Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Щербина Светлану Юрьевну, воспитателя высшей квалификационной категории МБ ДОУ «Детский сад №37» общеразвивающего вида города Новокузнецка Кемеровской области. Воспитанники Светланы Юрьевны принимают активное участие и являются призерами городских и региональных конкурсов музыкального, спортивного и детского творчества. Сегодня Светлана Юрьевна с радостью предлагает вашему вниманию статью о правовом воспитании детей. Статья будет интересна и воспитателям, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Юрьевны:
«Сегодняшние дети – это наше будущее, это будущее нашей страны. Поэтому мы обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя их с правами человека»
Познавательного чтения…
Работа с семьей по правовой защите детства
Посмотреть статью с приложениями.
Для того, чтобы победить какое-то большое явление, решить большую задачу, надо с малого начинать"- сказал П.Астахов(уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребёнка — должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерациивведённая Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»). "Поэтому, если мы обратим внимание на своих детей, которые считаются пообщим стандартам, мировым меркам, благополучными - то есть живут в полных семьях, у них есть папа и мама - то уже права детей будут защищены, по крайней мере, тех, которые живут в полных семьях",пояснил Павел Алексеевич.
Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества.
В каждой стране дети составляют около 20-25% населения. В России несовершеннолетних граждан более 30 млн. Но нередко и сами взрослые являются проводниками в этот мир неблагополучия, закрывая глаза на проблему и не уделяя детскому вопросу должного внимания.
Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.Издевательство над детьми наказуемо законом. Ни одному человеку в мире нельзя бить ребенка, унижать его, высмеивать, обижать.
Очень часто в последнее время СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина этого не в отсутствии законов или их недостаточности, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы»- констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Сегодняшние дети – это наше будущее, это будущее нашей страны. Поэтому мы обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя их с правами человека.
Но так же и взрослым необходимо раскрыть важные документы, и, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка, дать понять, что ребенок – равноправный с нами человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать.
Хорошо, если уже в детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме и имеющим равные со взрослыми права, обязанности и свободы.
Занятия проводятся в подготовительных группах один раз в неделю во второй половине дня. Широко используются нетрадиционные формы организации работы детей на занятиях: тематические праздники, развлечения, комплексные занятия, игры-драматизации, экскурсии и т.д.
Для поддержания интереса детей к содержанию тематического уголка по правоведению, мы стараемся сделать представленные материалы эстетически привлекательными, заменяем игры, пособия, альбомы, открытки на новые или ранее выставляемые.
Для повышения интереса и привлечения внимания к педагогически- ценным пособиям по правовой культуре, дополнительно мотивируем детей к играм и занятиям с ними своим личным участием в совместной деятельности.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям мы не только даем знания, но и создаем условия для их практического применения. Выбираем ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Проводим ролевые, театрализованные и дидактические игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Организуем проблемно-поисковую деятельность, чтобы дети могли поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Создаем условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов, их презентация).
Очень широко используем метод проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно создаем ситуации, когда дети вынуждены искать выход из них, а воспитатель может оценить, каков уровень их воспитанности. Проблемная ситуация может создаваться как для целой группы, так и для отдельного ребенка.
Большой акцент в своей профессиональной деятельности делаем на работе с родителями. Результаты опросов и анкет показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей и не знают, как вести себя в трудных ситуациях.
Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детейнеобходимые ребенку для счастливой жизни с момента рождения.
Работа с коллективом родителей включает в себя как индивидуальную работу, так и привлечение родителей к жизни детей в детском саду через родительский комитет группы и ДОУ. Используются такие формы работы, как групповые встречи в форме круглых столов, родительских гостиных, а также фронтальные и индивидуальные опросы, анкетирование родителей.
Для этого мы запланировали следующие мероприятия
- Оформили стенд «Я – ребенок, и я имею право» для ознакомления родителей с документами по правам ребенка.
- Консультация-беседа с проведением анкетирования родителей «Я и мой ребенок».
- Выставка семейных работ «Мама, папа, я – счастливая семья».
- Консультация «Семья глазами ребенка» с использованием детских работ.
- Консультация «Типы родительской любви».
- Письменная консультация «Восемь типов родительской любви».
- Родительское собрание «Наказания в воспитании».
- Посещение семей с целью оценки взаимодействия взрослых с ребенком.
- Изготовили памятки для родителей «Семь правил для взрослых», «Пять рецептов избавления от гнева» и др.
- Совместные физкультурные праздники («Мама, папа, я – спортивная семья»).
Семья для ребенка – это основная среда обитания, место рождения. Здесь у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый и не очень, главное, что в семье, он свой. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире и культуру поведения и общения с членами общества. Именно в семье формируются понятия о добре и зле, о порядочности, отношения к материальным и духовным ценностям.
Проблемы семейного воспитания можно объяснить различными функциями членов семьи, разными подходами и методами воспитания, поощрения, наказания и другими факторами, поэтому у супругов должна быть одна позиция по целому кругу существенных для жизни семьи вопросов.
Все вопросы требуют тщательных, иногда долговременных переговоров, что способствует развитию таких черт, как терпеливость, сдержанность, выносливость.
Воспитание не может быть хаотичным. То, что ребёнок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течении последующей жизни.
Семья может выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. С одной стороны ,никто кроме самых близких не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не проявляет заботы. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.Как сказала Барбара Л.Вульф: «Ребенок учится тому, чему его учит жизнь»
- Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.
- Если к ребенку относятся враждебно, он учится драться.
- Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.
- Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
- Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
- Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.
- Если ребенка хвалят, он учится уверенности в себе.
- Если ребенка хвалят, он учится благодарности.
- Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.
- Если ребенок растет в безопасности,он учится доверять.
- Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.
ЛИТЕРАТУРА:
- Доронова, Т.Н., Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 8. – С. 3 – 8.
- Доронова, Т.Н., Право на защиту и помощь / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 11. – С. 2 – 6.
- Доронова, Т.Н., Право на образование / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 10. – С. 2 – 6.
- Доронова, Т.Н., Работа с воспитателями по прфилактике нарушений прав ребенка в семье / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12. – С. 2 – 6.
- Дети России на пороге 21 века//Дитя человеческое.- 2000.- № 4-6.- С. 64.
- Дробот, О. Наша свобода - свобода наших детей/ О. Дробот// Семья и школа.- 2000.- № 1.- С. 2-5.
- Жукова, М. Цветы без солнца / М. Жукова // Смена.- 2007.- № 11.- С. 22-29.
- Зеленова, Н.Г., Программа «Я – ребенок, и я имею право!..» / Н.Г. Зеленова, Л.Е.
- Пишкова, О. Права ребенка в Российской Федерации сегодня и перспективы на будущее/ О. Пишкова //Защити меня!- 2007.- № 1.- С. 6-8.
- Права ребенка: сборник международных документов/ сост. и авт. вступ. статьи. Г.М. Мелков.- М.: Юридическая литература, 1998. - 607с.
- Сомервилл, М.-Р. Дети не могут ждать/ М.-Р. Сомервилл; пер. Р. Пановой, В. Чудиновой// Школьная библиотека.- 2000.- № 5.- С. 74-79.
- Силласте, Г. Дети - это наши маленькие граждане/ Г. Силласте// Основы безопасности жизнедеятельности.- 2001.- № 6.- С. 2-11.
- Спесивцева, О.И. Права ребенка в Российской Федерации относительно Конвенции ООН о правах ребенка/ О.И. Спесивцева// Вестник образования.- 2000.- № 16.- С. 65-74.
- Шаг в пропасть или прыжок на месте?/ П. Астахов [и др.]// Фома.- 2010.- № 6.- С. 18-2
- Яковлева, Н.А. Первоочередные меры по защите прав детей и детства/ Н.А. Яковлева// Основы безопасности жизни.- 2002.- № 3.- С. 34.