Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Дети с нарушением зрения на этапе подготовки к обучению в общеобразовательной школе
11 минут 8591 2334

Дети с нарушением зрения на этапе подготовки к обучению в общеобразовательной школе

OVCHINNIKOVA fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Овчинниковой Мариной Николаевной, воспитателем МБДОУ «Детский сад №50 компенсирующего вида» города Каменск-Уральский, Свердловской области. Проблема подготовки детей к школе волнует и воспитателей, и учителей начальных классов, ведь дальнейшие успехи в школе во многом зависят от готовности к ней. Сегодня Марина Николаевна с радостью предлагает вашему вниманию статью о подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Марины Николаевны:

«Поступление в школу – новый этап в жизни ребёнка, чрезвычайно ответственный как для самого ребёнка, так и для его родителей. Но на практике показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Это относится и к детям с нарушением зрения. От уровня готовности слабовидящего ребёнка к школьному обучению зависит темп и успешность его продвижения по образовательному пространству».

Познавательного чтения…


Дети с нарушением зрения на этапе подготовки к обучению в общеобразовательной школе

В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, становятся актуальными ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Ведь дальнейшие успехи в школе во многом зависят от его готовности к ней.

Согласно Конституции РФ, каждый человек имеет право на образование. То есть каждый ребёнок, по достижении им школьного возраста, имеет право учиться в школе. Однако не всем детям в силу разных причин удаётся успешно включаться в школьную жизнь, адаптироваться к новым условиям

В педагогике и психологии проблема школьной готовности детей становится в один ряд с проблемой всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста.

На протяжении многих десятилетий многие психологи и педагоги решают задачу эффективного сопровождения дошкольника на этапе поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме готовности ребёнка к началу школьного обучения. Одно из первых упоминаний в психологической литературе о вопросе готовности к школе встречается в трудах Л.С. Выготского, а затем и у ряда авторов (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина и др.).

В ряде современной психолого-педагогической литературы понятие готовности определяется, как многогранное развитие личности ребёнка. И в решении проблемы определения детей к школьному обучению выделяют два направления:

  • педагогический подход,
  • психологический подход.

Но в ряде литературы распространённой остаётся точка зрения, что готовность к школе определяется комплексным показателем психической зрелости отдельных психических функций, главным образом характеризующих развитие ребёнка в интеллектуальном и эмоциональном плане.

Центральными компонентами психологической готовности к обучению в школе выступают: в познавательной деятельности – произвольность психических процессов, владение логическими операциями, дифференцированное восприятие; в личностном развитии – появление новой социальной позиции, произвольности поведения, способности к планированию и контролю деятельности; в коммуникативной деятельности – сформированность коммуникативных навыков и конструктивных межличностных связей.

Зарубежные исследователи, рассматривая уровень готовности детей к школьному обучению, выделяют три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный (Г.Гетцер, А.Керн, С.Штребел, Я.Йирасек и др.).

Поступление в школу – новый этап в жизни ребёнка, чрезвычайно ответственный как для самого ребёнка, так и для его родителей. Но на практике показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Это относится и к детям с нарушением зрения.

Ведь с первых дней жизни ребёнка зрение тесно связывается с обонянием, осязанием, слухом и другими видами чувствительности. В результате образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной основой всей психической деятельности и ориентации ребёнка в пространстве.

Новизна слуховых, зрительных и других впечатлений при передвижении в пространстве расширяет сферу зрительного обозрения окружающего мира. Это способствует развитию зрительных представлений, зрительно-двигательной памяти, зрительного внимания. Формирование чувственного познавательного опыта ребёнка базируется на образовании сложных системных зрительно-тактильных, зрительно-слуховых, зрительно-двигательных связей, которые являются физиологической основой дальнейшего развития высших форм познавательной деятельности.

Поскольку зрение имеет сложные связи с другими функциями, а также играет важную роль в развитии и жизнедеятельности ребёнка, то его нарушение ведёт к появлению вторичных отклонений, как в психическом, так и физическом развитии. В первую очередь страдают функции, тесно связанные со зрением, а особенно ориентация в пространстве, восприятие предметов и явлений действительности, формирование представлений и измерительных действий. Также при нарушении зрения отмечаются недостатки в формировании двигательных функций. Дети с нарушением зрения сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Это вызвано характером поражения зрения, происхождением дефекта и личностными особенностями детей.

У половины слабовидящих детей встречаются нарушения в коммуникативной, эмоционально-волевой сферах, поведенческие нарушения.

Значительные затруднения в восприятии предметов, процессов и явлений действительности, в оценке направления, величины предметов и т.д., которые испытывают дети с нарушением зрения, снижают возможности их полноценного интеллектуального и интеллектуального развития (Л.И. Солнцева, В.П. Ермаков, Л.С.Волкова, Л.И. Плаксина и др.).

По причине ограниченности сенсорной системы и недостатка информации о предметах и явлениях окружающего мира, дети с нарушением зрения имеют свои специальные особенности, вызванные своеобразным ходом физического, психического развития и социально-психологической адаптации к условиям современной жизни.

Снижение остроты зрения при дефектах зрительного анализатора также отрицательно сказывается на познавательной деятельности ребёнка. Сложности различия мелких деталей, недостаточная способность различения величин, приводит к сложностям узнавания предметов и изображений, смешению сходных по форме изображений и предметов, что приводит к снижению скорости восприятия, его точности, полноты, затруднению формирования предметных и пространственных представлений, образной памяти, воображения, наглядно-образного мышления, нарушению соотношения образного и понятийного в мыслительной деятельности – всё это приводит к отставанию в психическом развитии ребёнка, несоответствию его возможностей тем требованиям, которые предъявляются новой ситуацией – ситуацией школьного обучения.

Исследования тифлопедагогов и тифлопсихологов Л.И. Солнцевой, М.И. Земцовой, Т.П. Свиридюк, З.А. Грачёвой, Н.Г. Морозовой показали, что у детей с нарушением зрения наблюдается отставание в физическом развитии, в умственной готовности, отмечается низкий уровень волевой, мотивационной и эмоциональной готовности к школьной жизни.

Исходя из научных данных процедура диагностирования уровня готовности ребёнка с нарушением зрения к школьному обучению должно включать медицинское, психологическое и тифлопедагогическое обследование. При этом психологическое обследование должно являться частью комплексной психолого-педагогической диагностики уровня сформированности готовности детей с нарушением зрения к школьному обучению и включать оценку развития памяти, мышления, восприятия и внимания, эмоции и воли, поведения, мотивационной готовности.

Тифлопедагогическое обследование также должно являться частью комплексной диагностики детей с нарушением зрения. Оно должно быть направлено на выявление общего уровня готовности ребёнка к школьному обучению. Готовность к школьному обучению с тифлопедагогической точки зрения выявляется путём определения уровня развития тактильного восприятия, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки, мелкой моторики, готовности руки к письму, сформированности представлений об окружающем мире.

От уровня готовности слабовидящего ребёнка к школьному обучению зависит темп и успешность его продвижения по образовательному пространству.

Кроме того, в массовой школе, куда поступают дети с нарушением зрения, не обеспечиваются условия для продолжения лечения зрения и его охраны. Отсутствие специальных коррекционных занятий и прекращение лечения, а также щадящих условий для зрения в массовой общеобразовательной школе приводят при обучении слабовидящего ребёнка к рецидивам зрительной глазной патологии.

Ситуация перехода в новые социальные условия для детей с нарушением зрения в любом возрасте является стрессовой, а также серьёзным испытанием, которое ребёнок может не выдержать, не справившись с психическими и интеллектуальными нагрузками. Ведь переход из специализированного учреждения, в котором все дети имеют те или иные нарушения зрения, в среду нормально видящих сверстников требует личного мужества от ребёнка. Как показывает опыт специальной психологии и педагогики, возможность включения ребёнка с особенностями развития в школьную жизнь зависит не только от тяжести состояния ребёнка, но и от проведения целенаправленной, комплексной психолого-педагогической работы. И чем раньше начнётся сопровождение, тем оно эффективнее. Как отмечал В.А. Сухомлинский: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

Поэтому становится очевидным актуальность психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения на этапе подготовки к обучению в общеобразовательной школе.

Список литературы:

1. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения : учеб. пособие / Л.А. Дружинина. – М.: Экзамен, 2006.- 159 с.

2. Литвак, Г.А. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие/ Г.А. Литвак. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцина, 1998.

3. Нижегородцева, Н.В. Сущность и задачи системного исследования готовности к обучению в школе // Ежегодник Российского психологического общества. - Т. 6.

4. Никулина, Г.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения / Г.В. Никулина, И.П. Волкова, Е.К.Фещенко. - РГПУ им. А.И.Герцина. – СПб, 2001. – 84 с.

5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под ред. Л.И.Плаксиной. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.

6. Туленкова, З.Р. Некоторые проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушениеми зрениями // Специальное образование. – 2009. - №4.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3075 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6921 677