Дорогие друзья, мы рады представить вам Клименко Варвару Александровну, воспитателя ГБДОУ № 37 Центр развития ребенка - Детский сад № 37 города Санкт-Петербург. В свободное время она занимается творческой деятельностью: декоративные глиняные изделия, декорирования старых вещей и бытовой утвари. Любит читать книги и познавательную литературу. Сегодня Варвара Александровна с удовольствием предлагает вашему вниманию Программу кружка по лепке народных игрушек: «Волшебная мастерская». Данный материал будет интересен воспитателям и родителям.
Краткий комментарий к статье от Варвары Александровны:
«Чем быстрее прогресс входит в наш мир, тем быстрее мы забываем про наши корни. Дети должны помнить про игрушки, в которые играли с удовольствием наши отцы и матеря, дедушки и бабушки. А если дети сами окунутся в мир прошлого и почувствуют всю ценность игрушки сделанной собственными руками, они откроют для себя весь мир. Данная разработка поможет ребенку быть более внимательным, будет развивать его эстетический вкус, воображения, фантазию, мелкую моторику рук. Также, этнокультурное развитие в рамках использование традиционных славянских мотивов».
Увлекательного чтения…
Программа кружка по лепке народных игрушек: «Волшебная мастерская»
Программа кружка по лепке «Волшебная Мастерская» объемом 38 часов адресована учащимся детей подготовительной группы. Предлагаемая программа по лепке из пластического материала представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Данная разработка поможет ребенку быть более внимательным, будет развивать его эстетический вкус, воображения, фантазию. Также, этнокультурное развитие в рамках использование традиционных славянских мотивов. Кружок повлияет как на образовательный процесс, так и на развитие мелкой моторики рук. Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.
Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Цель программы: формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.
Задачи:
- научить работать с пластическими материалами, разнообразными способами декорирования
- научить применять способы объемной лепки из глины
- развить способность эстетически работать с пластическими материалами, творчески подходить к работе
- совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов
- развивать мелкую моторику рук
- создание условий для самостоятельного творчества
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
Дидактическое и техническое оснащение занятий
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ребенка (трафареты, шаблоны и пр.); таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.
Материалы, инструменты, приспособления:
Основные составляющие занятий:
- глина, пластилин, соленое тесто
- гуашь, акрил, кисточки, ветошь, баночки с водой, губки
- стека, палочки, скалка, ткань
- пакеты, доска
Организация и проведение занятия включает следующие структурные элементы:
- инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
- практическая работа
- физкультминутки
- подведение итогов, анализ
- приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики. Необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий. Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.
По окончании курса дети должны знать:
- технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), Технологию раскатывание пластов, особенности структуры, формообразование, соленого теста, глины, пластилина;
- основные приемы лепки;
- что такое «каркас», из чего его можно изготовить, как укрепить изделие с помощью каркаса;
- приемы соединения деталей в поделках из соленого теста, пластилина, глины;
- особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий;
- приемы использования подручных средств, при работе с соленым тестом, глины, пластилин;
- правила выполнения сборных конструкций из соленого теста, глины, пластилина;
- последовательность изготовления (панно, композицию) из соленого теста, глины, пластилина; операции;
- приемы разметки по тесту, пластилина, глины;
- узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков, различная фактура;
По окончании курса дети должны уметь и владеть:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто, раскатывать пласт;
- укреплять поделку с помощью каркасов разного типа;
- соединять детали из соленого теста, пластилина, глины различными способами;
- применять основные приемы лепки, как для небольших поделок, так и для составных конструкций, панно картин;
- правильно сушить и оформлять изделие;
- использовать при оформлении и изготовлении поделки разнообразные способы декорирования;
- собирать сборные конструкции из соленого теста, пластилина, глины;
- изготовлять небольшое панно из соленого теста, глины, пластилина;
- выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков, делать различную фактуру;
- самостоятельно определять технологию изготовления поделки;
- работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения;
- анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства;
- творчески подходить к выполнению работы;
Формы подведения итого
1. По окончанию каждой темы, с детьми будет проводиться анализ работы на выявление разнообразных технических применений, эстетическое исполнение работы, проработку мелких деталей, цветовое оснащение предмет
2. По окончанию каждого тематического раздела, на основе наработанного с детьми материала, будет организовываться выставка детский работ
Содержание
I. Раздел «народные игрушки»
1. Каргапольская глиняная игрушка
Традиционная каргапольская игрушка из глины. Характерные особенности.
Вылепить из комка глины характерную каргапольскую игрушку. Создание узнаваемых форм народной игрушки. Роспись традиционными орнаментами характерные объемные формы каргапольской игрушки.
Часов: 4
2. Дымковская глиняная игрушка
Традиционная дымковская игрушка из глины. Характерные особенности. Лепка дымковской игрушки, создание с помощью пластики самостоятельного образа дымки. Украшение объемных форм характерными орнаментальными узорами.
Часов:4
3. Филимоновская глиняная игрушка
Традиционная филимоновская игрушка из глины. Изображение традиционной игрушки с характерными особенностями. Лепка объемных форм самостоятельного образа филимоновской игрушки.
Часов:4
II. Раздел «Игрушки свистульки»
1. Тульская игрушка
Традиционная тульская игрушка свистулька. Характерные формы. Вылепить узнаваемый образ игрушки, её конструкцию и орнаментальное украшение.
Часов:2
2. Абашевская глиняная игрушка
Традиционная абашевская глиняная игрушка свистулька.
Изображение традиционной игрушки с характерными особенностями. Лепка объемных форм самостоятельного образа абашевской игрушки. Украшение характерными орнаментальными узорами.
Часов: 2
3. Жбанниковская глиняная игрушка
Традиционная жбанниковская глиняная игрушка свистулька
Лепка жбанниковской игрушки, создание с помощью пластики самостоятельного образа. Украшение объемных форм характерными орнаментальными узорами.
Часов: 2
III. Раздел «Традиционные народные игрушки»
1. Скопинская игрушка
Традиционная скопинская игрушка из глины. Характерные особенности.
Вылепить из комка глины характерную скопинскую игрушку. Создание узнаваемых форм народной игрушки. Роспись традиционными орнаментами характерные объемные формы скопинской игрушки.
Часов: 2
2. Чернышевская игрушка
Традиционная чернышевская игрушка из глины. Изображение традиционной игрушки с характерными особенностями. Лепка объемных форм самостоятельного образа чернышевская игрушки.
Часов 2
3. Орловская глиняная игрушка
Традиционная орловская глиняная игрушка. Характерные формы. Вылепить узнаваемый образ игрушки, её конструкцию и орнаментальное украшение.
Часов 4
Литература
- Захаров А. И. Основы технологии керамики: Учебное пособие / РХТУ им. Д. И. Менделеева; М., 2005. – 126 с.
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. –метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с
- Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. — СПб.: Европейский дом, 2000. – 109 с.
- Скоролупова О. А. Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: ООО «Издательство Скрипторий, 2005. – 127 с.
- Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика преподавания» - М:Академа,2002. – 368 с.
- Соломенникова О. А. Радость творчества – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 168 с.