Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Бобылева Татьяна Евгеньевна, преподаватель по классу фортепиано МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №20» города Осинники, Кемеровской области. Педагогическая деятельность Татьяны Евгеньевны направлена на создание условий для получения начального музыкального образования, творческое развитие учащихся, воспитание в детях любви к музыке. Добиваться положительных результатов ей помогает использование современных информационных технологий. Сегодня Татьяна Евгеньевна с удовольствием делится с нами своим профессиональными опытом по формированию имиджа преподавателя детской музыкальной школы. Статья будет интересна педагогам музыкальных школ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Евгеньевны:
«Имидж создает первое впечатление о педагоге у ученика, и именно он во многом определяет отношение к изучаемому предмету, способствует созданию мотивации. Статья призвана способствовать развитию представления об основах формирования позитивного имиджа педагога детской музыкальной школы».
Увлекательного чтения…
«Особенности формирования имиджа преподавателя детской музыкальной школы»
«Вы формируете мнение о себе, не только тогда, когда делаете это специально,
но и всегда, когда рядом с вами люди. Необходимо помнить,
что процесс воспитания идет всегда, когда рядом воспитанники».
А.Ю.Панасюк
В современных условиях развития образования, и общества в целом, особое значение для педагога приобретает профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к решению профессиональных задач в новых условиях. Одним из условий повышения эффективности музыкального образования многие ученые рассматривают формирование позитивного имиджа преподавателя и его влияния на весь процесс обучения школьника музыке. Усложнение задач получения музыкального образования придает особую значимость изучению роли имиджа как одного из путей повышения эффективности деятельности преподавателя.
Особую важность проблема совершенствования имиджа педагога приобретает в условиях музыкальной школы. Если общеобразовательная школа является таким учебным заведением, которое обязательно посещает каждый ребенок, то получение музыкального образования происходит только при желании самого ученика и его родителей.
Профессиональная направленность педагогической музыкальной деятельности обусловлена различными факторами, среди которых: уровень профессиональной подготовленности преподавателя, интенсивность творческой самореализации педагога в процессе обучения, индивидуально-психологические особенности его личности, стиль, образ жизни, сложившийся о нём имидж.
Таким образом, проблема совершенствования имиджа педагога музыкальной школы является на сегодняшний день достаточно актуальной.
Преподаватель в детской музыкальной школе – это, прежде всего, педагог и организатор музыкально-образовательного процесса. Музыкальную школу относят к системе дополнительного образования. Представитель системы дополнительного образования И.Д.Демакова отмечает, что быть только организатором недостаточно, нужно стать ещё и ведущим воспитателем, определяющим целесообразность каждого дела по тому, что оно даст для развития личности ребёнка. На наш взгляд, имидж преподавателя-музыканта играет в учебно-образовательном процессе большую роль, чем имидж учителя общеобразовательной школы. Как правило, учебной процесс в музыкальной школе носит индивидуальный характер, за исключением теоретических предметов, таких как сольфеджио или музыкальная литература. В ходе обучения музыке учащиеся усваивают четыре основные элемента — знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание эмоционально-ценностного отношения к миру. Если в общеобразовательной школе усвоение опыта и знаний возможно как через книги, так и посредством живого слова учителя, обучение музыке возможно только посредством индивидуальной передачи опыта от преподавателя к ученику. Поэтому высшей эффективности процесс обучения достигает только при тесном психологическом контакте преподавателя и ученика.
Если говорить о роли имиджа в педагогической деятельности, то следует отметить, что именно имидж преподавателя позволяет привнести в повседневное общение комфорт, создать доброжелательную обстановку во взаимодействии с учениками.
Е. Русская отмечает, что «взрослые, педагоги и родители часто теряют авторитет не потому, что им нечего сказать, а потому, что их неинтересно слушать. Автор отмечает, что если ученика спросят: «какой предмет самый любимый в школе? - что бы они в ответ не назвали, у ответов будет одно сходство: этот предмет стал любимым потому, что нравится преподаватель». О. Г. Красношлыкова приводит результаты опроса педагогов, учащихся школ города Кемерова, студентов социально-психологического, исторического факультетов Кемеровского госуниверситета. Анализ этих результатов показывает, что 98% опрошенных учителей, 95% учащихся старших классов и 98,8% студентов считают, что каждому педагогу необходимо иметь свой имидж, так как благоприятный имидж повышает интерес и готовность заниматься конкретным предметом.
В.И. Петрушин указывает, что часто отношение к предмету опосредуется отношением к учителю, поэтому от преподавателя требуется наличие определенных личностных качеств, для которых наряду с профессиональными знаниями большое значение имеет имидж. Таким образом, косвенно подтверждается влияние имиджа на результаты учебного процесса.
Здесь мне представляется необходимым остановиться на понятии результатов учебно-музыкального процесса. На первый взгляд, эффективным результатом будет считаться хорошее овладение учеником техникой игры на музыкальном инструменте, успешные выступления на академических концертах и конкурсах. Однако с точки зрения Ю. Б. Алиева, результат педагога-музыканта состоит не только в этом. Главным образом в качестве результата профессиональной деятельности следует рассматривать развитие личности ученика, его творческих способностей. Также в качестве показателя эффективности учебного процесса можно считать желание ребенка заниматься музыкой, окончание курса музыкальной школы.
Положительный имидж преподавателя музыкальной школы будет способствовать достижению высоких результатов у учеников в учебном процессе музыкальной школы.
Имидж создает первое впечатление о педагоге у ученика, и именно он во многом определяет отношение к изучаемому предмету, способствует созданию мотивации. Исследователь музыкальной психологии В. И. Петрушин указывает, что, во-первых, занятия музыкой требуют от учащегося большого напряжения сил, трудолюбия, усидчивости. Во-вторых, дети, профессионально занимающиеся музыкой имеют определенные характеристики нервной системы, в частности они, очень восприимчивы и чутки к различного рода, невербальным и вербальным проявлениям окружающих, в том числе и учителей. Следовательно, имидж преподавателя музыкальной школы будет играть большую роль в учебном процессе. В. И. Петрушин отмечает, что в системе «учитель — ученик» ведущее значение приобретают личностные качества учителя, в которых главнейшими оказываются коммуникативные и организаторские способности. В качестве таких способностей автор указывает способность к эмпатии, сопереживанию духовного мира ученика, умение тонко чувствовать его настроение в данный момент; умение ясно и четко выражать как содержание преподаваемого им предмета, так и свои собственные чувства и настроения. Искренность, эмоциональность, интонационно богатое звучание голоса, выразительные, но умеренные жесты и мимика — все это составляет основу для проявления данной способности. На наш взгляд, в данном случае речь идет ни о чем ином, как об имидже преподавателя, о таких его компонентах как вербальный и кинетический имидж. Ю. Б. Алиев рекомендует учителю музыки внимательно следить за выражением своего лица во время урока, за тем насколько осмысленны передвижения педагога по классу, насколько выразительны интонации его голоса. Таким образом, теоретики музыкальной педагогики также говорят о том, что имидж учителя музыки играет большую роль в учебном процессе.
Внешним проявлением внутренней сущности личности являются определенные модели поведения и предметный мир человека, которым он себя окружает. В этой связи Ю. А. Панасюк выделяет:
- средовой имидж- мнение, формируемое о человеке на основе созданной им среды обитания (кабинет, жилье, машина и т. п.);
- овеществленный имидж- мнение, формируемое о человеке на основе предметов, вещей, которые человек создал сам;
- вербальный имидж-мнение, которое формируется о человеке по тому, как и что он говорит;
- габитарный имидж (лат. габитус- внешность, внешний вид)- мнение, формируемое на основе внешнего вида человека;
- кинетический имидж - мнение, формируемое о человеке на основе его телодвижений. Эти компоненты имиджа воспринимаются коллегами и учениками, именно по ним судят о степени выраженности некоторых личностно-психологических качеств преподавателя музыкальной школы.
Рассматривая имидж педагога, как профессионала необходимо отметить, что, как правило, учитель воспринимается учениками как бы с двух позиций: как профессионал и как человек. Безусловно, такое разграничение происходит не всегда, а для младших школьников подчас эти два образа не разделяются вовсе. Таким образом, можно говорить о профессиональном и личностным имидже.
Профессиональный имидж — это мнение, которое формируется о человеке как о специалисте в своей области, профессионале. Личностный имидж — мнение, которое формируется о человеке на его индивидуальных характерологических, не имеющих прямого отношения к социальной роли человека, качествах. Причем эти два вида имиджа могут образовывать различные сочетания: так, например, про учителя могут сказать, что «специалист он так себе, зато поговорить с ним приятно». Наихудшая ситуация безусловно возникает тогда, когда и профессиональный и личностный имидж учителя являются негативными.
Исследования о роли учителя в жизненном и профессиональном самоопределении учащихся школы показали, что степень влияния на личностное становление учащихся прямо пропорциональна оценке учащимися личностного и профессионального имиджа своих учителей. Причем уровень влияния был наиболее высок в том случае, если и личностный и профессиональный имидж оценивались как высокие. Чем ниже оценивался учащимися личностный имидж, тем меньше было влияние учителя на личностное становление, причем профессиональный имидж мог оцениваться как высокий.
Встаёт вопрос об особенностях построения имиджа педагога-музыканта. Прежде всего, преподаватель музыкальной школы должен внимательно следить за своим внешним видом. Его габитарный (от лат.- наружный вид, внешний облик человека) имидж должен создавать образ хорошего вкуса, элегантности. Это объясняется тем, что ученики музыкальной школы, как правило, чрезвычайно восприимчивы к эстетике окружающего, им может быть неприятно приходить на урок к человеку неопрятному, неряшливому (учитывая, что работа идет один на один). Педагогу пианисту особенно необходимо следить за состоянием своих рук, так как именно они чаще всего оказываются в поле зрения ученика во время урока. Неухоженные руки и ногти могут вызвать брезгливость и раздражение, обилие украшений будет отвлекать ребенка от музыкального материала или показа правильного способа извлечения звуков.
По мнению О. Булатовой, многие учащиеся говорят, что если учитель неряшлив или чересчур вычурно одевается, то это отвлекает от изучаемого материала, это происходит и в том случае если учитель слишком много говорит, часто отвлекаясь от темы. Дети говорят, что им не хочется ходить на уроки к учителям, которые редко улыбаются, смотрят исподлобья или нахмурены, которые разговаривают преимущественно командным тоном и склонны по поводу и без повода «читать мораль». Желание учиться у таких учителей не возникает, их уроки воспринимаются как нечто скучное и раздражающее. Естественно, говорят ученики, что никакого интереса к преподаваемому в таком стиле предмету не возникает.
Положительный вербальный имидж важен для любого преподавателя, в том числе и для музыканта. Особенно следует следить за интонациями и содержанием высказываний. Это объясняется тем, что исполнение музыкального произведения процесс творческий, не бывает двух совершенно одинаковых исполнений одного и того же произведения, так как любой музыкант привносит в исполняемое произведение собственное мироощущение, восприятие, эмоции. То есть исполнение музыкального произведения есть в некотором роде открытие внешнему миру мира внутреннего. Грубость и жесткость интонаций, авторитарность тона, по мнению В. И. Петрушина, совершенно недопустимы, так как приводят к тому, что ученик замыкается в себе, доверие к преподавателю исчезает. Естественно такой ученик не сможет исполнить произведение одухотворенно и прочувственно, а обучение игре на инструменте вместо развития творческих способностей и как следствие личности учащегося приведет к натаскиванию и обезличиванию деятельности.
С точки зрения кинетического (с греч.- относящийся к движению) имиджа преподавателю-музыканту особое внимание следует уделять мимике, так как условия проведения уроков таковы, что не подразумевают активных передвижений по классу или жестикуляции. Совершенно справедливо, что вас обычно принимают и оценивают по выражению лица. Если вы выглядите несчастным или озабоченным, то люди считают, что вы так себя и чувствуете. Лицо не всегда должно передавать действительное состояние. Действительно, если преподаватель все своим видом выражает недовольство учеником, или проявляет полное равнодушие к тому, что и как он исполняет, ребенок будет утверждаться в мысли, что он не способен заниматься музыкой, что он никогда ничего не добьется в области музыки. Все это постепенно приводит к раздражению, нежеланию заниматься музыкой и как следствие прекращению занятий.
Особенно важна улыбка, это наиболее прямой способ сказать собеседнику, что он вам приятен. Обычно ученики весьма положительно реагируют на учительскую улыбку, от которой они буквально расцветают. Улыбка позволяет вам выглядеть дружественным и отзывчивым и открывает возможность большей близости с воспитанниками и коллегами.
Ю. Б. Алиев отмечает, что для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности учителю важно не только обладать методической грамотностью, но и уметь создать на уроке доверительную эмоциональную атмосферу. Эта атмосфера создается при посредстве внешних проявлений (жесты, мимика), манеры говорить и содержания разговора.
Таким образом, в целом имидж преподавателя музыкальной школы строится по тем же законам и выполняет те же функции, что и образ учителя общеобразовательной школы. Однако музыкальная школа, имея определенную специфику, требует акцентирования внимания на отдельных его компонентах. Интересна на этот счёт точка зрения И. Видт, который считает, что связь общей культуры преподавателя с характером его педагогической деятельности обнаруживается в двух уровнях:
Первый - общественный, когда педагогическая деятельность рассматривается как процесс раскодирования культурной среды каждому новому поколению;
Второй - когда именно учитель является посредником между культурой и детьми. Осваивающими ее, «вооружая» ребенка кодом для расшифровки культурных смыслов. Это последнее обстоятельство предъявляет особые требования к личностной культуре преподавателя.
Исходя из степени творчества, автор в педагогической деятельности выделяет четыре уровня общей культуры преподавателя: адаптивный, конфортный, репродуктивный, креативный. Остановимся детально на каждом из этих уровней.
Адаптивный - степень самостоятельности преподавателя очень низка, он функционирует в рамках минимальных профессиональных требований, его поведение основано на вынужденной адаптации, Новшества в работе не только не приветствуются, но рассматриваются как источник опасности и угрозы спокойствию.
Конформный - в первую очередь, преподаватель ориентируется на мнение коллег, а классической формой поведения является конформизм. Индивидуальные ценности как свои, так и детские, ставятся ниже коллективных. Для него важна оценка окружающих- родителей, администрации, учительского коллектива и стабильность в работе. Это консервативные люди, всякие нововведения их раздражают, поэтому они им противятся, но в форме молчаливого саботажа, так как высказывать открыто своё мнение они не могут, боясь осуждения или наказания.
Репродуктивный - доминирует потребность в профессиональной самореализации, поведение таких преподавателей основано на избирательном альтруизме: кого-то осуждаю, кого-то идеализирую. Самостоятельность и творчество в педагогической деятельности ограничиваются репродуктивным характером, то есть воспроизводятся только проверенные формы и методы профессиональной деятельности. Если какая- либо инновация показала свои положительные результаты, они ее с удовольствием повторят, но на риск самостоятельных нововведений они не идут, стремясь избежать личной ответственности.
Креативный - доминирует потребность в личной самореализации. Поведение таких преподавателей регулируется не внешними оценками, а системой собственных ценностей, среди которых главное место занимает ответственность и свобода. Педагогическая деятельность таких преподавателей носит вариантный творческий характер. Это приверженцы всего нового, всегда пытающиеся усовершенствовать свою деятельность, потому что им скучно работать по шаблону.
Анализ четырех уровней развития общей культуры преподавателя позволяет сделать вывод, что идеальным уровнем развития общей культуры преподавателя музыкальной школы является – креативный, так как преподаватели этого уровня стремятся развивать личность ребёнка творческой, самодостаточной. Педагог здесь является посредником в освоении культуры, партнером в совместной деятельности, а ученик здесь имеет право на собственное мнение. На мой взгляд, именно к такому общению должен стремиться каждый преподаватель.
Стоит отметить, что существуют свои особенности в формировании имиджа преподавателя музыкальной школы. Музыкально-образовательный процесс носит, в основном, индивидуальный характер обучения, поэтому эффективность процесса обучения достигается только при тесном контакте преподавателя и ученика. От преподавателя требуется наличие определенных личностных и профессиональных качеств. Анализ личностных и профессиональных качеств, преподавателя музыкальной школы косвенно подтверждает влияние имиджа на результаты учебного процесса. Положительный имидж преподавателя будет способствовать достижению высоких результатов учеников в учебном процессе и поможет быть вам конкурентноспособным и успешным в своей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
- Алёшина, И. Корпоративный имидж// И.Алёшина.- Маркетинг .-1998.-№1.- с. 50Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя музыкальной школы. — М.: Владос, 2000. — 336 с.
- Артёменкова, Т.А. Управление образовательным учреждением культуры/ Т.А.Артёменкова.- Омск: Издательство ОмГТУ,2001.- 200с.
- Артёменкова,Т.А. Актуальные управленческие технологии в образовательном учреждении сферы культуры/Т.А.Артёменкова.- М.: ООО «Реал ГРУП»,2002.-124 с.
- Видт, И. Культура учителя- условие желаемое или необходимое// И.Видт. Учитель.-2001.- № 6.- с.79
- Демакова, И.Д. Должность или призвание/И.Д. Демакова. - М.: Просвещение, 1991.-159 с.
- Красношлыкова, О. Г. Имидж педагога — условие успешной профессиональной деятельности/О.Г. Красношлыкова. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. — 168с.
- Мартиросян, Б.П., Горский, В.А. Инновации в дополнительном образовании // Б.П.Мартиросян, В.А.Горский.- Дополнительное образование.- 2003.- № 4.- с.7
- Панасюк, Ю. А. Вам нужен имиджмейкер или О том, как создать свой имидж/ Ю.А. Панасюк. — М.: Дело, 1998. — 240 с.
- Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом процессе/ Е.А.Петрова.- М.: Дело 1999.
- Петрушин, В. И. Музыкальная психология/ В.И.Петрушин. — М.: Владос, 1997. — 384 с.
- Попова, Л. Имидж современного педагога // Л.Попова - Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 234 – 238.
- Русская, Е. Имидж современного педагога // Е.Русская. - Мир образования. — 1995. — № 9. — С. 90 – 93.
- Савостьянов, А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя/ А.И.Савостьянов. - М.: Владос, 2001.-144 с.
- Яковлев, С. Имидж учителя: каким ему быть// С.Яковлев. - Учитель .- 1999.- № 1.- с.64