Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе логопеда»
5 минут 6448 1519

«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе логопеда»

SERGUSHOVA fotoДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики «Мастера своего дела» Сергушова Лариса Витальевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБУ Детский сад № 196 «Маячок» города Тольятти, Самарской области, с радостью делится с нами статьей «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе логопеда». Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Ларисы Витальевны:        

«В наш век информационные технологии все больше входят в нашу жизнь. Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов позволяют значительно разнообразить процесс обучения. Это особенно важно, так как в настоящее время отмечается тенденция увеличения числа детей с нарушениями речи. Применение информационных технологий позволяет не только активизировать компенсаторные механизмы, но и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций».

Познавательного чтения…


«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе логопеда».

  В наш век информационные технологии все больше входят в нашу жизнь. Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов позволяют значительно разнообразить процесс обучения. Это особенно важно, так как в настоящее время отмечается тенденция увеличения числа детей с нарушениями речи. Применение информационных технологий позволяет не только активизировать компенсаторные механизмы, но и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.    

     Учёными установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, который увидит, услышит и "потрогает", т.е. сам что-то воспроизведет, применит на практике. Поэтому важно во время занятия постоянно предоставлять дошкольникам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу.   Одним из основных средств расширения детских представлений являются игровые ситуации, созданные с помощью интерактивной доски. Использование интерактивной доски позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, где ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Разнообразие функций доски позволяет отрабатывать конкретные навыки несколькими способами.                                                                  

       Я использую в своей работе практико-ориентированные задания на развитие умений звукового, слогового анализа и синтеза, чтение, игры со словами, звуко-буквенный анализ, ребусы кроссворды. Мною были разработаны игры и упражнения по обучению детей грамоте, направленных на развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи. На занятиях   использую модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения. Эти схемы и модели повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Использование в работе моделей артикуляции, которые исполняют роль зрительных опор, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. Работа на экране разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой детей, что является залогом успеха.    

      Интерактивная доска позволяет на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д.      

В своей работе применяю мультимедийные презентаций, разработанные самостоятельно с помощью программы Power Point.

  • Для развития фонематического восприятия: «Угадай, кто кричит».
  • Для развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза: «Звуковой анализ слов»
  • Для усвоения лексических тем «Домашние обитатели»; «Осень», «Мебель», «Зима», «Весна».

На занятиях использовались специальные обучающие компьютерные программы: «Домашний логопед» (практический курс);

Также помимо обучающих игр, использую мультипликационные диски в соответствии с лексической темой. «viki.rdf.ru» (детские презентации);

    Таким образом, гармоничное сочетание современных компьютерных технологий с традиционными средствами   в коррекционно-образовательном процессе позволяет значительно повысить эффективность работы логопеда.

       Литература

1. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях // Логопед, №1, 2012.

2. Резцова М.М Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда - http://festival.1september.ru

3. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков. Сборник материалов научно-практической конференций с международным участием. - Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011г. - http://nsportal.ru/node/89365

4. Никитина М. Ребенок за компьютером.- М., Эксмо, 2006.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3076 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6921 677