Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Шнайдер Оксаной Александровной, воспитателем первой квалификационной категории МДОУ детский сад комбинированного вида № 5 «Брусничка», города Бодайбо Иркутской области. Ее педагогическое кредо: «Хочешь изменить мир, начни с себя; для достижения счастья необходимы три условия: мечта, вера в себя и трудолюбие». Оксана Александровна является победителем конкурса на Премию Губернатора Иркутской области в номинации - «Лучший педагогический работник муниципального дошкольного образовательного учреждения 2012 года». Сегодня Оксана Александровна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по воспитанию и обучению детей на основе проектной деятельности. Статья будет интересна педагогам дошкольных учреждений и родителям.
Краткий комментарий к статье от Оксаны Александровны:
«Как всестороннее развить личность ребёнка, как научить его самостоятельно действовать, находить решение поставленных задач в различных видах детской деятельности, как дошкольник должен уметь применять полученные знания? Для реализации поставленных задач я использую в работе с детьми инновационную деятельность (воспитание и обучение строю на основе проектной деятельности)».
Профессионального чтения…
Исследовская работа - одна из аспектов успешного развития ребенка.
Я часто задаю себе вопросы - как всестороннее развить личность ребёнка, как научить его самостоятельно, действовать, находить решение поставленных задач в различных видах детской деятельности, как дошкольник должен уметь применять полученные знания, предлагать собственное решение проблемы? Для реализации поставленных задач я использую в работе с детьми инновационную деятельность (воспитание и обучение строю на основе проектной деятельности).
Работая на подготовительной группе «Капитошка» с детьми старшего дошкольного возраста, мы реализовали проект - «Мини-музей пуговицы».
Родители и дети стали активными участниками проекта. Вместе с родителями мы обговорили этапы проведения проекта, установили сроки.
Полученные поручения были выполнены родителями и детьми с удовольствием. Одни родители собрали информацию об истории появления пуговиц. Детям было интересно узнать, что вместо пуговиц раньше использовали деревянные палочки, бусинки, кости животных. Другие родители помогали оформлять стенд, третьи – вместе с детьми изготавливали поделки панно и даже картины из пуговиц. Для развития мелкой моторики рук, мы – воспитатели, придумали и изготовили развивающие игры с использованием пуговиц. Для изучения счёта, цвета, формы, размера мы использовали разноцветные пуговицы. Но это ещё не всё!
Оказывается, пуговицы сделаны из разных материалов: пластмассы, дерева, железа, стекла. Об этом наши воспитанники узнали на непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.
Современные технологии не стоят на месте и на смену пуговицам приходят молнии, кнопки, крючки, липучки. Эти материалы мы тоже использовали в своей работе с детьми, учили пользоваться ими.
Итогом создания «Мини-музея пуговицы» стало его торжественное открытие. Дети разгадывали загадки о пуговицах, представляли свои поделки, родители читали сказки о приключениях маленькой пуговицы, которые придумали вместе с детьми.
При реализации проекта дети научились пришивать пуговицы, создавать интересные поделки. Пополнили и расширили свой кругозор и словарный запас. У них развита фантазия, творческое воображение, сенсорные способности, появился познавательный интерес.
В прошлом году дети нашей группы «Капитошка» стали первоклашками, а я начала свою работу со второй младшей группы. Дети пришли маленькие, родители новые. Нужно было сначала привыкать друг к другу. Для того чтобы сплотить наш маленький коллектив и научить родителей играть с детьми в домашних условиях в развивающие игры по математике, я создала краткосрочный проект - «Творим и играем вместе». Цель этого проекта в том, чтобы привлечь родителей к созданию развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста. Большое спасибо всем родителям, которые откликнулись на наше предложение: Бекешевой А.К., Кривых А.В., Наумову С.В., Широких Л.П., Петелиной Е.С., Кучер Е.С., Ушаковой Е.Ю. и Ушаковой Насте.
Игры получились интересными, красивыми и нужными детям. В завершении проекта, на родительском собрании, мы оформили выставку игр, и родители обменялись знаниями правил изготовленных игр.
В свободное от занятий время, в первую очередь дети просили поиграть ту игру, которую сделали их родители, бабушки, сестры. Поставленная задача была выполнена – дети совместно с родителями научились играть в математические игры, которые развивают у детей младшего дошкольного возраста логическое мышление, внимание, фантазию, усидчивость; формируют элементарные математические представления.
Наступила холодная зима. Каждый раз, выходя на прогулку, мы видели стайку воробьёв, а иногда к нам в гости прилетали синицы, снегири. Зябко им было, голодно. Жалко нам стало птичек. Решили мы предложить родителям и детям ещё один проект - «Птичья столовая».
Цель проекта: изготовление кормушек для зимующих птиц.
Задачи: формирование начальных экологических преставлений у детей младшего дошкольного возраста о зимующих птицах; прививать любовь к природе, учить детей заботиться о птицах.
Родители получили задание изготовить кормушки, а мы (воспитатели) решали воспитательные и познавательные задачи.
Проводили беседы на тему: «Знакомство с зимующими птицами». Прослушивали диск с записями птичьих голосов. Разгадывали загадки о птицах, составляли описательные рассказы, используя модели. Читали и заучивали стихотворения о птицах: «Новая столовая» З.Александровой, «Где обедал воробей?» С.Маршака, «Покормите птиц зимой» А.Прокофьевой, «Птичка» А.Барто, «Снегирь» М.Лапыпина. Дети «превращались» в птичек и мы играли в подвижные игры: «Буря и птицы», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Птички в гнёздышках» и др.
Завершением проекта стало развлечение на улице с детьми и родителями «Птичья столовая». Кормушки повесили на деревья очень низко над землёй, потому что наши дети ещё маленькие. Каждую прогулку мы насыпаем в них корм, который приносят родители. А птички уже ждут нас и приветствуют радостным чириканьем. Тут же слетаются в кормушки, не обращая внимания на детей. Вот так мы подружились с птицами. Кроме того наши родители и дети тоже стали сплочённее, научились понимать друг друга. Проектная деятельность помогла нам пополнить материальную базу: создать мини-музей пуговиц, изготовить развивающие игры для старшего и младшего дошкольного возраста, кормушки для птиц. Обогатила нас духовно, научила быть дружными, творческими людьми. Дети пополнили свой багаж знаний, научились добиваться выполнения поставленной задачи с помощью взрослых и самостоятельно; поняли, как необходимо беречь и охранять природу.
Литература.
1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. Изд «Учитель». Воронеж, 2004
2. Воронкевич О.А.. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста Методическое пособие для педагогов ДОУ Детство – Пресс. Санкт – Петербург, 2001
3. «Игра и дошкольник» Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности, под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой Михайлова З.А. изд. Детство – Пресс. Санкт – Петербург, 2004
4. Математика от трех до семи, Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. изд. Детство – Пресс. Санкт – Петербург, 2007
5. План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду «Детство» под ред. Михайловой З.А. изд. Детство – Пресс. Санкт – Петербург, 2008.