Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Балакина Елена Борисовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 303" города Нижнего Новгорода Нижегородской области, с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по использованию игровых приемов на занятиях по экологическому воспитанию детей младшего возраста. Статья будет интересна воспитателям и родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Борисовны:
«На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития. В процессе освоения экологических знании, умении и навыков, у детей значительно повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается в осознанном отношении к природе, желании полюбить и сберечь все живое на Земле».
Увлекательного чтения…
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.
Экологическое воспитание можно осуществлять путем привнесения элементов сюжетно-ролевой игры в процесс обучения младших дошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям и животным, к себе как части природы, к материалам природного происхождения и предметам, изготовленным из них.
Более подробно хочется остановиться на вопросах использования игровых обучающих ситуаций на занятиях по экологическому воспитанию детей.
Поскольку игра - наиболее естественный и радостный вид детской деятельности ,формирующий их характер ,нами было разработано несколько игр:
1.Игра «Посади дерево» объясняет важность зеленых насаждений на Земле. Она представляет собой игровое поле, на котором дети выкладывают дома, людей, солнце, но деревьев на нем нет. Как быть? Людям нельзя укрыться от солнца, для животных и птиц нет места, где бы они могли поселиться.(Предлагается несколько моделей деревьев: возле дома дети сажают плодовый сад, для животных и птиц – лес.Деревья вставляются в прорези игрового поля.)
2.Дидактическая игра «Прогулки божьей коровки» дает детям представление о новом комнатном растении: стебель, листья, цветы.» каждому ребенку раздаются карточки с изображением комнатного растения, с которым воспитанники знакомятся в данный момент, и бумажная божья коровка на ниточке. Насекомое ползет по цветку – стебель, листья, цветок. Дети проговаривают, где остановилось насекомое.
Игровые приемы придают занятиям эмоциональную окраску, делают их живыми, а, следовательно, и более интересными. Помогает нам игровой персонаж – кукла Почемучка. Это платковая кукла, голова ее крепится к туловищу взрослого, к рукам на резинках концы платка. Кукла с помощью взрослого может двигаться, разговаривать. Волосы куклы смастерили из шерстяных ниток, части лица(глаза, рот, брови) можно менять в зависимости от игровой ситуации. Съемная часть крепиться с помощью липучек. Игровой персонаж постоянно находится в группе.
В младшем возрасте большое внимание уделяется вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Разработана серия игровых ситуаций, главным героем которых является Почемучка.Например, «Научим Почемучку мыть руки» (кукла пришла с прогулки с грязными руками,села за стол.Дети замечают непорядок и делают Почемучке замечание: «Перед едой нужно мыть руки»Кукла удивляется: «Почему нужно снова мыть руки? Я мыла их утром во время умывания» Дети объясняют, что перед едой необходимо всегда мыть руки. Почемучка вместе с детьми моет руки).
Игровая ситуация «Научим Почемучку мыть чайную пару» разработана для того, чтобы научить воспитанников простейшим трудовым процессам мытья чашки и блюдца. Почемучка приходит в гости к куклам, а все чашки грязные. Чай пить нельзя. Что делать? Дети показывают и рассказывают кукле, как правильно мыть посуду.
Таким образом, игровой персонаж обучается вместе с детьми. Ситуации, в которые попадает кукла Почемучка, требуют от детей знаний, опыта, умения находить самый оптимальный вариант, все это активизирует умственную деятельность воспитанников.
Мы использовали игрушки-аналоги, изображающие различные объекты природы. Существует огромное количество игрушек-животных и очень ограниченное количество игрушек-растений. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом или предметом. Последняя характеристика позволяет в ряде случаев применять игрушки как раздаточный материал, что особенно важно для младших дошкольников.
Нами были использованы также различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку (или на Северный полюс)», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и многое другое. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра (или ее фрагменты), присутствующая на занятиях, в наблюдениях, труде. По существу всевозможные путешествия — это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.
В процессе освоения экологических знании, умении и навыков, у детей значительно повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается в осознанном отношении к природе,желании полюбить и сберечь все живое на Земле.