Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Толмачевой Людмилой Валериевной, учителем начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 им. Н.Н. Колокольцова», города Калтан Кемеровской области. Сегодня Людмила Валериевна с удовольствием делится с нами своим профессиональными опытом по формированию УУД в процессе реализации программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления. Материал будет интересен педагогам, занимающимся подготовкой учеников к самостоятельной научно-исследовательской практике.
Краткий комментарий к статье от Людмилы Валериевны:
«В статье раскрыты основные принципы составления рабочей программы «Клуб юных мыслителей», указаны основные формы проведения внеурочных занятий, их отличительные особенности от урочной системы обучения. Также представлен фрагмент работы над формированием у обучающихся умения составлять проблемные вопросы и выдвигать гипотезы».
Познавательного чтения…
Формирование УУД в процессе реализации программы
внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Клуб юных мыслителей».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
В нашем учреждении внеурочная деятельность реализуется по пяти направлениям: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное. Реализация общеинтеллектуального направления происходит через программу «Клуб юных мыслителей».
Целью этого курса является: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности через создание условий, способствующих развитию исследовательских умений.
Данная программа является важным, на наш взгляд, подготовительным этапом к самостоятельной («настоящей») исследовательской практике в основной школе.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Периодичность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
Рабочая программа состоит из 4 модулей:
- Развитие познавательной сферы. Включает в себя совершенствование памяти, внимания, воображения, логического мышления; умения наблюдать, сравнивать.
- Формирование исследовательских умений. Знакомство с понятием «эксперимент», видами эксперимента, с методами исследования (анкетирование, наблюдение, опрос).
- Исследовательская практика, задачей которой является умение проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.
- Защита проектов исследовательской работы.
Программа построена по принципу «концентрических кругов». Изучив вышеназванные модули в 1- ом классе, происходит возвращение к ним во 2-4 классах, естественно, с более углубленным изучением содержания и возрастающей степенью самостоятельности обучающихся.
Данный курс отличается от урочной системы обучения разнообразием форм проведения занятий:
- экскурсии;
- просмотр и обсуждение мультфильмов;
- психологические игры с элементами тренинга;
- командные игры;
- эксперименты и опыты;
- интервью, опрос, наблюдение;
- индивидуальные и групповые проекты;
- мини-конференции и др.
На занятиях используются и такие формы работы, как индивидуальная, парная и групповая. При этом состав пар и групп не постоянный, он изменяется в зависимости от общих интересов детей, желаний. В процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, как они развиваются, изменяются и формируются. Работа в парах и группах помогает формированию следующих умений: слышать друг друга, считаться с мнением партнера, уважать его мнение; отстаивать свою точку зрения. Ребята учатся договариваться, обогащается словарный запас.
Исследовательская деятельность включает в себя несколько этапов работы. На каждом этапе УУД формируются комплексно. Так, например, на этапе постановки цели и задач, у обучающихся формируются познавательные и регулятивные универсальные учебные действия, а именно: умение самостоятельно добывать новые знания, выдвигать гипотезы, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
Практика показывает, что формированию умения выдвигать гипотезы и задавать проблемные вопросы способствует упражнение «Вопросительные слова». Учитель просит ребят записать ключевые слова, связанные с темой занятия, и записать их в правую колонку таблицы. Слева ученики записывают разные вопросительные слова, не менее 8-10. После этого им предлагается в течение 5 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая слова из левой и правой колонок таблицы. Эту работу можно проводить как индивидуально, так и в парах и группах. Одно условие: учащиеся не должны знать ответы на эти вопросы. Зачем спрашивать, если ответ известен!
Затем выбирается 2-3 наиболее интересных вопроса. Далее работа организуется по поиску ответов эти вопросы.
Может возникнуть вопрос как быть, если вопросов очень много или на данном занятии учитель не готов на них отвечать. К таким «вопросам без ответов» можно вернуться на следующем занятии либо предоставить ребятам возможность найти ответ самостоятельно.
Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В результате этих занятий у одних ребят происходит совершенствование предметных учебных действий, другие – создают мини-проекты, а третьи - становятся на путь исследований. Важно, чтобы по мере продвижения таких детей становилось все больше.
Список литературы:
- Занимательные эксперименты и опыты [Текст]: /Ф.Ола [и др.].- М.: Айрис-пресс, 2012.-128 с.
- Осмоловская, И.М. , Петрова, Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст]/ И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова//Начальная школа.- 2012.- № 10. –С. 6-12