Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Ключ к творческому развитию детей через кружковую работу
14 минут 8722 2081

Ключ к творческому развитию детей через кружковую работу

ROMANCHUKДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Романчук Натальей Анатольевной, воспитателем первой квалификационной категории МДОУ детский сад комбинированного вида №5 "Брусничка" города Бодайбо, Иркутской области. Наталья Анатольевна очень любит свою работу, является лауреатом районного конкурса "Юный исследователь" (2012 г.). Сегодня Наталья Анатольевна хочет поделиться с коллегами наработками по кружковой работе. Статья будет интересна педагогам и узким специалистам дошкольных учреждений. 

Краткий комментарий к статье от Натальи Анатольевны:

"Моя педагогическая философия - как бы ни складывалась окружающая жизнь, перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей его развития и, уж конечно, в первую очередь, помочь вступить в мир воображения, фантазии, творчества, через развитие кружковой работы по математическому представлению."

Увлекательного чтения...


Ключ к творческому развитию детей через кружковую работу 

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ТАБЛИЦАМ

«Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом.

Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм геометрической выразительности.

Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам».

А. Пуанкаре

Именно эти слова стали своеобразной путеводной нитью в моем становлении как педагога и творческой личности. Уверена, что для создания творческого потенциала личности необходимо сочетание знаний (общеобразовательных и специальных) и развитого управляемого творческого воображения.

Знания человека растут на протяжении всей его жизни, их дают в детском саду, школе, в специальных средних и высших заведениях… А воображение, как установлено психологами, достигает наибольшей силы в возрасте 12-16 лет, а потом постепенно угасает. Для меня важнейшей целью творческого воспитания и обучения детей дошкольного возраста стало предотвращение этого процесса, более того, главной целью, это - развитие и усиление воображения, фантазии, творчества и развитие умственной деятельности… «Математика - в порядок ум приводит».

Моя педагогическая философия состоит в том что, как бы ни складывалась окружающая жизнь перед ребенком для него необходимо открыть как можно больше путей его развития и, уж конечно, в первую очередь, помочь вступить в мир воображения, фантазии, творчества, через развитие кружковой работы по математическому представлению.

В этом мне помогает кружковая деятельность по развитию творческого воображения. Необычные по своему содержанию и форме занятия в кружке вызывают большой интерес у детей, дети ведут себя раскованно и непринужденно.

Моя дорога к осуществлению моих целей и задач трудна и захватывающе интересна. Сколько я изучила литературы и методик, а, сколько ещё предстоит изучить…

Передо мной постоянно стоят задачи - искать новые формы работы, делать жизнь детей более насыщенной разнообразной деятельностью.

Я прилагаю усилия для того, чтобы данной формой работы развивать способности детей, естественным путём развить в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения, воспитать их способными к самостоятельной жизни и деятельности.

Занятие в детском саду я понимаю не как «урок – занятие» для детей, а как то, чем их «занять» в повседневности, в реальной детской жизни. Чем же? Чем-то интересным, полезным, радостным… «А если не интересно, но надо?» - спросите вы. Тогда нужно думать, как неинтересное дело сделать интересным. То есть деятельность, на которой знания добываются детьми. Дети ищут их вместе со мной – учатся учиться.

Развить творческую личность невозможно без развития пытливого ума, интереса к окружающему, способности созидать новое. Для решения этих задач я ищу и использую эффективные приёмы - это проблемно-игровая технология интеллектуально-творческого развития дошкольников «Сказочные лабиринты игры», приёмы ТРИЗ, и другие средства. Важно, чтобы это приносило удовольствие и пользу детям. Мои совместные действия с детьми создают необходимые условия для творческой деятельности, хотя на занятиях кружковой работы присутствуют элементы обучения. Я учу детей видеть, чувствовать, слышать. Создаю условия для того, чтобы при взаимодействии различных видов деятельности собственный опыт ребенка использовался для развития продуктивного мышления, воображения, творчества.

Но один в поле не воин. Главное в любом деле - единомышленники Их я нашла в родителях, воспитателях, специалистах, зажженных огоньком творчества, в нашем детском саду.

Творческая деятельность несет немаловажную функцию в жизни ребенка – функцию объединения и создания творческого союза с взрослым. Совместные праздники и занятия помогают объединиться мне, родителям и детям. Родители получают возможность наблюдать и изучать ребенка в новой обстановке. Они видят, как чувствует себя ребенок в детском коллективе, занимается сложной для него интеллектуальной работой. Это новое знание о ребенке помогает не просто сохранить его мир, его здоровье, но и строить процесс обучения и развития, воспитания, создавая оптимальные условия в домашней обстановке. Совместно с родителями я создаю удобный мостик перехода от увлекательной дошкольной жизни к интересной, но не простой школьной жизни.

Мои педагогические аксиомы при внедрении кружковой работы в образовательный процесс просты:

  • Если я хочу, чтобы ребенок стал умным, необходимо, прежде всего, заботиться о его духовном и телесном здоровье.
  • Если я хочу, чтобы ребенок научился сам добывать знания, процесс умения должен быть веселым и радостным.
  • Если я хочу, чтобы ребенок вырос сильной личностью, необходимо сохранять и развивать его уникальность и неповторимость.

Приложение к статье.

Хочу поделиться с коллегами, моими наработками по кружковой работе.

Пояснительная записка.

Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геометрической фигуры, вели­чины и др., которые детям предстоит усваивать в школе, - абстрактны, они отражают связи и отношения, свойственные предметам внешнего мира. Первоначальным источником познания является чувствен­ное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления — образы предметов, их свойств, отношений. Понимание логических определений понятий находится в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чув­ственную ступень познания. Чем богаче будут их представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстра­гирования перейти от этих представлений к математическим по­нятиям. И чем раньше начинать данную работу, тем лучше будут развиты интеллектуальные способности. Успешному овладению математическими понятиями способствует специальная работа, организованная в группе детей в кружке по формиро­ванию математических представлений «Растишка». Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут, 36 занятий в год (12 часов).

Цель кружка: развитие интеллектуальных способностей детей через игры математического содержания.

Задачи среднего дошкольного возраста:

  • Познакомить детей средней группы с математическими играми Б.П. Никитина, В.В.Воскобовича, Х.Кюизенера, Дьенеша;
  • Развивать память, мышление, внимание через дидактические игры математического содержания.

Задачи старшего дошкольного возраста:

  • Уметь самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами, строить простые высказывания о сущности выполненного действия и т.д.;
  • Находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путём;
  • Активно включаться в коллективную работу, помогать сверстнику в случае необходимости;
  • Свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, практических заданий, упражнений, в том числе и придуманных детьми.

Совместная деятельность в кружке проводится в игровой форме с использованием игр математического содержания, рекомендуемые программой «Детство» (авт. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина). Это игровое пособие Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича, Х. Кюизенера, Дьенеша. Математические знания даем детям в определенной системе и последовательности, с поэтапным усложнением, с учетом возрастных особенностей детей.

Игры математического содержания способствуют развитию первоначальных на­выков индуктивного и дедуктивного мышления, умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, способности к абстраги­рованию и обобщению, смекалки и сообразительности, простран­ственных представлений и воображения. Таким образом, формирование элементарных матема­тических представлений способствует развитию тех ка­честв, которые необходимы будущему школьнику.

Уровни усвоения программы:

Первый год обучения (4-5 лет).

Низкий уровень.

Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами до 3-5, допускает ошибки при сосчитывании. Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом).

Средний уровень.

Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру, устанавливает неравенство. Считает до 4—7.

Высокий уровень.

Ребенок оперирует свойствами предметов, обнару­живает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения, сериации; сосчитывает предметы до 8-10. Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если... уберем, добавим?..» Самостоятельно экспериментирует с целью определения не­изменности   количества   и   размера,   объясняет,   почему   стало больше или меньше. Проявляет творческую самостоятельность в практической, В игровой деятельности, применяет известные ему способы действий в иной обстановке.

Второй год обучения (5-6 лет).

Низкий уровень.

Ребёнок классифицирует геометрические фигуры, величины по одному-двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные отношения, выполняет действия в заданной последовательности. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливает, не объясняет сущность действий. Самостоятельности и творчества не проявляет. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств, зависимостей, результатов сравнения.

Средний уровень.

Ребёнок осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать; считает, измеряет, сравнивает числа. С помощью воспитателя выражает в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин. Не проявляет инициативы и творчества.

Высокий уровень.

Ребёнок самостоятельно осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение. Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику. Оказывает помощь сверстникам.

Третий год обучения (6-7 лет).

Низкий уровень.

Ребёнок выделяет свойства предметов (двух-трёх), определяет наличие (отсутствие) признака. Считает, сравнивает, измеряет. Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей групп, количественных и пространственных отношений. В играх пользуется образцами, инициативы, и творчества не проявляет.

Средний уровень.

Ребёнок выделяет свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицирует их. Затрудняется в выделении изменений при смене основания классификации, условной мерки, числа предметов во вновь образованных группах. Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Результаты диагностики носят, в основном. Воспроизводящий (нетворческий) характер.

Высокий уровень.

Ребёнок имеет обобщённое представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин. Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов. Проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Пользуется условными обозначениями.

Ожидаемые результаты:

По окончании курса программы дети старшего дошкольного возраста овладеют элементарными представлениями о множестве и числе, об отношениях величин, о простейших геометрических фигурах, научатся ориентироваться в пространстве и во времени, устанавливать количественные отношения между числами, целым и частью. Они овладеют счетом и измерением линейных величин, усвоят небольшое количество математиче­ских терминов: названия геометрических фигур (круг, квадрат и др.), элементов фигур (угол, сторона). Все способствует развитию интереса к математическим знаниям, уме­нию проявлять волевые усилия для решения задач математиче­ского характера.

Литература:

  • Бондаренко Т.М.Комплексные занятия в средней группе.
  • Ермолаева Л.И. Игры, задания и упражнения математического содержания. Иркутск, 2000
  • Михайлова З.А. Математика от трех до семи, С.-П., 1999
  • Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, С.-П., 2007
  • План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду, под ред. З.А. Михайловой, С.-П., 1999

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2375 38

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6613 677