Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Романчук Натальей Анатольевной, воспитателем первой квалификационной категории МДОУ детский сад комбинированного вида №5 "Брусничка" города Бодайбо, Иркутской области. Наталья Анатольевна очень любит свою работу, является лауреатом районного конкурса "Юный исследователь" (2012 г.). Сегодня Наталья Анатольевна хочет поделиться с коллегами наработками по кружковой работе. Статья будет интересна педагогам и узким специалистам дошкольных учреждений.
Краткий комментарий к статье от Натальи Анатольевны:
"Моя педагогическая философия - как бы ни складывалась окружающая жизнь, перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей его развития и, уж конечно, в первую очередь, помочь вступить в мир воображения, фантазии, творчества, через развитие кружковой работы по математическому представлению."
Увлекательного чтения...
Ключ к творческому развитию детей через кружковую работу
«Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом.
Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм геометрической выразительности.
Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам».
А. Пуанкаре
Именно эти слова стали своеобразной путеводной нитью в моем становлении как педагога и творческой личности. Уверена, что для создания творческого потенциала личности необходимо сочетание знаний (общеобразовательных и специальных) и развитого управляемого творческого воображения.
Знания человека растут на протяжении всей его жизни, их дают в детском саду, школе, в специальных средних и высших заведениях… А воображение, как установлено психологами, достигает наибольшей силы в возрасте 12-16 лет, а потом постепенно угасает. Для меня важнейшей целью творческого воспитания и обучения детей дошкольного возраста стало предотвращение этого процесса, более того, главной целью, это - развитие и усиление воображения, фантазии, творчества и развитие умственной деятельности… «Математика - в порядок ум приводит».
Моя педагогическая философия состоит в том что, как бы ни складывалась окружающая жизнь перед ребенком для него необходимо открыть как можно больше путей его развития и, уж конечно, в первую очередь, помочь вступить в мир воображения, фантазии, творчества, через развитие кружковой работы по математическому представлению.
В этом мне помогает кружковая деятельность по развитию творческого воображения. Необычные по своему содержанию и форме занятия в кружке вызывают большой интерес у детей, дети ведут себя раскованно и непринужденно.
Моя дорога к осуществлению моих целей и задач трудна и захватывающе интересна. Сколько я изучила литературы и методик, а, сколько ещё предстоит изучить…
Передо мной постоянно стоят задачи - искать новые формы работы, делать жизнь детей более насыщенной разнообразной деятельностью.
Я прилагаю усилия для того, чтобы данной формой работы развивать способности детей, естественным путём развить в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения, воспитать их способными к самостоятельной жизни и деятельности.
Занятие в детском саду я понимаю не как «урок – занятие» для детей, а как то, чем их «занять» в повседневности, в реальной детской жизни. Чем же? Чем-то интересным, полезным, радостным… «А если не интересно, но надо?» - спросите вы. Тогда нужно думать, как неинтересное дело сделать интересным. То есть деятельность, на которой знания добываются детьми. Дети ищут их вместе со мной – учатся учиться.
Развить творческую личность невозможно без развития пытливого ума, интереса к окружающему, способности созидать новое. Для решения этих задач я ищу и использую эффективные приёмы - это проблемно-игровая технология интеллектуально-творческого развития дошкольников «Сказочные лабиринты игры», приёмы ТРИЗ, и другие средства. Важно, чтобы это приносило удовольствие и пользу детям. Мои совместные действия с детьми создают необходимые условия для творческой деятельности, хотя на занятиях кружковой работы присутствуют элементы обучения. Я учу детей видеть, чувствовать, слышать. Создаю условия для того, чтобы при взаимодействии различных видов деятельности собственный опыт ребенка использовался для развития продуктивного мышления, воображения, творчества.
Но один в поле не воин. Главное в любом деле - единомышленники Их я нашла в родителях, воспитателях, специалистах, зажженных огоньком творчества, в нашем детском саду.
Творческая деятельность несет немаловажную функцию в жизни ребенка – функцию объединения и создания творческого союза с взрослым. Совместные праздники и занятия помогают объединиться мне, родителям и детям. Родители получают возможность наблюдать и изучать ребенка в новой обстановке. Они видят, как чувствует себя ребенок в детском коллективе, занимается сложной для него интеллектуальной работой. Это новое знание о ребенке помогает не просто сохранить его мир, его здоровье, но и строить процесс обучения и развития, воспитания, создавая оптимальные условия в домашней обстановке. Совместно с родителями я создаю удобный мостик перехода от увлекательной дошкольной жизни к интересной, но не простой школьной жизни.
Мои педагогические аксиомы при внедрении кружковой работы в образовательный процесс просты:
- Если я хочу, чтобы ребенок стал умным, необходимо, прежде всего, заботиться о его духовном и телесном здоровье.
- Если я хочу, чтобы ребенок научился сам добывать знания, процесс умения должен быть веселым и радостным.
- Если я хочу, чтобы ребенок вырос сильной личностью, необходимо сохранять и развивать его уникальность и неповторимость.
Приложение к статье.
Хочу поделиться с коллегами, моими наработками по кружковой работе.
Пояснительная записка.
Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геометрической фигуры, величины и др., которые детям предстоит усваивать в школе, - абстрактны, они отражают связи и отношения, свойственные предметам внешнего мира. Первоначальным источником познания является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления — образы предметов, их свойств, отношений. Понимание логических определений понятий находится в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания. Чем богаче будут их представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям. И чем раньше начинать данную работу, тем лучше будут развиты интеллектуальные способности. Успешному овладению математическими понятиями способствует специальная работа, организованная в группе детей в кружке по формированию математических представлений «Растишка». Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут, 36 занятий в год (12 часов).
Цель кружка: развитие интеллектуальных способностей детей через игры математического содержания.
Задачи среднего дошкольного возраста:
- Познакомить детей средней группы с математическими играми Б.П. Никитина, В.В.Воскобовича, Х.Кюизенера, Дьенеша;
- Развивать память, мышление, внимание через дидактические игры математического содержания.
Задачи старшего дошкольного возраста:
- Уметь самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами, строить простые высказывания о сущности выполненного действия и т.д.;
- Находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путём;
- Активно включаться в коллективную работу, помогать сверстнику в случае необходимости;
- Свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, практических заданий, упражнений, в том числе и придуманных детьми.
Совместная деятельность в кружке проводится в игровой форме с использованием игр математического содержания, рекомендуемые программой «Детство» (авт. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина). Это игровое пособие Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича, Х. Кюизенера, Дьенеша. Математические знания даем детям в определенной системе и последовательности, с поэтапным усложнением, с учетом возрастных особенностей детей.
Игры математического содержания способствуют развитию первоначальных навыков индуктивного и дедуктивного мышления, умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, способности к абстрагированию и обобщению, смекалки и сообразительности, пространственных представлений и воображения. Таким образом, формирование элементарных математических представлений способствует развитию тех качеств, которые необходимы будущему школьнику.
Уровни усвоения программы:
Первый год обучения (4-5 лет).
Низкий уровень.
Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами до 3-5, допускает ошибки при сосчитывании. Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом).
Средний уровень.
Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру, устанавливает неравенство. Считает до 4—7.
Высокий уровень.
Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения, сериации; сосчитывает предметы до 8-10. Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если... уберем, добавим?..» Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше или меньше. Проявляет творческую самостоятельность в практической, В игровой деятельности, применяет известные ему способы действий в иной обстановке.
Второй год обучения (5-6 лет).
Низкий уровень.
Ребёнок классифицирует геометрические фигуры, величины по одному-двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные отношения, выполняет действия в заданной последовательности. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливает, не объясняет сущность действий. Самостоятельности и творчества не проявляет. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств, зависимостей, результатов сравнения.
Средний уровень.
Ребёнок осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать; считает, измеряет, сравнивает числа. С помощью воспитателя выражает в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин. Не проявляет инициативы и творчества.
Высокий уровень.
Ребёнок самостоятельно осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение. Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику. Оказывает помощь сверстникам.
Третий год обучения (6-7 лет).
Низкий уровень.
Ребёнок выделяет свойства предметов (двух-трёх), определяет наличие (отсутствие) признака. Считает, сравнивает, измеряет. Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей групп, количественных и пространственных отношений. В играх пользуется образцами, инициативы, и творчества не проявляет.
Средний уровень.
Ребёнок выделяет свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицирует их. Затрудняется в выделении изменений при смене основания классификации, условной мерки, числа предметов во вновь образованных группах. Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Результаты диагностики носят, в основном. Воспроизводящий (нетворческий) характер.
Высокий уровень.
Ребёнок имеет обобщённое представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин. Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов. Проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Пользуется условными обозначениями.
Ожидаемые результаты:
По окончании курса программы дети старшего дошкольного возраста овладеют элементарными представлениями о множестве и числе, об отношениях величин, о простейших геометрических фигурах, научатся ориентироваться в пространстве и во времени, устанавливать количественные отношения между числами, целым и частью. Они овладеют счетом и измерением линейных величин, усвоят небольшое количество математических терминов: названия геометрических фигур (круг, квадрат и др.), элементов фигур (угол, сторона). Все способствует развитию интереса к математическим знаниям, умению проявлять волевые усилия для решения задач математического характера.
Литература:
- Бондаренко Т.М.Комплексные занятия в средней группе.
- Ермолаева Л.И. Игры, задания и упражнения математического содержания. Иркутск, 2000
- Михайлова З.А. Математика от трех до семи, С.-П., 1999
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, С.-П., 2007
- План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду, под ред. З.А. Михайловой, С.-П., 1999