Бисер завораживает, очаровывает, помогает отвлечься от повседневных забот нашей нелёгкой жизни, помогает перенестись в другой, прекрасный и сказочный мир красоты и добра. Как только дети начинают с ним работать, то переливающиеся огни стеклянных бусинок наполняют их души радостью и светом. Результатом развития их творческих способностей являются прекрасные изделия, которые впоследствии становятся украшением интерьера».
Увлекательного чтения…
Бисероплетение как средство интеллектуального и творческого
Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
В.А.Сухомлинский.
Давно доказано, что развитие руки способствует общему развитию ребёнка, в том числе и интеллектуальному, что ручные работы для детей с невысоким уровнем развития познавательных способностей являются своего рода «палочкой- выручалочкой»: они получают возможность проявить себя среди сверстников, заслужить одобрение, преодолеть складывающиеся психологические комплексы.
Бисероплетение – один из видов ДПИ ,способствующий развитию ребёнка. Этот вид рукоделия, развивает художественный вкус и умение, воспитывает терпение, приучает к аккуратности. Занятия бисером обогащают нашу жизнь, и приносят удовольствие от выполненной работы.
Являясь педагогом дополнительного образованию, я увлекаюсь изучением декоративно-прикладного и изобразительного искусства, изготавливаю различные изделия из бисера. Мне захотелось поделиться своими знаниями, умениями и навыками с детьми, открыть им творческие возможности в бисероплетении. Это я смогла реализовать, создав в 2003 году детское объединение « Фантазии из бисера». В процессе обучения дети осваивали различные виды и техники в бисероплетении, знакомились с историей возникновения , изготавливали различные сувениры и поделки из бисера .
Занятие бисероплетением для ребят оказалось увлекательным делом. На первом занятии я показала свои работы учащимся. И была удивлена тому, какое волшебное действие оказывает мерцание и богатство красок бисера на людей любого возраста. Сложность техники настораживала их. Стоило показать ребятам, как делать лепесток, листик или крылышко бабочки, и они тут же хотели знать больше, спрашивали меня, как их сделать и, конечно я с большим удовольствием им всё объясняла. Их любопытство возрастало ещё больше, когда они осознавали, что работа не так уж сложна, как казалась на первый взгляд.
Техника бисероплетения требует кропотливости и терпения. При плетении используются такие инструменты и материалы, как бисер, проволока, кусачки, ножницы, салфетки для бисера. На начальном этапе учащиеся набирают бисер на приволоку, а затем разными способами плетения выполняют различные элементы, собирая их в композицию. Ребята занимаются с большим удовольствием, испытывая при этом массу положительных эмоций, создавая «красоту» своими руками, ребёнок даёт волю своей фантазии, учится работать с бисером, его пальцы приобретают навык в мелких операциях, что развивает его интеллект, ускоряет умственное развитие. Для снятия усталости воспитанников, я провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, рук и пальцев.
Вкладывая душу в свои композиции, дети дарят радость близким и родственникам. Мне кажется, творчество- это умение видеть прекрасное по- своему, не так как все. Зная все приёмы работы, каждый ребенок, в конце концов, получает свой результат не похожий на других.
Сделанная своими руками творческая работа доставляет ребёнку больше радости, чем купленная в магазине. После того, как мы выполним изделие до конца, я всегда предлагаю детям внимательно посмотреть на работы товарищей. Часто мы даже устраиваем конкурс на лучшее «деревце» или цветочную композицию. Обращаю внимание на то, как не похожи они, выполненные по одному и тому же способу. Каждая работа имеет свой характер, в котором, видимо, отразился характер хозяина, ведь ребёнок сам подбирает сопутствующий материал, цвет, фактуру, решает ,как оформить композицию. Всё это говорит о творческом подходе к тому, чем нравится заниматься детям уже на первоначальном этапе творческого развития. В этом и состоит радость творчества. Таким образом, сливаются мои усилия по обучению и воспитанию с ответными усилиями учащихся по освоению материала, саморазвитию, самовоспитанию.
Люди, умеющие видеть по- своему, всегда были нужны обществу. Моя задача как педагога - открыть в детях это умение, дать им толчок для дальнейшего развития.
Воспитывать в детях потребность к красоте - дело важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став взрослыми, они всегда будут стремиться к эстетическому совершенству. Занимаясь бисероплетением, дети начинают разбираться в сочетании цветов, декоративных элементов, композиционном решении. Декоративно искусство несет в себе отпечаток условности передачи формы, цвета в выполнении элементов изделий. В результате системной работы, ребёнок приобретает навыки не только условного решения формы, но и её композиционного оформления. Мыслительная деятельность ребёнка проявляется в том, как он выполняет элементы для своей будущей работы. При этом ребёнок делает вполне логичные выводы, которые в дальнейшем ведут к необходимым практическим действиям. Иногда ребёнку не нравится то, что он выполнил, он может оставить недоделанной свою работу, вместо того, чтобы исправить ошибку. Такие дети нуждаются в помощи взрослого, он должен научить ребёнка думать над способом изготовления.
Очень сложным моментом для ребёнка на занятиях декоративно- прикладного искусства является умение рационально планировать свою работу. Для этого ребёнку необходимо представлять весь объём работы в целом, твёрдо знать, что именно он хочет выполнить, выделить отдельные этапы создания изделия- обдумать элементы из которых будет состоять работа и способы их изготовления.
Творческие способности ребёнка во время занятий могут проявляться в разных направлениях: в продумывании элементов композиции, в расположении их на будущем изделии, в умении оформления композиции. В декоративно- прикладном искусстве большое значение имеет работа над формой. Чем чаще ребёнок наблюдает предметы ДПИ, тем быстрее у него накапливается опыт в решении зрительных образов. Дети рассматривают работы из бисера ,выполненные в разных техниках, анализируют их .
Развитие детского творчества в процессе занятий по бисероплетению в большинстве случаев зависит от умения их работать с проволокой, бисером, ножницами, пайетками и т.д. Декоративно- прикладное искусство способствует приобретению этих умений.
Нельзя не сказать и о таком аспекте занятий бисероплетением как трудовой воспитательный фактор, который, на первый взгляд, проявляется в данном виде творчества меньше, но пожалуй имеет очень весомое положительное значение в воспитании гармонично развитой личности. В процессе творчества дети совершают трудовую деятельность, очень часто коллективную или подразумевающую совместные действия, что призвано воспитывать в них вежливость, взаимопомощь, взаимное уважение и дружбу. Таким образом, совместная творческая работа развивает умения, навыки и способности детей к овладению искусством бисероплетения. Увлечение этим видом творчества способствует более яркому восприятию окружающего мира.