Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие межкультурных коммуникаций в системе
11 минут 7581 2506

Развитие межкультурных коммуникаций в системе

REDKO fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Редько Ниной Ивановной, воспитателем высшей квалификационной категории МБДОУ МО «Центр - детский сад № 100» города Краснодара, Краснодарского края. Сегодня Нина Ивановна с радостью предлагает вашему вниманию статью, в которой мы узнаем о продуктивных формах работы по развитию социальной компетентности дошкольников. Статья адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям.

Краткий комментарий к статье от Нины Ивановны:

«Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром».

Познавательного чтения…


Развитие межкультурных коммуникаций в системе

социально-культурной деятельности

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.

В содержании трудов зарубежных исследователей по проблеме социализации (Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Т. Тард и др.) представляет интерес анализ воспитания как социального института. Французский социолог Э. Дюркгейм одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчёркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Хочется вспомнить известное утверждение Л. С. Выготского о том, что ребёнок, родившись, уже является социальным существом. Итак, в сложном, многоаспектном процессе социального развития ребёнка можно выделить как минимум две грани.

Во-первых, процесс социального развития предполагает постепенную ориентировку ребёнка в существующей на данный момент в обществе системе социальных ролей. Эта ориентировка становится возможной, прежде всего благодаря расширению социальных связей ребёнка, а также в силу становления персональной системы личностных смыслов, за которыми стоит соответственно ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемой обществом.

Второй гранью социального развития представляется формирование определенных структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершён: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процессе социализации,  хотя поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привёл к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребёнка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающим его миром. Результатом ранней социализации является в дальнейшем готовность детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

Во-первых, это стихийный путь, поскольку человеческий индивид с первых шагов свою индивидуальную жизнь выстраивает в общественно-историческом мире. Важно, что ребёнок не просто впитывает воздействия окружающей среды, а включается в общие с другими людьми акты поведения, в которых усваивает социальный опыт.

Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный нормативный специально организованный обществом процесс, соответствует социально-экономической структуре, идеологии, культуре и цели воспитания в данном обществе.

Для ребёнка, который социализируется соответствующими эталонами изменения социальной среды, является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребёнок переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней детерминируется процессом индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчит адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Поэтому с самых первых дней жизни мы должны окружать детей красивыми образами, закладывая основу культуры нравственности, широкого кругозора. Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни. Значительное место занимают сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные игры как способы освоения ребёнком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.

Наиболее продуктивной формой работы по развитию социальной компетентности дошкольников, по моему мнению, является использование тематических недель  в  детском саду. В их основе лежит приём погружения в тему, но даже одна тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, она лишь является канвой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными и максимально полезными. Тематические  недели  в ДОУ помогают  сблизить родителей, педагогов и детей, объединив их вокруг одной общей цели.  А игровая и познавательная мотивации - ведущие в тематических  неделях  помогают активизировать их общение. Тематические   недели  выступают  как условие для формирования сотрудничества в разных видах деятельности, в том числе и в обучении, что помогает в освоении более сложных коммуникативных навыков, при этом у детей формируется эмпатия, социальная чуткость. Всё это в дальнейшем поможет  детям  психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами (взрослыми и детьми).

Безусловно, участие в тематических неделях   ведёт за собой не только развитие социальной компетентности, но и других сфер личности.  Мы, воспитатели, помогаем ребёнку понять и оценить своё “Я”, ведя его на основе самоутверждения, самосовершенствования, равноценного партнёрства и общения, игры и познания к видению, различению, принятию и уважению индивидуальности каждого человека и воспитывая ценностное отношение ребёнка к окружающему его миру, стараемся воспитать маленького человека ЧЕЛОВЕКОМ.

Дошкольная жизнь представляет собой систему самых разнообразных образовательных циклов, способов общения, видов деятельности, путей детского самопознания. Поэтому я стараюсь научить ребёнка жить в ладу с собой, с другими людьми, с окружающим миром. Стараюсь, чтобы ребёнок, приходя в детский сад, получает возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Одним из основных составляющих социального развития дошкольника является развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками, так как для ребёнка очень важно их внимание и сотрудничество, признание его достоинств. С целью решения данных задач в детском саду созданы условия, обеспечивающие накопление опыта взаимодействия между детьми разного пола и возраста, завоевание личностного статуса и возможность транслировать окружающим свой собственный опыт. В своей работе с детьми я использую широкий спектр средств и методов, обеспечивающих освоение положительного социального опыта и ценностных ориентаций. А именно: поисковые ситуации, ситуации непосредственной помощи, игровые упражнения, тематические и авторские детские выставки, презентации детских коллекций, совместные праздники, развлечения, межгрупповые проекты и пр.

Огромное значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребёнок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации. Взаимодействие с другими людьми не дифференцировано по видовым, родовым, половым, национальным признакам.

По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития — нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте переоценить невозможно.

Детство – единая и многомерная система, определяющая начальный этап становления личности в рамках конкретного социума. Поэтому взрослые, окружающие дошкольника, должны видеть мир детства и ребёнка в нем не как продукт социализации и «научения», а как автономную, уникальную, социально-биологическую и социокультурную реальность.

Литература:

  • Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2003
  • Арнаутова Е.П. Педагог и семья М.,2002
  • Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань, 2007
  • Галагузова М.А. Социальная педагогика М., 2001
  • Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М., 2004.
  • Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
  • Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей. М., 2005
  • Рылеева Е.Н. Вместе веселее! М., 2004

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2183 608