Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Технология формирования и развития универсальных учебных действий в процессе обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО
17 минут 7535 2372

Технология формирования и развития универсальных учебных действий в процессе обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО

SIMCHENKO fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Симченко Ольгу Васильевну, учителя английского языка МБОУ «Средняя школа № 5» города Курска Курской области. Сегодня Ольга Васильевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию и развитию универсальных учебных действий в процессе обучения иностранному языку. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Ольги Васильевны:

«На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. А это означает, что ученик должен овладеть УУД».

Увлекательного чтения…


Технология формирования и развития универсальных учебных действий в процессе обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Специфика предмета «иностранный язык» такова, что обучение, направленное на формирование коммуникативной компетенции может происходить только в условиях личностно-ориентированного и деятельностного подхода, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

  • применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
  • создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свои возможности.  

Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. А урок становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель ни проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний учащихся.

Ученик перестаёт быть пассивным участником образовательного процесса, а совместно с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и метапредметным и личностным результатам.

Рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроках английского языка.

На этапе формулирования темы и целей урока у учащихся формируются познавательные и регулятивные УУД. При обучении целеполаганию возможно введение проблемного диалога, в результате которого дети определяют границу своего знания – незнания и ставят цель урока.

На этапе планирования учитель и учащиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке.Здесь целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке.

При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы, по разным каналам восприятия информации: аудиалы, визуалы, кинестеты.

Одна из наиболее используемых мною технологий на уроках английского языка – это технология коммуникативно – развивающего обучения. Цель работы над этой проблемой - воспитание коммуникативно-развитой личности через урок английского языка. Нужно научить своих учащихся владеть английским языком на коммуникативном уровне, т.е. уметь общаться на языке с разными людьми в различных ситуациях и не стыдиться своей речи. Как мне кажется, общение в условиях приближенных к реальным, приносит детям большую пользу, развивает, обогащает разговорную речь. Формируя коммуникативные умения на уроке, стремлюсь, чтобы каждый ученик как можно больше говорил. Поэтому при выполнении даже обычного упражнения у меня всегда на уроке кто-то из учеников говорит: читает, диктует, комментирует. Пытаюсь подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. На уроках часто ставлю так называемые «открытые» вопросы, т.е. такие которые заранее ориентированы не на единый правильный ответ, а на высказывания различных точек зрения по проблеме. Даю возможность во время занятия высказать и правильные, и неправильные точки зрения. Ребята не боятся, что их одернут, будут над ними смеяться. Каждый высказывает то, что думает, отстаивает свою точку зрения. И вместе мы приходим к ответу.

« Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка»,- так утверждал В.А.Сухомлинский. В своей работе следую этому примеру. Используя забавные сказки о приключениях букв алфавита, шуточные стихи, рифмовки для запоминания новых слов в начальной школе, для учащихся среднего звена – рассказы или истории, в основе которых лежит определённое правило или принцип. В дальнейшем дети сами начинают фантазировать и придумывать интересные рассказы на заданные темы. Такой вид работы помогает детям лучше усвоить правило и не делать ошибок.

При формировании коммуникативных умений, тщательно продумываю формы организации работы учащихся на уроке: индивидуальную, парную, групповую. Наиболее эффективными формами работы считаю работу в парах, группах, тройках, командах. Такой вид работы необходим, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли. Очень проста и доступна форма сотрудничества - работа в парах постоянного состава. Такими парами постоянного состава являются два ученика сидящие за одной партой. На уроках в начальной школе, работая по УМК Барановой К.М., Дули Д., Копыловой В.В. «Звёздный английский» успешно использую данный вид работы для совместной проработки материала учебника, при обучении диалогической речи, дети, применяя игрушки на палочках, сказочные персонажи учебника, учатся приветствовать друг друга, вести диалог-расспрос. При развитии речи учащихся такую же форму работы можно использовать в интервью. В каждой паре назначаю одного ученика интервьюером, другого респондентом. Также положительно сказывается на развитии детей и помогает добиться высоких результатов - групповая форма работы. Ее применение на уроке служит отличным средством для повышения мотивации и эффективного формирования коммуникативных умений. Например, можно поделить детей на мини группы и с помощью фишек и кубика в игровой форме проверить знание лексических единиц по теме урока. Форму работы в группах также хорошо использовать при создании разного рода проектов.

Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что предъявление детям «готовых знаний» приводит только к одному результату: учащиеся оказываются не способны применять их. Поэтому чрезвычайно актуальным представляется использование исследовательских, поисковых методов обучения, когда ученик поставлен в ситуацию получения знаний в процессе активного познания. К проектно-исследовательской деятельности нужно приучать детей с младшего возраста. Выполнение проектов мотивирует учащихся в изучении языка, стимулирует у них как устную, так и письменную речь. В каждом из тематических блоков УМК гибко используются индивидуальные и групповые проекты, мини проекты, которые воплощаются в постерах, буклетах, различных докладах обучающихся.

Обучение в сотрудничестве и проектные работы – это одно из средств построения индивидуальной образовательной траектории. При обучении в сотрудничестве важно, чтобы работа была организована в микрогруппах и оценка ставилась одна на всю группу, т.е.от индивидуального вклада каждого зависит общая оценка. В таких группах должен быть один сильный ученик и минимум один слабый, чтобы создавалась ситуация, в которой слабый учится с помощью сильного. В проектах важно распределение ролей и возможность даже для самых слабых учеников проявить себя и использовать свои способности на английском языке.

Согласна с тем, что интерес к предмету во многом зависит от преподавателя, его отношения к своей деятельности, не равнодушия, а любви к детям и желания привлекать их внимание к познанию, создавая ситуации творчества. Поэтому каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом то, что они не смогут забыть. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. Очень близки мне элементы неожиданности и сюрпризы на уроке. Конечно же, они заранее хорошо подготовлены и тщательно продуманы. Например, на уроке в 4 классе, при знакомстве с прошедшим простым временем, приземлился НЛО, ученик из старшего класса, помог рассказать о своей планете PastSimple,о словах спутниках этого времени…

Очень хороша идея с перевоплощением образа учителя. На уроках приходится перевоплощаться в водителя автобуса, в клоунессу, в доктора, в сказочную фею. Однажды я перевоплотилась в «Рассеянного с улицы Бассейной». Зайдя на урок с чемоданчиком, рылась в нём, роняя различные предметы и вещи связанные с темой урока. Затем достала англо-русский словарь и приступила к проверке домашнего задания, но сама при этом всё путала и забывала. Дети с восторгом исправляли меня.

При обучению самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Умение самоконтроля и самооценке – это одно из важных условий, которое помогает организовать самостоятельную деятельность учащихся. К функциям самоконтроля следует отнести предотвращение или обнаружение уже совершенных ошибок, а так же регулирование собственной деятельности в ходе выполнения упражнений. Кроме того, механизм самоконтроля у обучающихся помогает осознанно оценить результаты своей деятельности, планировать свои дальнейшие действия в соответствии с целью, перестраивать алгоритм выполнения заданий в изменившихся условиях. Целенаправленную работу по обучению самоконтролю необходимо начинать именно на начальном этапе обучения иностранному языку. В этот период у обучающихся происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются такие новообразования как произвольность, рефлексия, способность планировать свои действия. Становление умения самоконтроля происходит поэтапно и требует особой организации учебного процесса. Важно отметить, что самоконтролю следует обучать, само по себе это умение не приходит.

В качестве примера одного из составляющих компонентов системы обучения самоконтролю и самооценке можно привести метод использования листов самооценки, разработанных к каждому тематическому блоку учебного материала. Составленные от первого лица фразы задания (я научился …, я умею...) делают акцент на самостоятельном анализе и оценке собственных достижений, а разработанная шкала степени сформированности умения позволяет определить, какое из умений дается легко, с небольшими затруднениями или вызывает трудности. Листы самооценки ученики и их родители имеют возможность сравнить с индивидуальными картами развития по предмету, заполняемыми педагогом. Они содержат планируемые результаты по каждому тематическому блоку предмета и ту же шкалу степени сформированности умений, что и в листах самооценки.

При оценивании своих ответов в начальных классах предлагаю детям использовать кружки разного цвета («зелёный» - у меня всё получилось; « жёлтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; « красный» - SOS, я не смог выполнить задание). Показ определённого кружка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ.

Средства самоконтроля и самооценки помогают обучающимся более последовательно и осознанно развивать и углублять знания иностранного языка, отслеживать динамику приобретенных знаний, критически относиться к своим речевым умениям, анализировать проблемы в изучении иностранного языка.

Этап рефлексии на уроке при правильной её организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Цель рефлексии не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку. В начале урока я часто использую рефлексию, чтобы выявить настроение детей.   Нужно знать настрой детей на обучение, чтобы сориентироваться, как лучше преподнести материал урока. В середине урока, также не бывает лишним оценить знание и понимание объясняемого материала при помощи рефлексии. В конце урока можно повести рефлексию с игровым моментом. На доске - поляна из цветов, над каждым из цветков – этап урока - (работа с текстом, фонетическая зарядка и т.д.). У каждого ребёнка в руках бабочка. Я предлагаю прикрепить детям свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности им понравился больше всего. Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Детям очень нравятся смайлики. Ученики закрашивают тот, который наиболее точно описывает их настроение. Если у кого-то плохое настроение необходимо выяснить причины. Очень эффективна лесенка со ступеньками: крайне скверно, плохо, хорошо, уверен в своих силах, комфортно. Ученик ставит фигурку человечка на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

Можно проводить рефлексию не только по итогам урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы. Вариантов проведения рефлексии невероятно много. Главное, чтобы это было для ребёнка интересно, увлекательно, полезно.

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО и ООО предъявил новые требования к результатам обучения, дал возможность по- новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приёмы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

На мой взгляд, учителем в современной школе должны проводиться уроки, форматируемые с традиционными и инновационными критериями и, безусловно, интегрированные.

Английский язык вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Универсальные учебные действия ориентированы на умение учиться, и влияют на выбор технологий, форм и методов обучения. При обучении детей предмету « Английский язык», я использую различные формы и методы с точки зрения формирования УУД: организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, здоровьесберегающих технологий, технологий коммуникативно-развивающего обучения активизирующих учебно-познавательную деятельность.

Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволяет повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.

Литература:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Под ред. А.Г. Асмолова. - М., Просвещение, 2008.

2.Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель//ИЯШ 2001, №1, с.9-14.

3.Соловова Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // ИЯШ 2004, №2, 3.

4.Сазонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе, М., 2001.

5.Перминова Л.М.Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений  // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216. Анализ стандартов. Существенные отличия и связи образовательно-обучающего характера.

6.Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А.Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010.-№2.- С.11-12.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3089 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6924 677