Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Речкина Л.Ф.
46 минут 7837 1843

Мастера своего дела: Речкина Л.Ф.

RECHKINA foto copyДорогие друзья, наш постоянный участник рубрики "Мастера своего дела" Речкина Любовь Федоровна, педагог-организатор МОУ ДОД «КЦДОД» с. Красноселькуп ЯНАО, с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского сознания обучающихся на основе приобщения к истории родного края. Сегодня Любовь Федоровна предлагает познакомиться с дополнительной образовательной программой по историческому краеведению. Программа будет интересна педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Любови Федоровны:

«В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гржданина и патриота своей страны. Историческое краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств детей и обучающейся молодежи, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала»

Увлекательного чтения…


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по историческому краеведению

«Отечество – земля Красноселькупская»

Посмотреть полную версию программы

 

Где б я ни бодрствовал, где бы ни спал,
Я вижу тебя, мой далёкий Ямал.
Я вижу тебя наяву и во сне.
Дыхание твоё пламенеет во мне.
Строкою и песней к тебе я спешу.
Я имя твоё в своём сердце ношу.

Леонид Лапцуй, ненецкий поэт.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам

Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу, деревне.

Историческое краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств детей и обучающейся молодежи, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места сел и деревень, поселков и городов, их исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

В проекте «Национальной доктрины образования, в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

На современном этапе развития образования, когда у обучающихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма. Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании», один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования;
  • Концепция программы развития образования Ямала - Ненецкого автономного округа;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на период 2010-2015 гг.

Дополнительная образовательная программа по историческому краеведению «Отечество – земля Красноселькупская»на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать детей и обучающуюся молодежь на примерах мужества, героизма и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности воспитанников, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Программа направлена на активизацию интеллектуально-творческой деятельности воспитанников в мероприятиях, посвящённых изучению истории родного края.

Эту задачу с успехом может решить МОУ ДОД «Красноселькупский центр дополнительного образования детей». В 2012 году наш автономный округ отметил 80 годовщину со дня своего образования, за эти годы суровая, некогда богом забытая земля превратилась в уникальный нефтегазодобывающий центр общероссийского и мирового масштаба. Внимание к этим и другим примечательным фактам истории будет способствовать росту интереса к истории Красноселькупского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, благотворно скажется на воспитании патриотизма воспитанников.

Можно по-разному относиться к месту, где живешь: смотреть на него глазами стороннего наблюдателя и считать, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако если относиться к этому региону, как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить и дальше, как-то устроить свою жизнь, - тогда важно знать историю, географию, экономику и культуру.

Важным средством реализации данной проблемы является историческое краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, эстетического, экологического воспитания детей. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы детей и обучающейся молодежи, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

Дополнительная образовательная программа по историческому краеведению "Отечество – земля Красноселькупская" является модульной, составлена на основе дополнительной образовательной программы «Клуб исторического краеведения «ЛЕТОПИСЬ» и образовательной программы дополнительного образования «Формирование у детей гражданственности и патриотизма  на основе изучения исторического краеведения и музееведения».

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины - Ямала, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с семьями воспитанников, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций своего родного края - своей малой Родине.

Цели и задачи программы

Цели:

  • Формирование реальных представлений у воспитанников о природных, исторических, социально-экономических системах округа, осознанного отношения к достижениям национальной культуры;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе исследования, наблюдения, экспериментальной работы.
  • Способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского сознания обучающихся на основе приобщения к истории родного края, стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей малой родины.

Задачи программы:

  • Воспитание патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине, позитивных установок для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности;
  • формирование потребности к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических и других проблем Красноселькупского района;
  • Сохранение и изучение традиций культуры коренных народов Крайнего Севера;
  • Углубленное изучение истории, природы, экономики и экологии округа;
  • Развитие навыков наблюдения, исследования, проектирования;
  • Ознакомления с методами познания объектов исторического краеведения;
  • Приобретение компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни, в дальнейшем выборе воспитанников путей рационального и эффективного приложения сил на благо своего района, округа и России.

Принципы историко-краеведческого воспитания и образования:

Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;

Принцип демократичности - достигается не только тем, что общеобразовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что учитель самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;

Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий.

Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края. Воспитанники получат сведения об истории территориального и хозяйственного освоения Красноселькупского района, ЯНАО, познакомятся с выдающимися людьми: деятелям науки, культуры, образования, экономики, внесшими свой вклад в освоение и развитие региона.

Основные направления историко-краеведческой работы:

Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях коренных народов Крайнего Севера; знакомство с культурой края; изучение истории Ямала, Красноселькупского района, с. Красноселькуп.

Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром Красноселькупского района и Ямала;

Военно-историческое:ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.

Дополнительная образовательная программа по историческому краеведению «Отечество – земля Красноселькупская» способствует развитию у воспитанников следующих умений и навыков:

  • владение конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития округа, района, села;
  • использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей, проживающих на территории Красноселькупского района, Ямала;
  • приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;
  • владение технологическими знаниями, связанными с обработкой собранного материала, анализ и обработка данных, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
  • отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.

Предполагаемые результаты дополнительной образовательной программы по историческому краеведению «Отечество – земля Красноселькупская» включают следующие формы контроля:

  • текущий контроль (беседы с воспитанниками по изучаемым темам, проблемам, аспектам исторического развития района, села и Ямала);
  • рецензирование знаний;
  • тематический контроль (тестовые задание, тематические зачеты);
  • обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате историко-краеведческой, исследовательской деятельности;
  • исследовательские проекты, как результат поисковой деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных докладов и сообщений, проектных работ).

     В связи с тем, что воспитанники выполняют исследовательские проекты по своей инициативе, и с учетом направленности познавательных интересов целесообразно при оценке результата деятельности использовать нетрадиционную систему оценивания – Портфолио или портфель достижений воспитанника.

Структура программы

Дополнительная образовательная программа по историческому краеведению «Отечество – земля Красноселькупская» рассчитана на три года, представляет собой внеурочную деятельность для обучающихся 5-9 классов, она построена с учетом интеграции содержания курсов: “Литературное краеведение”, “История культуры народов Ямала”, “История Ямала”, краеведческих материалов Красноселькупского музея, архивных материалов отдела Архива Администрации МО Красноселькупский район. В программе указано примерное количество часов, это в свою очередь дает возможность педагогу выбрать свою систему занятий в зависимости от реальных возможностей воспитанников и Центра. Цели и задачи данной программы вытекают из приоритетности педагогических проблем.

Дополнительная образовательная программа по историческому краеведению "Отечество – земля Красноселькупская" рассчитана на обучающихся 11-16 лет, на 3 года обучения (количество детей в группе:12 – 14 человек).

Занятия учебных групп проводятся:

1 год обучения – 72/144 часа в год (по 2 часа – 2 раза в неделю);
2 год обучения – 72/144 часов в год (по 2 часа – 2 раза в неделю);

3 год обучения – 72/144 часов в год (по 2 часа – 2 раза в неделю).

Указанные часы распределяются на:

  • аудиторные занятия;
  • экскурсионно-экспедиционные занятия;
  • индивидуальные занятия.

Формы проведения занятий

  • Экскурсии.
  • Теоретические занятия.
  • Практические занятия.
  • Работа с документами.
  • Работа с Интернет-ресурсами.
  • Исследовательская деятельность.

   Обучение проводится по двум взаимосвязанным и взаимодополняющим направлениям работы: истории родного края и краеведении.

Историческое краеведение предполагает следующие направления работы:

● знакомство с историей родного села, района, округа;

● поисковую работу;

● исследовательскую работу;

● сбор предметов музейного значения;

● составление и изучение коллекции предметов;

● обработку собранных материалов.

● изучение истории культуры КМНС;

Экспедиции и экскурсии проводятся один раз в неделю. Как правило, это день, когда дети свободны от школьных занятий.

Задача экспедиций: фотофиксация исторических объектов и памятников; фотофиксация новостроек села; изучение отдельных объектов для написания исследовательских работ

Задача экскурсий:

  • по Красноселькупу – изучение топонимики села, визуальное знакомство с архитектурными сооружениями;
  • в краеведческий музей: ознакомление с экспозициями музея, ознакомление с предметным миром изучаемого отрезка истории нашего края;
  • в отдел Архива администрации МО Красноселькупский район – ознакомление с архивными документами, с целью изучения истории, исчезнувших поселений, с целью ознакомления с документами, ранее существовавших организаций на территории Красноселькупского района.

Отличительной чертой экспедиции является то, что дети во время экспедиции работают самостоятельно по заданной теме:

  • знакомятся с краеведческим объектом, фотографируют его, зарисовывают;
  • записывают в дневник расположение объекта на территории района, работают с картой местности.

Воспитанники, обучающиеся по данной программе, имеют возможность заниматься с педагогом индивидуально по следующим направлениям:

● исследовательская работа по изучению истории края;

● исследовательская работа по изучению истории предметов и документов, хранящихся в фондах краеведческого музея и Архива

● подготовка к краеведческим чтениям и конференциям различного уровня и назначения.

Практика работы показывает, что в течение года возможны ситуации, требующие замены темы или увеличения часов на изучение той или иной темы в связи с возникновением какой-либо экстремальной, непредвиденной, сенсационной или форсмажорной ситуации. В этом случае педагог оставляет за собой право корректировать учебно-тематический план, согласовывая это с администрацией Центра.

Содержание программы

Основным содержанием дополнительной образовательной программы по историческому краеведению «Отечество – земля Красноселькупская»  является выполнение общественно полезных заданий, направленных на открытие, изучение и описание неизвестных или малоизвестных фактов истории, географии, природы и культуры района, села и Ямала, проведение тематических занятий, экскурсий и других видов историко-краеведческой деятельности.

Деятельность воспитанников и педагога   дополнительной образовательной программы по историческому краеведению «Отечество – земля Красноселькупская» определяется тематическими блоками:

  • Летопись родных мест.
  • Родословие.
  • Военные события.
  • Природное наследие.
  • Этнография.

Тематические блоки-модули :

1. Блок модуль: “Летопись родных мест”:

1.1. “Национальные поселки. Загадки топонимики”.

1.2. “Наши земляки”.

1.3.“История Центра”.

Цель блока-модуля: организация деятельности по созданию летописи края с древних времен до сегодняшнего дня.

Задачи:

  • восстановление памяти об исчезнувших национальных поселках Красноселькупского района;
  • изучение истории городов, поселков, поселений коренных народов;
  • воссоздание истории, связанной с историей освоения и развития края;

Основные формы деятельности:

  • проведение экскурсий, походов к местам исчезнувших поселений;
  • подготовка историко-краеведческих карт, проектов, сообщений, докладов.

Ожидаемые результаты:

  • создание хроник, летописей поселков Красноселькупского района;

формирование банка историко-краеведческих данных.

2. Блок модуль: “Родословие”:

2.1. “Древо жизни”.

2.2. “Семейные традиции и обряды”.

Цель блока-модуля: приобщение воспитанников к научно – исследовательской работе через изучение исторического родословия.

Задачи:

  • обучение методам исследовательской работы: приёмам работы с генеалогическими источниками, приобщение к работе с архивными и музейными документами, книгами;
  • развитие интереса к истории своего рода, составлению своей родословной, написанию летописи рода, созданию домашнего (семейного, родословного) архива.
  • ознакомление с возможностью изучения истории через историко-генеалогические исследования

Основные формы деятельности:

  • Изучение и составление семейных родословных.
  • Формирование семейных архивов, составление семейных летописей.

Ожидаемые результаты:

  • Использование генеалогии при изучении истории своей малой родины.
  • Освоение приемов составления генеалогических таблиц, росписей, карточек.

3. Блок модуль: “Военные события”:

3.1. “Великая Отечественная война”.

3.2. “Мемориал”.

3.3 “Современные военные конфликты”.

3.4. Реализация проекта «Рядом с нами живут Ветераны».

Цель блока-модуля: патриотическое, духовное, культурное воспитание, занимающихся увековечением памяти защитников Отечества.

Задачи:

  • поиск и изучение архивных материалов;

составление исследовательских проектов: «Служили наши земляки»,«Подвигу народа жить в веках», «Мои   земляки   в годы Великой Отечественной войны»

  • участие в подготовке материалов по увековечиванию памяти защитников Отечества;
  • подготовка молодого поколения к военной службе.

Основные направления и формы деятельности:

  • участие в проведении поисковых экспедиций;
  • уход за памятником воинской славы в селе;
  • оказание помощи ветеранам, труженикам тыла;
  • проведение мероприятий, связанных с памятными датами.

Ожидаемые результаты:

  • создание музейных экспозиций, уголков памяти, составление презентаций, проектов;
  • увековечивание памяти земляков, погибших при исполнении воинского долга;
  • использование историко-краеведческого материала в образовательном процессе.
  • Участие в составлении районной Книги Памяти;
  • Участие и проведение Акций, Парадов.

4. Блок модуль: “Природное наследие”:

4.1. “Тайны природы”.

4.2. “Природа в опасности!”.

Цель: вовлечение воспитанников, родителей и педагогов в научную, просветительскую и практическую деятельность по охране объектов природного наследия, уникальных и эталонных природных комплексов, в том числе, отдельных природных элементов.

Задачи:

  • расширение знаний о рациональном природопользовании;
  • природоохранительное просвещение различными средствами и методиками;
  • воспитание уважения к природе родного края, активной жизненной позиции в вопросах охраны природы;
  • выявление взаимосвязи природного и культурного наследия своего края, Ямала;
  • формирование трудовых и исследовательских умений и навыков при проведении практических работ по изучению экологической обстановки.

Основные направления и формы деятельности:

  • изучение и описание природных богатств родного края с целью их сохранения и рационального использования;
  • выявление источников загрязнения природной среды;
  • описание и оформление экологических троп и экологических маршрутов, организация экскурсий.

Ожидаемые результаты:

  • выявление, описание и изучение природных объектов, разработка предложений и рекомендаций по их охране и рациональному использованию;
  • составление листовок, плакатов в защиту окружающей среды, создание экологических постов, троп.

5. Блок модуль: “Этнография”:

5.1. “Основные ценности коренных народов Ямала”.

5.2. “Народная игра”.

5.3. “Фольклор”.

5.4. “Народные праздники, обычаи, традиции”.

Цель: полнее раскрыть культуру и быт коренных народов Севера посредством изучения и освоения народных традиций.

Задачи:

  • изучение и анализ материальной и духовной культуры коренных народов Ямала;
  • раскрытие творческого потенциала личности воспитанников через уникальную природу этнографии;
  • формирование информационной базы Этна образовательного процесса в системе образования.

Основные формы деятельности:

  • формирование музейных (выставочных) экспозиций на основе собранных материалов;
  • изучение литературных источников, архивных документов, материалов районного краеведческого музея;
  • участие в этнографических праздниках и обрядах;
  • изучение народного фольклора.

Ожидаемые результаты:

  • создание банка фольклорно-этнографических данных;
  • создание этнографических экспозиций в музейной комнате Центра, районном краеведческом музее;
  • создание условий для занятий Этна исследовательской работой.

Особенности первого года обучения

Воспитанники получают начальное представление об истории края, района, села, истории материальной культуры, общие знания о культуре КМНС..Принимают участие в разработке и подготовке презентаций, докладов, проектов, исследовательских работ.

Задачи:

● приобщить воспитанника к культурным и историческим ценностям;

● дать представление об изменении во времени быта, культуры, жизненных ценностей;

● научить воспринимать предметный мир как отражение исторической психологии людей прошлых эпох;

● научить пониманию значимости исторического наследия;

●сформировать осознание необходимости документирования исторического процесса;

● пробудить исследовательские интересы.

Содержание программы первого года обучения

I этап: сентябрь-октябрь.

Первый год обучения условно можно называть "обзорным", как бы подготовительным к более серьезной работе. Воспитанники получают представление об истории Ямала, Красноселькупского района, с Красноселькуп и достопримечательностях края, самых важных исторических событиях, происходивших на территории нашего округа, о быте, традициях и праздниках коренных народов Севера. Об истории заселения округа, Красноселькупского района. Об архитектуре и истории экспедиций, расположенных на территории нашего округа, о грозных войнах, прокатившихся по России, о степени участия в войнах жителей Красноселькупского района. Специфика первого этапа обуславливается сухой и сравнительно теплой погодой, позволяющей долговременные прогулки по окрестностям Красноселькупа с целью ознакомления воспитанников с памятниками истории и природы родного края. Главное в прогулках – запомнить объект визуально, отметить его местонахождение, уметь найти его на карте. Для проведения этих занятий-путешествий необходимо иметь определенный инвентарь: карту местности (чтобы учить ребят ориентироваться по ней), бинокль, компас, блокнот и карандаш для записи краткой информации.

Проводятся занятия-закрепления (не реже, чем через три прогулки). На них воспитанники работают с картами местности, картами села, района, контурными картами и отснятыми во время прогулок фотографиями. Параллельно с занятиями по краеведению проводятся начальные ознакомительные занятия по экспозиции музея и этнографией коренных народов Севера. Изучаются понятия: экспозиция, устройство и интерьер чума, назначение утвари (музейных предметов) в интерьере чума и т.д.

На первом этапе работы в качестве учебного пособия разрабатывается "Лента времени".

II этап: ноябрь-февраль

Специфика второго этапа обучения.

Если на I-м этапе воспитанники совершали экскурсии по местности, то на II-м этапе они начинают "путешествие во времени". Начинается изучение истории края (Красноселькупа и его окрестностей). На занятиях используются слайды тех объектов – памятников истории, культуры и природы, с которыми воспитанники познакомились на I-м этапе. Изучение истории края представляет собой освещение наиболее важных событий и распределение их в хронологическом порядке. Параллельно изучается и прошлое исторического центра Ямала - Мангазеи. На этом этапе больше внимания уделяется истории материальной культуры. Изучается деревенский, боярский, царский, дворянский, купеческий быт. Необходимо показать, как с течением времени изменялась архитектура жилища и предметы быта, окружающие человека. Предметный мир каждой эпохи изучается не вообще, а как принадлежащий конкретному историческому лицу, каким-либо образом связанному с нашей местностью.

На II этапе дети посещают Красноселькупский краеведческий музей, в котором могут познакомиться с бытом, одеждой, хозяйственной утварью и этапами жизни изучаемых коренных народов Севера.

Практические занятия на II-м этапе обучения включают:

● активную работу с «лентой времени», альбомы, которые изготовляют воспитанники самостоятельно;

● занятия во время музейной экспозиции;

● работу с музейными предметами в интерьере чума, селькупской избы (во время экспозиции);

● использование закрепляющего видео материала.

III этап: март – май.

Специфика третьего этапа обучения.

В это время начинается подготовка к очередному муниципальному конкурсу презентаций и проектов. Практическая часть каждого занятия отводится на выполнение домашнего задания, данного организационным комитетом конкурса; идет подготовка документации, слайдов.

На этом этапе дети знакомятся:

● с понятием «поисковая» и «исследовательская» работа;

учатся:

● определять последовательность действий в ходе работы над проектом, презентацией;

● обрабатывать полученный материал;

● приобретают навыки работы с литературой.

Прогнозируемый результат 1- го года обучения

По окончании первого года обучения воспитанники будут:

1. Краеведение.

  • в общих чертах знать историю края, и, в этой связи, основные этапы исторического и культурного развития Красноселькупа;
  • ориентироваться во времени, в ходе исторических событий;
  • ориентироваться в исторической последовательности изменений предметного мира коренных народов Севера;
  • помнить названия улиц Красноселькупа, рек, озер, впадающих в реку Таз, и историю возникновения других водоемов;
  • знать топонимику Красноселькупа 50-х годов (улицы, и другие природные объекты);
  • помнить названия и места расположения окрестных сел;
  • уметь ориентироваться по карте;
  • знать устройство чума, деревенской избы и назначение хозяйственной утвари;
  • уметь различать предметы быта по принадлежности к определенному сословию.

Механизм оценки знаний

Для проверки знаний воспитанников на первом году обучения используются:

  • кроссворды и ребусы,
  • работа с картами Красноселькупа,
  • небольшие сообщения, самостоятельно подготовленные дома по изучаемой теме,
  • составление презентаций,
  • тесты.

Второй год обучения

Особенности второго года обучения:

Программа второго года обучения представляет собой углубленное и персонифицированное изучение некоторых пройденных на первом году тем, но на ином качественном уровне. Исторические события охватываются шире, проводится их анализ. Глубже изучается курс истории Красноселькупского района. Но главное то, что воспитанники начинают самостоятельно выбирать темы написания проектов, подбирать источники.

Краеведение:

  • воспитанники имеют определенные знания по истории родного края и навыки ведения экспедиционной работы, поэтому уделяется большее внимание их самостоятельной работе во время проведения экспедиции (самостоятельное ведение дневников, фотофиксация, ведение фонозаписей воспоминаний и обработка собранных материалов);
  • происходит углубленное изучение истории родного края. Дети учатся анализировать историческую обстановку в стране, на фоне которой происходили определенные события и на территории нашего округа. Таким образом, происходит формирование исторического сознания.
  • представляя себе, что такое сценарий экспозиции, в качестве практической работы воспитанники учатся составлять учебные выставки на заданную тему и проводить по ним экскурсии.

В комплексе этих работ происходит формирование музейной культуры. Результатом II-го года обучения становится оформление исследовательских работ, проектов, рефератов, составление накопительных папок, экспозиций.

Содержание программы второго года обучения

I этап: сентябрь – октябрь

Используя достаточно теплое и сухое время года, с ребятами проводятся экспедиции по более удаленным от Красноселькупа территориям, в ходе которых воспитанники знакомятся с местоположением архитектурных и исторических памятников, зеленых зон, промышленных предприятий, учреждений здравоохранения и культуры.

Во время аудиторных занятий ребята изучают историю района и те события российской истории, которые имеют непосредственное отношение к территории современного Красноселькупского района, Красноселькупа и Ямала. Более глубоко изучается история освоения и развития территории округа, излагаемую педагогом в хронологическом порядке. Воспитанники работают с иллюстративными и фотоматериалами, картой Ямала, картами местности, а также с контурными картами Красноселькупа.

II этап: ноябрь-февраль

К изучению истории округа добавляются занятия по реализации проекта «Служили наши земляки». Воспитанники становятся участниками работы по исследовательским проектам, презентациям, учатся вести музейную и архивную документацию, принимают участие в воспитательной деятельности Центра. Наиболее одаренные и заинтересованные дети пробуют свои силы и учатся проводить экскурсии для родителей и гостей, с целью ознакомления накопленного материала. Идет активная подготовка воспитанников, занимающихся самостоятельной исследовательской работой, к выступлениям на окружных, региональных и всероссийских конкурсах и конференциях.

На втором этапе обучения воспитанники учатся работать с архивными материалами, самостоятельно заниматься поисковой деятельностью. Уметь общаться в социальных сетях со сверстниками с целью обмена опытом и накопленным материалом, выходить на сайт «Мемориал», целью пополнения данных об участниках Вов, жителях Красноселькупского района.

Практические занятия на II-м этапе обучения включают:

анятия в Архиве;

работу с накопленным материалом подбора иллюстративного материала к созданным проектам и т.д.

III-й этап: март – май.

В это время начинается подготовка к 70 летию Великой Победы. Практическая часть каждого занятия отводится на выполнение домашнего задания, данного педагогом; идет подготовка документации, к участию в юбилейном праздновании Дня Победы. Обновляются стенды, формируются накопительные папки. Проходят встречи и беседы, обмен архивными материалами с родственниками ветеранов. Встречи с участниками военных действий в мирное время. Проводится поисковая деятельность по реализации проекта «Рядом с нами живут Ветераны». Воспитанники принимают активное участие в конкурсах, фестивалях районного, окружного и Всероссийского уровня.

Экскурсии для учащихся 2-го года обучения

1. Поездка в Долгий, Мангазею.

Цель: показать исторические места на территории Красноселькупского района. Рассказать о значении 501, 503 строек. Стратегическое значение территории нашего района в военное время. Познакомить с раскопками на территории города-крепости Мангазея. Проверить, могут ли воспитанники ориентироваться в географии Красноселькупского района. Определить местонахождение Полярного круга…

Третий год обучения

Содержание программы третьего года обучения:

В период третьего года обучения основное внимание уделяется развитию навыков самостоятельной работы воспитанников. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. При этом 2 часа учебного времени отводятся на работу с несколькими обучающимися или делятся на два занятия по 1 часу для индивидуальной работы.

Задачи 3-го года обучения

Научить :

  • ставить и формулировать цель и задачи исследования;
  • выдвигать и обосновывать собственную гипотезу;
  • определять методы предстоящего исследования;
  • обрабатывать и интерпретировать полученные данные;
  • пользоваться специальной и научно-популярной литературой;
  • составлять картотеку на используемые источники.

Развивать:

  • навыки самостоятельной работы;
  • способности к аналитическому мышлению, умение проводить сравнительный анализ и обобщать;
  • инициативность в творческом процессе.

Формировать:

  • настойчивость в достижении цели;
  • уверенность в своих силах.

Исходя из специфики 3-го года обучения, педагогом разрабатывается индивидуальная программа деятельности каждого обучающегося и малых групп, сформировавшихся по принципу объединения детей по интересам, по возрасту и на добровольной основе. Тем не менее, индивидуальная программа деятельности включает каждого ребенка в общий образовательный процесс:

  • подготовки и проведения массовых мероприятий и «исторических гостиных»;
  • организации исследовательской деятельности.

Тематика исследований на 3-м году обучения обширна и разнообразна: от изучения истории отдельных фамилий, династий, улиц, до настоящего историко-краеведческого исследования. Темы для исследовательской работы определяются с учетом интересов, возможностей, возраста и способностей воспитанников.

Исследовательская краеведческая работа строится по определенному алгоритму:

  • выбор проблемы;
  • изучение исторического периода, на фоне которого происходит изучаемое событие;
  • локализация темы;
  • постановка исследовательских задач;
  • планирование предстоящей работы;
  • выбор методов исследования;
  • обследование местности, где данное событие происходило;
  • работа с научно-популярной литературой и словарями;
  • посещение музея и Архива для сбора информации и консультаций со специалистами;
  • подбор иллюстративного материала;
  • атрибутирование иллюстративного материала;
  • оформление работы;
  • составление тезисов к публичному выступлению.

Подготовка к публичному выступлению предполагает:

  • проведение тренировок-презентаций (одновременный рассказ и показ иллюстративного материала);
  • изучение основ ораторского искусства и технологии публичных выступлений (постановка голоса, приобретение умения держаться перед публикой и аудиторией и т.д.).

Ожидаемый результат

К концу 3-го года обучения воспитанники будут:

  • знать, что такое архивная и музейная документация и уметь ее оформлять;
  • владеть элементарными навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  • обладать умением провести экскурсию по определенным темам и экспозициям музея;
  • владеть навыками публичного выступления и защиты результатов своей исследовательской работы.

Организация каникулярного времени

Каникулы для ребят - это время, свободное от школьных занятий, от постоянного физического и нервного напряжения на уроках, от утомительного приготовления домашних заданий. Особенностью программы по краеведению является непрерывность образовательного процесса, который не прекращается и в каникулярное время. Учитывая то, что дети на занятиях коллектива довольно много времени проводят в неподвижности, свободные дни каникул должны максимально восполнить потребность воспитанника в движении. Но в то же время расписание занятий строится таким образом, чтобы предоставить детям возможности для более продолжительного сна и восстановления израсходованных сил и укрепления здоровья.

Задачи педагога

  • создать условия для значимого использования каникул в целях физического, интеллектуального, эмоционального, духовного и нравственного развития каждого члена коллектива;
  • предоставить возможность использования каникулярного времени в целях укрепления детского коллектива;
  • создать условия не только для облегченных занятий, но и для совместного отдыха ребят;
  • предоставить возможность воспитанникам по своему желанию и свободно выбрать форму отдыха в каникулярное время;
  • организовать занятость детей в различного рода развлекательных и познавательных поездках и мероприятиях;
  • проводить коллективные игры на свежем воздухе для восстановления и укрепления здоровья, хорошего настроения и бодрости духа ребят;
  • привлечь к каникулярным развлечениям и мероприятиям родителей воспитанников для лучшего понимания родителями увлечений ребенка, а, следовательно, создания взаимопонимания в семье.

Условия реализации программы

Для реализации данной программы требуется аудиторное помещение, обеспеченное необходимыми техническими средствами и пособиями.

Технические средства:

Компьютер в сборе;

  • Телевизор;
  • Видеомагнитофон;
  • Мультимедиийная установка;
  • Фотоаппарат;
  • Цветной принтер;
  • Видеокамера.

Наглядные пособия:

  • CD программы для проведения занятий;
  • видеофильмы по истории России;, Ямала, Красноселькупского района;
  • ксерокопии портретов "действующих лиц" истории России, ЯНАО и нашего района;
  • фотографии памятников истории, промышленных объектов и природных ландшафтов, расположенных на территории края;
  • географические карты и схемы;
  • макеты жилищ и утвари коренных народов Севера, а также современных жителей Ямала;
  • "лента времени" с набором необходимых видовых открыток.

Для разработки программ, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса с одаренными детьми, для создания и хранения банка архивных данных необходим персональный компьютер с принтером, сканером и лазерным СD приводом.

Компьютер может так же использоваться для ведения занятий на основе СD учебных программ по историческому краеведению.

Библиотека:

  • литература по истории России;
  • литература по истории ЯНАО.

Краеведческая литература:

  • по истории территории, на которой расположен современный Ямал;
  • по истории формирования и развития современного Ямала;
  • подшивки окружной газеты "Красный Север";
  • подшивки районной газеты «Северный Край».

    Тематика праздников и коллективных творческих дел

    • «Составим карту нашего района» - игра-эстафета.            
    • «Гляжу в озёра синие» - фотовыставка о природе нашего края.
    • «Традиционные ремёсла коренного населения» - коллективное творческое дело.
    • «О чём рассказывают улицы нашего села» - игра – путешествие.
    • «Район, в котором мы живём» игра - викторина, посвящённая истории Красноселькупского района.
    • «История моей семьи в истории района».
    • «А мастера, играя силой, храм как легенду возносили для очищения души».

    Примерная тематика родительских собраний.

    • Как научить ребёнка любить родной край.
    • Роль семьи в формировании бережного отношения к природе родного края
    • Родословное древо семьи.
    • Как помочь ребёнку стать исследователем истории родного края

    Привлечение родителей обучающихся к реализации программы

    Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.

    Система работы с семьями обучающихся предполагает следующие виды деятельности:

    • Помощь в получении знаний.
    • Оценка результатов деятельности.
    • Родительские собрания.
    • Выставки работ.
    • Презентации.
    • Организация и проведение экскурсий и праздников.

      Методическое обеспечение программы:

      • фотографии;
      • тесты, кроссворды по темам;
      • схемы;
      • слайды (памятные места);
      • разработки экскурсий;
      • учебный материал по всем темам.

      Система управления реализацией Программы:

      Управление образования администрации МО Красноселькупский район, администрация МОУ ДОД «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» осуществляют управление реализацией дополнительной образовательной программы по историческому краеведению "Отечество – земля Красноселькупская" в следующих формах:

      • контроль по реализации Программы, мониторинг выполнения программных мероприятий;
      • координация деятельности воспитанников на основе периодической отчётности для обеспечения их согласованных действий;
      • работа по корректировке Программы на основании анализа результатов её выполнения за год;
      • подведение итогов реализации Программы (МС, совещание при зам директора по УВР);

      Литература:

1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение.- 1980.

2. Барков А.С. О научном краеведении. - М.: Просвещение.- 1961.

3. Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. – М., 1972.

4. Горбунов Б.И. Структура и содержание курса Народоведения.// Преподавание истории в школе. – 1999.- № 8.- С. 53-54.

5. Историческое краеведение./ Под ред. Г.Н. Манюшина. – М., 1975.

6. Историческое краеведение./ Под ред. Н.П. Милонова.- М., 1975.

7. Кацюба Д.В. Историческое краеведение в воспитании учащихся. – М., 1965.

8. Лазунова Н.Н., Ермолаева Л.К. Историческое образование: тенденции и перспективы. // Преподавание истории в школе. – 1999. - № 2. – С. 40-48.

9. Методика историко-краеведческой работы в школе. / Под ред. Н.С. Борисова. – М., 1987.

10. Милонов Н.П. Изучение истории области в средней школе. – М., 1968.

11. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 1998.

12. Попов. Т.Б., Рауменбах В.М. Археологические материалы в краеведческих музеях. – М, 1954.

13. Строев К.Ф. Краеведение. – М., 1974.

14. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Владос, 2002.

15. Стражев А.И. Методика преподавания истории.- М., 1964.

16. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1983.

17. Архивы - краеведам: Справочное пособие для краеведов-любителей. - М., 1989.

18. Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. - М., 1994.

19. "История, краеведение и музееведение Западной Сибири": Тез. докл. - Омск, 1988.

20. Лихачев Д.С. Любить родной край // Отечество: Краеведческий альманах. - М., 1990. - Вып. 1.

21. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. - М., 1982.

22. Матющенко В.И. Место краеведения в современной жизни // Краеведение Западной Сибири: Омск. обл. науч. конф. "История, краеведение и музееведение Западной Сибири": Тез. докл. - Омск, 1988.

23. Очерки истории исторической науки в СССР. - М., 1966. - Т. 4.

24.Шмидт С. "Золотое десятилетие" советского краеведения // Отечество: Краеведческий альманах. - М., 1990. - Вып. 1.

25. Шмидт С.О. "Устная история" в системе источниковедения исторических знаний // Шмидт С.О. Путь историка. - М., 1997.

26. Шмидт С.О. Изучение культуры российской провинции (XVIII - начало XX вв.) и задачи краеведения // Русская провинция. Культура XVIII - XIX вв. - М., 1992.

27. Ямало-Ненецкий автономный округ от А до Я [ Текст ] . – Тюмень : ЗАО « Сибирский издат. дом », 2004. – 304 с. : цв.ил. –ISBN 5-86849-015-0;

28. Алексеева Л. В. Взаимодействие хозяйственных систем Ямальского Севера в условиях НЭП и командно-административной экономики (1921-1929г.г.) [Текст] / Л.В. Алексеева. – Салехард ; Екатеринбург : Банк культурной информации, 2006. – 188 с. –ISBN 5-7851-0620-5

29. История Ямала: Дискуссии и научные решения [Текст] : сборник научных трудов. – Салехард ; Екатеринбург : Банк культурной информации, 2006. – 240 с. –ISBN 5-7851-0620-5

30. Их приворожил Север [Текст] / Сост. Р.П. Ругин. – Екатеринбург : Сред. – Урал. кн. изд-во, 2000. – 400 с. : ил. – ISBN 5-7529-0027-1

31. Липатова Л. Ф. «20-й век глазами обдорян» [Текст] / Л. Ф. Липатова. – Салехард : ЗАО « СПЭЙБ » , 2005. – 320 с. – ISBN 5-902067-06-5;

32. Урало-Сибирский Север в развитии российской цивилизации [Текст] : сб. научных статей / Под ред. В.В. Алексеева. – Салехард; Екатеринбург : Банк культурной информации, 2005. – 216 с. –ISBN 5-7851-0571-3;

33. Ямал в панораме Российской истории [Текст] : материалы семинара « Теоретическо-методологическое обеспечение исследований по истории Ямала » г. Салехард. 19-22 декабря, 2004 г. / Под ред. В.П. Тимошенко. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2004. – 224 с. –ISBN5-7851-0556-X;

34. Ямал в XYI - начале XX в.в.: социокультурное и хозяйственное развитие [Текст] : документы и исследования. – Салехард; Екатеринбург : Банк культурной информации, 2006. – 320 с. –ISBN 5-7851-0636-1;

35.Ямал между прошлым и будущим: приоритеты развития [Текст] : материалы Всероссийской научной конференции « Ямал: история, историография, краеведение ». г. Салехард, апрель, 2005 г. – Екатеринбург : изд. « РА АРТмедиа », 2005. – 256 с. –ISBN 5-98011-008-9;

36.Кружковая работа по истории и обществоведению. /Составитель Простов М.П. - М.: Просвещение, 1984.

37.3. Краеведение. Пособие для учителя. /Под ред. доктора исторических наук Даринского А.В.- М.: Просвещение, 1987

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2680 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6694 677