Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Способы формирования у ребёнка чувства собственной безопасности
10 минут 7296 1806

Способы формирования у ребёнка чувства собственной безопасности

KOROLEVA fotoДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Королёва Валентина Александровна, воспитатель МБДОУ МО «Центр - детский сад № 100» города Краснодара, Краснодарского края, с радостью делится с нами опытом по формированию у детей чувства собственной безопасности. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Валентины Александровны:

«На сегодняшний день вопрос о безопасности детей очень актуален. Чтобы быть уверенными в безопасности своего ребёнка, мы должны не просто научить его правилам поведения на дороге, но и стараться добиваться от ребёнка осознания: для чего их нужно соблюдать».

Увлекательного чтения…


Способы формирования у ребёнка чувства собственной безопасности

Чувство безопасности приходит, когда нет страха и тревоги. На мой взгляд, это одна из основных потребностей человека, как сон и еда, и естественно каждый человек хочет чувствовать себя в безопасности.

К сожалению, на сегодняшний день вопрос о безопасности детей очень актуален. Чтобы быть уверенными в безопасности своего ребёнка, мы должны не просто научить его правилам поведения на дороге, но и стараться добиваться от ребёнка осознания: для чего их нужно соблюдать.

Иногда родители, ведя ребёнка за руку, сами нарушают правила, чем подвергают реальной опасности не только свою жизнь, но и своих детей.

В данной ситуации помимо прямой, очевидной опасности оказаться под колёсами автомобиля, существует и скрытая угроза – у ребёнка сформируются неправильные, опасные представления о правилах поведения на дороге и рано или поздно это может закончиться трагедией.

Главный вопрос – как говорить с ребёнком о безопасности? Этот вопрос намного сложнее, чем кажется. Как правило, основная часть родителей использует наставления, которые терпеливо слушаются ребёнком и через секунды забываются, или рассказывают детям разного рода страшилки, например – тебя заберёт чужой дядя и съест, баба Яга прилетит в ступе и увезёт в лес и т.д. Самое главное, что такой урок безопасности не будет усвоен, а вероятность получить психологическую травму у ребёнка высока.

Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

Я в своей работе с детьми использую разные формы работы, которые скрыто направлены на достижение главной цели: формирование у ребёнка чувства собственной безопасности.

Не так давно в дошкольном образовании выделилась отдельная образовательная область «Безопасность», основной задачей которой является формирование представлений о различных опасных ситуациях и правилах поведения при их возникновении. Сюда входит пожарная безопасность, безопасность на воде, на дороге, дома, в общественных местах, при общении с незнакомыми людьми. Сама по себе данная область существовать не может, так как детям просто напросто будет сложно понять её суть, возникает необходимость интеграции образовательной области «Безопасность» с другими «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Познание», «Художественное творчество».

При реализации образовательной области   «Физическая культура» у детей происходит формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, которые необходимы в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья.
Дошкольнику трудно осознавать значимость проблемы в ходе рассказа, поэтому особое место по формированию чувства собственной безопасности я в своей работе отвожу игровой деятельности («Я не должен...», «Скорая помощь», «Если возник пожар», «Если чужой стучится в дверь», «Куда бежать, если за тобой гонятся». «Купание в море», «Съедобный грибок положи в кузовок», «Снежная королева»)

Немаловажное место отводится и образовательной области «Чтение художественной литературы», здесь в процессе работы используются художественные произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира

Как проходит работа? Я читаю произведение К.И.Чуковский «Бармалей», «Айболит», «Путаница», Л.Н.Толстой «Косточка», «Пожарные собаки», С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», В.Драгунский «Тайное становится явным», С.В. Михалков «Дядя Стёпа», а после мы с ребятами обсуждаем, какую ошибку совершили герои, в чём они были не правы, после рисуем иллюстрации различных сюжетов произведения и устраиваем выставку с обсуждением.

В ходе работы по образовательной области «Познание»формируется понимание целостной картины мира, расширяется кругозор: представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.

При разговоре с детьми я использую сюжетные картинки по правилам поведения на дороге, в общественном транспорте, они очень охотно объясняют происходящее и ищут правильное решение проблемы.
Образовательная область «Здоровье» отвечает за формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека

В течение дня в группе развешиваю изображения ягод или грибов на магнитной доске, дети рассматривают, спрашивают название, особенности, а в конце дня подводим итог: делим увиденное на полезное и ядовитое.

Примерно такая же работа проводится с предметами быта, показываю иллюстрацию, объясняем назначение, правила эксплуатации и опасность, которую можно ждать от того или иного предмета, после раскрашиваем изображение предметов быта.

Одной из самых значимых образовательных областей в работе с дошкольниками является «Социализация», что подразумевает освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.

В ходе осуществления работы по образовательной области «Труд» у воспитанников формируются представления о способах безопасного поведения в процессе трудовой деятельности, а также происходит освоение основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности.

Образовательная область «Коммуникация» отвечает за развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др.

Конечно, работу по формированию чувства безопасности нельзя считать эффективной, если она не будет проходить параллельно с родителями.

Понимая это, мною, перед началом летнего периода, было проведено родительское собрание - тренинг на тему «Заботимся о безопасности детей» (пожарная безопасность, антитеррор, социальная безопасность, правила поведения на воде). В ходе этого мероприятия, родители получили подробную информацию о правилах безопасности, а также мастер – класс по играм «Купание в море», «Если возник пожар», где участниками были сами родители. По окончании собрания родители получили памятки с некоторыми полезными играми по безопасности. Также работа с родителями проводится через оформление информации в «Уголке для родителей», папок – передвижек.

В индивидуальных беседах необходимо побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюде­ние правил безопасного поведения на дорогах, ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение ли­тературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов, информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свою фамилию и имя; при необходимости — фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон: при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи и т. д.).

В заключении хочется подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения и правильного обращения с огнем, опасными предметами, соблюдение правил дорожного движения, правил поведения на воде и другое, является наилучшим способом снижения количества несчастных случаев и уменьшения их последствий. Чем раньше ребёнок изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.

Список литературы:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2006г.

2 . Д.И. Воробьева «Гармония развития», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2003 г.
3. Т.И. Гризик «Познаю мир», издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004 г.
4. Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008г.
5. Л.Б. Поддубная «ОБЖ средняя группа», Волгоград, «Корифей», 2009 г.
6. Л.В. Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», М.: Просвещение, 1992г.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2574 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2438 608