Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие творческого воображения
19 минут 6417 2004

Развитие творческого воображения

stati voobrДорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Склярову Наталью Викторовну, воспитателя МОУ НШ-ДС № 37 города Сургута, Тюменской области. В жизни дошкольника большую роль играют творческие способности. Сегодня Наталья Викторовна с радостью предлагает вашему вниманию статью, в которой мы узнаем, как можно развить творческое воображение у малышей с помощью развивающих игр и упражнений. Статья будет интересна воспитателям и родителям.

Краткий комментарий к статье от Натальи Викторовны:

"Интенсивное развитие мышления и творческого воображения в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей и воображения детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитыми мыслительными способностями легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, быстрее адаптируются в новой обстановке."

Познавательного чтения...


Развитие творческого воображения

Интенсивное развитие мышления и творческого воображения в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей и воображения детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитыми мыслительными способностями легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, быстрее адаптируются в новой обстановке.

Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Появляется интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Характерной особенностью формирования замещающей деятельности в процессе игр является не только формирование высокого интеллекта, но и творческих способностей.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельной. Использование развивающих игр снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми. Одним из необходимых условий создания для ребенка – дошкольника комфортной обстановки в учреждении является положительно эмоциональное общение со взрослыми. Совместные игры детей со взрослыми и детьми, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным.

Использование развивающих игр родителями поможет эффективно развивать мышление и воображение ребенка, не посещающего детский сад.

Дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.

Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».

Для умственного развития детей дошкольного возраста амплификация значит прежде всего: 1) развитие образного мышления, которое выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем, а именно — умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов или явлений; 2) воображения, а именно — развитие направленности воображения, в результате которого создаются новые образы.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки — заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который бы помог представить условие задачи и решить её на основе данного графического изображения.

Постепенно такие рисунки-чертежи становятся всё более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании. Дети оказываются в состоянии заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание, мышление, воображение.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. Воображение часто называют фантазией.

 Фантазия ребенка ещё очень неустойчива, не подчинена определённой задаче, а ведь именно умение направить свои представления в нужную сторону, подчинить их определённым целям и характеризует продуктивное творческое воображение. Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного, к созданию творческого произведения. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что лучшие замыслы гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображении ребёнка — это развитие направленности воображения.

Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности — источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Так как в данном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно развитие воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.

Очень важно, чтобы эмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления. Например, изучая тему «Домашние и дикие животные» можно предложить детям ситуацию, что Незнайка запутался и никак не может различить их. Поэтому, предлагая задание на развитие памяти предложить отобрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их к соответствующему животному (дикому или домашнему). Далее предлагается задание на развитие воображения: представьте себя каким-нибудь диким (домашним) животным и теперь посмотрите вокруг: что вы можете увидеть? И, наконец, даётся задание на развитие мышления. Детям предлагается карточка с 5-6 окошечками, где располагаются схематично изображённые признаки диких животных, и здесь же среди них в каком-либо окошечке один кружок лишний, относящийся к домашнему животному. Детям необходимо закрыть лишний, ненужный признак.

В ситуации, требующей для своего решения применения новых способов, дети, испытывая неудовлетворённость из-за возникающих противоречий, направляют себя на поиск. Нахождение способа или ответа на вопрос приводят к положительной эмоции, которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса. Следовательно, познавательные игры-занятия направлены на развитие ребёнка. Познавательные игры-занятия могут проводиться как комплексные, которые включают в себя разные виды деятельности. Л.С. Выготский писал, что если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она становится его собственной. Как добиться того, чтобы ребёнок сделал нашу программу своей? Для этого есть один путь — использование тех видов деятельности, которые привлекают ребёнка, соответствуют его возрасту. Поэтому педагогу необходимо определить виды деятельности, в которых происходит формирование способностей к наглядному моделированию и развитие воображения. Такими видами деятельности будут являться: ознакомление детей с художественной литературой, ознакомление детей с природой, занятия по рисованию.

Чтобы дети почувствовали в себе желание творить, поверили в свой успех, необходимо провести подготовительную работу, которая заключается в формировании у детей внутреннего комфорта, бесстрашия перед новым шагом, ощущения полноты жизни. Поэтому целесообразно подобрать комплекс игр и упражнений «открытого типа», то есть, имеющие не единственное верное решение, и одновременно развивающие наблюдательность. Например игры «Хорошо — плохо», «Какой — какая», «На что похож(а)», «Цепочка слов», «Что это может быть?» и другие. Эта работа может проводиться следующим образом. Для того чтобы активизировать внимание детей, заинтересовать их, можно ввести сказочный персонаж, от имени которого будут даваться задания. Например, это может быть сказочница или художник. Он (или она) сообщает, что принёс (принесла) волшебный кружок. Прикатится он только к тому, кто сам придумает, на что (на кого) этот кружок похож. В течение года целесообразно проводить целую серию подобных занятий с участием кружков самых разных цветов (синий, зелёный, белый, коричневый, чёрный), фигурки разных форм (треугольник, квадрат, круг, овал), палочки разной длины. И постепенно почти ко всем приходит свобода фантазии, ребята придумывают  что-то своё, почти исчезают беспомощные повторы уже услышанных ответов.

На этом этапе работы дети представляют предметы, отталкиваясь только от одного видимого признака. Теперь можно давать задание: представить, придумать некоторую целостную ситуацию, ввести её в несложный сюжет, включить её в свою выдумку. Хотя и с опорой на наглядную реальность: придумать домик и того, кто в нём живёт и рассказать, что с ним однажды случилось; а также про цветок и бабочку, поезд и котёнка, грузовую машину и др.Теперь можно попробовать ещё усложнить задание. Надо уменьшить опору на реальность. Ведь ребёнку проще рассказать что-то, когда он видит перед собой детально нарисованные изображения, чем просто представлять себе что-нибудь. Но в то же время рано переводить детей к сочинениям только по собственным представлениям, надо сохранить направленный характер воображения, необходимость следовать определённой задаче. Целесообразно вновь вернуться к цветным кружкам. Но теперь они даются детям индивидуально и не по одному кружку, а для начала по два - три разных цветов. И уже недостаточно просто назвать, на кого или на что они могут быть похожи, а надо придумать, кто это такие и что с ними однажды случилось.

В течение года целесообразно проводить целую серию подобных занятий, с участием кружков самых разных цветов (синий, зелёный, белый, коричневый, чёрный), фигурки разных форм (треугольник, квадрат, круг, овал), палочки разной длины. И постепенно почти ко всем приходит свобода фантазии, ребята придумывают  что-то своё, почти исчезают беспомощные повторы уже услышанных ответов.

Таким образом, дети учатся придумывать собственные истории и сказки, у многих отмечается оригинальность, развёрнутость сюжета, последовательность изложения. Собственные творения получаются эмоционально окрашенными, дети избегают повторений, каждый старается сам.

Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию необходимо обращать внимание на обучение различной технике рисования : (кляксография, рисование пальцами, оттиск со стекла, рисование губкой, рисование по мокрому, набрызг, набрызг с помощью трафаретов, отпечаток комка бумаги, отпечаток ладони с преобразованием отпечатков в рисунок и др.). Использование опорного материала (в качестве которого выступают тела, слова, схематическое изображение геометрических фигур). Например, детям предлагается нарисовать (слепить) то, что бывает круглой формы или даются контуры фигур и предлагается изобразить предметы, которые бывают такой же формы или «разгадать», кто «в них спрятан».

В этом случае, с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получаются интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывает самостоятельно и по-своему видит конечный результат.

Так же очень помогают в развитии воображения задания на создание новых образов: «Дорисуй всё, что захочется», «Оживи камешки», «Превращения», «Какая игрушка?», «Нарисуй такое животное, какого нет на белом свете» и другие. Это - по сути, творческие задания, поэтому нецелесообразно давать оценки детям типа «верно - не верно». Практически любое решение, которое подчинено задаче, оказывается верным, более или менее удачным.

Вышеназванные задания, упражнения, являются прекрасным приёмом на играх-занятиях, когда разные виды деятельности переплетаются между собой и когда поставлена задача - развивать воображение и стимулировать способность к использованию схем, заместителей предметов.

Таким образом, в процессе игр-занятий при использовании зада­ний на развитие воображения и заданий с использованием схем, моделей происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их разви­тию. Предложенные задания и упражне­ния интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их мож­но многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако, необходимо заметить, что фантазия, как и любая дру­гая форма психического отражения, должна иметь позитивное направ­ление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окру­жающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку использовать свои возможности воображе­ния в направлении прогрессивного саморазвития.

Игровые задания и упражнения

Игра «Укрась слово»

Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение , ас­социативный процесс. Основной задачей игры является подбор к предла­гаемому существительному как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача: за определённое время набрать как можно больше при­лагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.

Игра «Выведение следствий»

Эта игра используется как в развитии воображения, так и словесно-логического мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдёт...». Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список примерных вопросов:

• «Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?»

• «Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»

• «Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?»

• «Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?»

• «Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?»

• «Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?»

• «Что произойдёт, если смогут читать мысли друг друга?»

Игра «Рисунок в несколько рук»

Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции и сама насыщена высоким эмоциональным потенциалом. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного об­раза. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и так да­лее. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, по­скольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей. Удо­вольствие доставляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужи­ми формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающее на каждом этапе работы.

Игра «Волшебники»

Используется для развития чувств на базе воображения. Вначале ребёнку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».

Теперь вторая часть игры. Ребёнок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил пло­хого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребёнка работает воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.

Игра «Танец»

Детям предлагается потанцевать. Причём каждый танцует «что хочет». Ребёнок должен выразить в танце какой-либо образ. Лучше, если образ он придумает сам, при затруднении можно помочь ему подсказкой.

Темы для подсказки : станцуй «бабочку», «зайчика», «кошку», «лошадку», «утюг», «конфету», «молоток» и так далее.

Когда ребёнок справился с первой частью задания, можно перейти к следующему этапу. Теперь в качестве предлагаемых тем для танца вы­ступают чувства.

Темы для второй части задания: станцуй «радость», «страх», «горе» , «веселье», «удивление», «каприз», «счастье», «жалость».

Необходимо следить, чтобы дети именно танцевали, а не изобра­жали соответствующие чувства мимикой. Музыку можно использовать любую танцевальную. Важно, чтобы это не были песни со смысловым, понятным для детей текстом.

Игра «Цепочка слов»

Слово, случайно запавшее в голову (или намерено взятое), вызы­вает цепную реакцию, распространяя волны вглубь и вширь, извлекая при этом образы, ассоциации, воспоминания, представления и мечты.

Детям предлагается составить длинный поезд из слов, каждое сло­во — вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой. Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Например: Зима (какая?) — холодная, снежная, (что ещё бывает холодным?) — мороженное, лёд, снег, ветер, (какой ветер?) — сильный, северный (что ещё может быть сильным?) и так далее. За каждое слово, названное детьми, выставляется вагончик.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2680 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6694 677