Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Макаровой Валентиной Владимировной, воспитателем МБДОУ МО «Центр - детский сад № 100» города Краснодара Краснодарского края. Сегодня Валентина Владимировна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью о необходимости развития двигательной активности дошкольников. Статья будет интересна педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Валентины Владимировны:
«За последние годы в России возросло число дошкольников 5-6 лет, имеющих различные отклонения в эмоционально-личностном развитии и поведении, что и определяет актуальность разработки содержания и методики проведения физкультурно-оздоровительных занятий с данной категорией детей».
Познавательного чтения…
За последние годы в России возросло число дошкольников 5-6 лет, имеющих различные отклонения в эмоционально-личностном развитии и поведении, что и определяет актуальность разработки содержания и методики проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с данной категорией детей.
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.
Организованные физкультурные занятия (в детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает, улучшают деятельность сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Усвоение детьми навыков основных движений, расширяет диапазон двигательных особенностей детей, облегчает в дальнейшем усвоение школьной программы по физической культуре.
Кроме того, ведущей деятельностью дошкольника является игра. Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, она характеризуется точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Развитие основных видов движений в работе со старшими дошкольниками имеет свои особенности. На этом этапе обучения в связи с расширением диапазона двигательных навыков и умений, развитием физических качества (скорости, выносливости, быстроты и т.д.) появляется возможность более успешного овладения как упражнениями в целом виде, так и отдельными элементами техники движений. У детей 5 – 6 лет имеется определенная готовность к осознанности поставленных перед ними задач, умение оценивать ситуацию, управлять своими движениями, поэтому появляется возможность с помощью словесных указаний и объяснений сформировать достаточно прочные знания и умения в их двигательной деятельности.
Личность ребенка является динамической, «открытой» структурой. Нарушениями поведения называются такие состояния, при которых проявляются социально не одобряемые формы поведения: такие как гиперактивность, агрессивность, застенчивость и аутизм. Причиной нарушений поведения при гиперактивности выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Таким детям необходимы задания, которые способствуют организации движений.
Агрессивные дети относятся к сверстникам как к врагам и нуждаются в ласке и помощи взрослых.
Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. По уровню умственного развития и по успешности в предметной деятельности эти дети не уступают своим сверстникам. Им необходимо "забывать о себе". Ранний детский аутизм – это неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения.
Таким образом, можно сказать, что каждая категория названных проблем в поведении детей дошкольного возраста требует особого внимания, как родителей, так и педагогов. Кроме того, необходимо организовывать индивидуальный подход в осуществлении воспитательно-образовательной деятельности. Для каждой категории нарушений в поведении существуют свои методы и приемы для оптимизации психического развития, которые необходимо учитывать при разработке занятий по формированию основных движений, а также в повседневной жизни ребенка.
Двигательная деятельность в жизни человека является важнейшим условием, определяющим здоровье, физическую и умственную работоспособность. Ее формирование происходит в три этапа: начальное разучивание двигательного действия; углубленное разучивание и закрепление, совершенствование двигательного действия. В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется.
В структуре поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней. Нарушения в любом из уровней влечет за собой нарушение в поведении ребенка и требует коррекционно-развивающей работы. Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической и физической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. Основными принципами в организации коррекционно-развивающей работы является в первую очередь индивидуальный подход к каждой из категорий нарушений в поведении, а также: безоценочность, отказ от реальных предметов и игрушек и отсутствие соревновательного начала в играх.
При правильном руководстве двигательной активностью детей можно в значительной степени повлиять на разнообразие их игр, движений, не подавляя инициативы.
Одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей, и опираясь на их интересы, я показываю разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, помогаю обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.
Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей на прогулке можно выделить два основных этапа. Вначале устанавливаются непосредственные контакты воспитателя с каждым ребенком, выясняется его интерес к играм, упражнениям и физкультурным пособиям, его взаимоотношения со сверстниками, выявляется наличие у него двигательного опыта. Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия: своевременная помощь каждому ребенку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приемы: совместное выполнение упражнений ребенка с воспитателем или с другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движений; поощрение. Основным направлением руководства двигательной активностью детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение ее разнообразными движениями.
На втором этапе осуществляется более интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность дошкольников. Малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Очень подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая будет способствовать снижению их двигательной активности и формированию внимания.
В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место отвожу показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом учитываю индивидуальные проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям показываю действия, требующие точности выполнения или особой осторожности при пользовании пособием (прокатить мяч по узкой доске в ворота; попасть мешочком с песком в цель и т. д.). Малоподвижным детям предлагаю активные действия и движения, не требующие точности выполнения (бросить мяч вдаль и побежать за ним; прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т. д.).
Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, перелезание через обруч и т. д.), а малоподвижных — на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (бег со скакалкой, игры с обручем и т. д.).
Большое значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре или при выполнении различных упражнений. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать дошкольников, приучать их оценивать свое поведение и поведение товарищей. Это будет способствовать более осознанному выполнению правил игры и формированию положительных взаимоотношений в процессе активной двигательной деятельности детей.
Таким образом, правильно организованный двигательный режим детей в дошкольных учреждениях и в семье позволит добиться улучшения состояния здоровья дошкольников, повысить уровень их функциональных возможностей, моторного развития, а так же будет способствовать их разностороннему развитию.
Список литературы:
- Анисимова Т.Г Физическое воспитание детей 2 -7лет: развернутое перспективное планирование по программе под ред. Васильева М.А , Гербова В.В., Комарова Т.С - Волгоград : Учитель, 2010. – 131с.
- Заостровцева М.Н., Перешеина Н.В. Агрессивное поведение. Коррекция поведения дошкольников. М., 2006 г.
- Завиденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001г.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М, 2003г.
- Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. Р-н-Д, 2005г.