Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Егорову Ирину Владимировну, педагога-психолога МБ ДОУ «Детский сад №37» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей города Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Ирина Владимировна с радостью предлагает вашему вниманию статью, в которой мы узнаем о социализации и адаптации дошкольников в социуме. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Ирины Владимировны:
«Именно в процессе социализации индивид становится личностью, способной функционировать в данном обществе. Поэтому дети, в отличие от многих других категорий людей, как правило, не могут самостоятельно находить выход из сложных жизненных ситуаций и нуждаются в чьей-то помощи и поддержке. Причем эта помощь должна быть направлена не просто на социальную адаптацию ребенка, а в целом на его успешную социализацию».
Увлекательного чтения…
Социально – педагогическая поддержка детей группы риска, как фактор успешной социализации и адаптации дошкольников в социуме
Посмотреть статью с приложениями
Семейное воспитание –( то же самое- воспитание детей в семье ) – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка – намного превышает другие воспитательные воздействия Чем лучше семья , и чем лучше она влияет на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного и трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно также не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семьях вырастают дети.
В нашем семейном современном обществе, все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей.
Отметим лишь то, что самым пагубным образом отражается на воспитание детей
- забвение традиций
- отсутствие нравственных принципов
- цинизм и пьянство
- отсутствие самодисциплины
- половая распущенность
- высокий процент разводов
Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладываются основы отношений между людьми, формируется ориентация на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека.
В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми.
Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей.
По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки выделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные 30 минут. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению для большинства семей остаются непозволительной роскошью.
Дети всех возрастов особенно ранимы , а в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений непонятных взрослым. Непонимание и непринятие их переживаний взрослыми ведет к обоюдному отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.
Важнейшей частью социальной помощи является педагогическая составляющая,связанная с воспитанием и образованием ребенка,содействием в его развитии и успешной социализации.
Дети, как особая возрастная категория людей ( согласно Конвенции ООН о правах ребенка – от рождения до достижения 18-ти летнего возраста,с точки зрения социальных отношений отличаются тем, что именно на период детства приходится основной,определяющий этап процесса социализации человека.
Именно в процессе социализации индивид становится личностью ,способной функционировать в данном обществе. Поэтому дети , в отличие от многих других категорий людей, как правило., не могут самостоятельно находить выход из сложных жизненных ситуаций и нуждаются в чьей-то помощи и поддержке. Причем эта помощь должна быть направлена не просто на социальную адаптацию ребенка, а в целом на его успешную социализацию.
Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.В.Казаковой, можно назвать три основных группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка:
- психофизические
- социальные
- педагогические ( как особый вид социальных)
Близок к этому подход В.В. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:
- Медико – биологические
(группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, травмы внутриутробного развития и т. д,)
- Социально экономические
(многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни)
- Психологические
(нарушения общения с окружающими, отсутствие интереса к обучению, закрытость для положительного опыта.)
В понятие «дети группы риска «входят следующие Дети из семей, нуждающихся в социально – экономической группы детей :
- Дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико – патологической характеристики ;
- Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
- Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально – психологической помощи и поддержке;
- Дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезаптацией
Особую тревогу вызывают дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств :
- Семья в состоянии развода
- Неполная семья ,чаще одна мать
- Отчужденность родителей из-за занятости
- Недостаточное психолого - педагогическое образование родителей
- Жестокое и холодное обращение родителей с детьми
- Один из родителей алкоголик , полная семья и т. д.
Таким неблагополучным семьями их детям даются рекомендации в оказании помощи различными ведомствами :
- дошкольными образовательными учреждениями,
- центрами медико – психолого – педагогической реабилитации ,
- оказывают помощь врачи педиатры ,
- получают консультации у врачей психотерапевтов и т.д.
Виды помощи семье и детям осуществляем через наблюдения и консультации психолога, медицинских работников, педагогов( рисунок 1)
В нашем дошкольном образовательном учреждении МБ ДОУ «Детский сад №37» систематически проводим семинары и беседы на темы воспитания, организуем просмотры видеоматериалов и фильмов, организуем разнообразную досуговую деятельность для наших детей, вовлекая их в кружки и секции различной направленности на базе нашего образовательного учреждения.
Наиболее распространенной проблемой в любом образовательном учреждении является дезаптация, т. е .неготовность ребенка к установлению равновесия со средой ,слабое развитие личностных качеств,позволяющихсправляться с типичными проблемами.
Дезаптация проявляется в повышенном уровне тревожности, девиантными формами поведения .
Отклоняющимся ( девиантным)поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам ( И.А.Невский ).
Известный социолог И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали (таблица1)
В соответствии с концепцией адаптивного поведения, любая девиация приводит к нарушениям адаптации ( психической,социальной, социально -психологической , средовой).
Отклоняющееся поведение детей,с однойстороны,может рассматриваться как симптом, сигнал , признак зарождения и развития ( тенденция ) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности , средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование .Поэтому наша деятельность основывается на :
- Симптоматическом подходе_ к конкретным симптомам отклонений;
- Профилактическом подходе–снятии причины, факторов и условий их провоцирующих.
Использование методики контактного взаимодействия ( Л. Б. Филонова ,1995 г.) помогает решению проблем в общении между людьми и самораскрытости личности в совместной деятельности педагога и ребенка .
Взаимодействие с ребенком разворачивается в шести стадиях. На каждой стадии используются специфическая тактика и решаются конкретные задачи (рисунок 2)
Хорошие результаты дает игровая коррекция поведения детей. Она основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях и используется при различных формах нарушения поведения, неврозов, страхах, нарушениях общения у дошкольников, которые имеются в арсенале каждого дошкольного образовательного учреждения.
Главное, чтобы они были разнообразными и доступными детям по содержанию. Таким образом, в ходе работы используются различные виды деятельности: телесно-ориентированные игры, игротерапия, оптимизация двигательной активности, арттерапия, психогимнастика, совместная деятельность. Главный принцип работы — игровая форма проведения занятий. Положительная эмоциональная оценка со стороны взрослого любых достижений ребенка — еще один принцип данной работы.
Осуществление коррекционной педагогической деятельности предполагает координацию усилий школы, семьи и социума в предупреждении и исправлении в поведении и развитии ребенка.
Таким образом мы, педагоги, помогаем нашим воспитанникам реализовывать свои потенциальные возможности в усвоении ими знаний и умений необходимых им в практической жизни в социуме.
Литература:
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2003
- Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988. - С. 331-348.
- Арнаутова Е.П. Педагоги семья М.,2002
- Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань., 2007
- Галагузова М.А. Социальная педагогика М., 2001
- Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М., 2004.
- Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
- Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. - С. 133-166.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей. М., 2005
- Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура. - Н. Новгород, 1995.
- Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 26-59.
- Рылеева Е.Н. Вместе веселее! М., 2004
- Смелзер Н. Социология. - М., 1994. - С. 94-130.