Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Савельева В. В.
10 минут 8174 2625

Мастера своего дела: Савельева В. В.

SAVELEVA fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Савельевой Викторией Владимировной, педагогом-психологом МБДОУ МО «Центр - детский сад № 100» города Краснодар Краснодарского края. Сегодня Виктория Владимировна с радостью предлагает вашему вниманию статью, из которой мы узнаем о наиболее распространенных ошибках и заблуждениях родителей по поводу готовности детей к школе.Статья рекомендована педагогам и родителям будущих школьников.

Краткий комментарий к статье от Виктории Владимировны:

«Что же такое готовность к обучению, готовность к школе, из чего она складывается, чем определяется? Прежде всего, нужно сказать, что это понятие не педагогическое, а психологическое, даже психофизиологическое».

Познавательного чтения…


 

«К школе готов! Или нет…?»

"Я скоро пойду в школу!" -  с гордостью говорит ребенок-дошкольник. Он идет в первый класс, веря, что учительница будет добрая и красивая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит некоторое время и ребенок уже без особой радости собирается в школу. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к школьному обучению.
Что же такое готовность к обучению, готовность к школе, из чего она складывается, чем определяется? Прежде всего, нужно сказать, что это понятие не педагогическое, а психологическое, даже психофизиологическое.   
Обычно готовность к школе формируется примерно к семилетнему возрасту. Однако нормой развития этой характеристики является возраст от 6 до 8 лет. При этом если дети 6,5 лет еще довольно часто оказываются готовыми к школьному обучению, то шестилетки – в редких случаях. В столь раннем возрасте за полгода ребенок способен сделать очень большой скачок в развитии.
Многие родители говорят, что и сами отлично видят, что ребенок готов к школе. На самом деле, при этом они ориентируются, прежде всего, на уровень интеллектуального развития ребенка («Он у нас уже читает, пишет, до ста считает, свободно владеет компьютером!»).  Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития - наиболее распространенная ошибка родителей. Они считают, что главное условие готовности к школе - объем знаний, который должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей при этом в расчет не принимаются. Такие родители, не научив ребенка шнурки завязывать, "запихивают" в него всевозможные сведения, не считаясь с возрастными особенностями.  Но уровень интеллектуального развития хоть и является одним из компонентов готовности к школе, но не единственным  и далеко не самым важным.  
Традиционно выделяют пять отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностно-социальную и мотивационную.
Физическая готовность определяется показателями веса, роста, мышечного тонуса и др., которые должны соответствовать нормам физического развития детей 6-7-летнего возраста. Также должны учитываться состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев), состояние нервной системы ребенка, общее состояние его здоровья.
К концу дошкольного возраста происходит значительная перестройка анатомо-физиологических особенностей организма, возрастает подвижность и уравновешенность нервных процессов, (возбуждения и торможения), создаются условия для осуществления целенаправленного произвольного поведения.
Интеллектуальная готовность к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. У ребенка должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных,  познавательная активность.
Важнейшим показателем подготовленности ребенка к школе является владение им связной, грамматически и фонетически правильной речью: умение подбирать и произносить слова, умение выделять в словах звуки, умение самостоятельно строить предложения. Любое нарушение фонематической чистоты произношения звуков может затруднить освоение ребенком письма.
Эмоционально-волевая готовность  в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Волевая готовность – это достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий; овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.
Уровень волевого развития у разных детей шестилетнего возраста различен, но типичной чертой этого возраста является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для учебной деятельности.  
Важным аспектом волевой готовности к школе является формирование нравственно-волевых качеств. Дисциплинированность проявляется в умении ребенка быть сдержанным в поведении, подчиняться правилам, требованиям. Ответственность проявляется в отношении к заданиям, стремлении их выполнить в соответствии с требованиями педагога.
Подготовить ребенка к обучению – означает не только обеспечить соответствующий уровень умственного и волевого развития, но и развить его чувства. Эмоциональная готовность – это способность ребенка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели: не бояться трудностей, стремление преодолевать их, не отказываться от намеченной цели.
Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися, и это вполне закономерно, нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу и т.д. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением.

Личностно - социальная готовность – еще одна из предпосылок успешного обучения в школе. Она включает формирование у ребенка готовности к принятию новой «социальной позиции», формирование которой обуславливается новым отношением окружающих к ребенку. Взрослые изменяют требования к ребенку: от него теперь настойчиво ждут большей серьезности, внимательности, усидчивости, ответственного отношения к самообслуживанию и т. д. У старшего дошкольника впервые появляется представление о себе как члене общества.
Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.
На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом.
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение: к школе, учителю, к учебной деятельности, к самому себе.
Выделяют несколько видов мотивов:
Адекватные мотивы:
•    учебный ("хочу учиться в школе, чтобы научиться чему-либо, стать другим, потому что мне нравится учиться");  
•    познавательный ("мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают");
•      позиционный ("хочу заниматься важным, значимым делом, "как взрослый", хочу чувствовать себя взрослым").
Неадекватные мотивы:
•    игровой ("хочу в школу, т. к. там можно поиграть, там много ребят, там весело");  
•    внешние ("я хожу в школу, потому что там не укладывают спать", "потому что для нее покупают портфель", "потому что туда идет Вася (друг)", "потому что там ставят пятерки", "потому что меня мама заставляет" и т. д.)
Очень важно, чтобы родители осознавали равноценную значимость всех пяти компонентов готовности детей к школьному обучению. Родители обязательно должны проконсультироваться со специалистами дошкольного учреждения (воспитатели, педагог-психолог, медики) и узнать уровень развития и состояние здоровья будущего школьника. Особенно пристально необходимо проверить все параметры готовности к школе у детей 6-6,5 –летнего возраста, когда родителям приходится делать выбор: «Детский сад?» или «Школа?»
Подготовка к школе, получается – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991.
2. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.
3. Особенности психического развития детей 6–7–летнего возраста./Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. –М.: Педагогика, 1988.
4. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб: Детство-Пресс, 2011.
5. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов  у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009.
7. Реан А.А., Костромина  С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – СПб: Питер, 1998.
8. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: Развитие речи, математика, мышление. – М.: Айрис-пресс, 2004.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677