Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Скворцову Ирину Витальевну,воспитателя МБДОУ МО «Центр - детский сад № 100» города Краснодара Краснодарского края. Сегодня Ирина Витальевна с радостью предлагает вашему вниманию статью о формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Статья будет интересна педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ирины Витальевны:
«В детском саду на сегодняшний день ребенок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики».
Познавательного чтения…
Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому в детском саду на сегодняшний день ребенок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методик в дошкольной педагогике.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума.
Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию, помогает в решении различного рода практических задач.
Дети старшего дошкольного возраста – это люди познающие, впитывающие информацию о мире, как маленькие губки и люди размышляющие. Мышление детей этого возраста характеризуется способностью устанавливать связи между предметами, явлениями, интересом к системам и работе с ними. Иными словами, старшие дошкольники - это великие логики. То есть на основе достаточно развитого наглядно-образного мышления формируется логическое, которое характеризуется возможностью решать более сложный круг задач, усваивать научные знания. Однако, усвоение логических форм мышления без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм, будет неполноценным. Поэтому важная задача педагогов и родителей при занятиях математикой с дошкольниками – побуждать детей думать, искать логическое решение и обоснование этого решения, обосновывать и аргументировать свои ответы, а не просто «угадывать» или «пробовать» правильные решения.
Еще старший дошкольный возраст - это возраст, в котором родители начинают готовить ребенка к школе. И все занятия, в том числе занятия математикой, отчасти служат решению этой задачи.
Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понял эту науку. Игра – это основная деятельность дошкольника, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно - ролевые и другие. Чтобы достигнуть успеха в обучении дошкольников математике, используя математические игры для дошкольников, важно учитывать, что язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии быть успешным в школе, научиться решать задачи, малышу, прежде всего, необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.
И, конечно, не стоит забывать, что любые занятия и игры для дошкольников, в том числе и математические, направлены, в первую очередь на развитие познавательного интереса. Чтобы быть успешным, малыш должен захотеть учиться и постигать новое. Чтобы захотеть постигать, ему должно быть интересно. К счастью, познавательный интерес заложен в детской природе, и задача взрослых – не потушить его, а бережно поддерживать, задавая юному уму все новые и новые задачки, вызывая его на соревнование: «А вот сможешь вот эту задачку решить? «Посмотри, как интересно получится, если..».
Возможно, форма занятий математикой может больше напоминать настоящие «занятия», но суть должна оставаться добровольной игрой, совместным путешествием в интересный мир математических закономерностей и проблем. При использовании дидактических игр на занятиях широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Обучение ребенка элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой составной частью, являясь базой для обучения ребенка многим другим предметам.
Сегодня, обучение дошкольников математике – это занятия в игровой форме, направленные на развитие интеллектуальных способностей малыша, внимания, логического мышления, его речи, произвольности (когда ребенок действует в соответствии с принятым намерением), мелкой моторики.
Математические игры для дошкольников символически можно разделить на арифметику, геометрию и логику.
Арифметика для дошкольников.
Научить ребенка четырех лет считать до 100 и обратно – не есть несомненный признак успеха. Заучивать ответы на примеры в пределах десяти – не нужно. Гораздо важнее дать ребенку образное представление – что такое 9 или 2. Сколько реальных предметов за этим стоит? Как можно получить 7 разными способами? Иными словами, познакомить малыша с составом числа.
Геометрия для дошкольников.
Что мы можем? Познакомить ребенка с различными геометрическими фигурами, научить его видеть геометрические формы реальных предметов, составлять схемы и фигуры – как плоскостные, так и объемные и видоизменять их. Например:
- составляем разные фигуры;
- составляем фигуры одинаковых и разных форм и размеров;
- перекладыванием, добавлением и отниманием элементов добиваемся превращения одной фигуры в другую;
- усложняем предыдущую игру с помощью счетных палочек (или спичек): составляем 2 равных треугольника из 5 палочек, 2 равных квадрата из 7 палочек, 3 равных треугольника из 7 палочек, 4 равных треугольника из 9 палочек и т.д.;
- занимаемся оригами – одним из лучших искусств по развитию «геометрических» навыков.
Логика для дошкольников.
Пожалуй, и начинать-то знакомство с математикой стоит именно с развития логического мышления. По сути, любая беседа с ребенком, направленная на развитие его познавательной деятельности и инициацию процесса размышления – развитие его логики. Поэтому самая простая и, тем не менее, очень эффективная логическая игра – это не давать ответы на возникающие у ребенка вопросы, а предлагать размышлять вместе, по ходу добавляя необходимые сведения.
Кроме того, следует отметить важность и целесообразность использования на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию внимания, памяти и логического мышления различных стихов, загадок математического содержания, так как стихотворная форма наиболее приемлема в работе с детьми дошкольного возраста.
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе. Это в свою очередь позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Использование математических игр, построенных на самом различном материале, позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. И роль взрослых в этом процессе – поддержать интерес детей к знаниям, помочь поверить в себя и в свои способности.
Список литературы:
- Нищева Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Новикова В. П. Математика в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Стойлова Л. П., Фрейлах Н. И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Гном-Пресс, 2001.
- Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.