Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам инициативную группу педагогов МБОУ ДОД «Дом детского творчества» города Вышний Волочёк Тверской области: Бойкову Марину Анатольевну, педагога-психолога высшей категории, Аламанову Наталью Николаевну, директора, методиста, Труневу Александру Юрьевну, заместителя директора по ВР, методиста. Педагоги с удовольствием делятся своим профессиональным опытом по экологическому воспитанию детей и предлагают вашему вниманию социальный проект «Живи, Земля!!!». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий от авторов: «Работая с детьми и молодежью, невольно задумываешься о будущем. Каким оно будет? Как будут жить наши потомки? Почему мы, взрослые, не можем изменить ситуацию сейчас? Вселенские процессы идут очень медленно, как и процессы воспитания и развития. И сейчас мы должны приложить все силы, чтобы, прежде всего, изменить в сознании молодежи отношение к миру. Опыт показывает: если с детьми работать целенаправленно и в системе, они очень быстро откликаются и начинают по-другому относиться ко многим вещам. Задумываться о мировых процессах и смысле жизни, о том, что смысл есть, только при наличии самой жизни и мира, в котором его можно было бы искать. Поэтому, прежде всего этот мир необходимо сохранить. Но недостаточно только говорить, необходимо делать и самим, и вместе с ребятами. Поэтому все мы - участники экологических акций, Всероссийской уборки «Сделаем!». Есть в нашем совместном опыте и экологические фестивали, где мы не только говорим об актуальности данного напрвления в воспитании подрастающего поколения, но и подтверждаем наши слова делами: расчищаем территории города, сажаем вместе с ребятами деревья и цветы, стремясь сделать мир, в котором мы живем , прекраснее. И следующим шагом на этом пути, стал проект «Живи, Земля!», который позволяет нам поделиться уже имеющимся опытом, привлечь больше людей к решению данных проблем, наработать новый совместный опыт».
Познавательного чтения...
Социальный проект экологической направленности
Посмотреть проект с таблицей в полной версии
Жизнь – самая большая ценность, которая у нас есть. Жизнь каждого из нас является маленькой частичкой жизни большой планеты. И наши жизни взаимосвязаны!
Анализ экологической ситуации в России свидетельствует о том, что кризисные тенденции, с полной отчетливостью проявившиеся в предшествующие 15 лет, не преодолены, а в отдельных аспектах даже углубляются, несмотря на принимаемые меры.
Россия, где на сохранившиеся сплошные массивы ненарушенных экосистем приходится почти 65% площади страны (11 млн. км2), имеет ключевое значение для глобальной экодинамики. Вместе с некоторыми прилегающими территориями этот массив образует крупнейший в мире Северный Евразийский центр стабилизации окружающей среды, значение которого для восстановления биосферы Земли будет все больше возрастать.
Однако 15% территории России (по площади больше, чем Западная и Центральная Европа, вместе взятые), на которой сосредоточена основная часть населения и производства, находится в неудовлетворительном экологическом состоянии, экологическая безопасность здесь не гарантирована. При этом удельные показатели негативных воздействий на окружающую среду в расчете на душу населения и единицу валового внутреннего продукта в России являются одними из самых высоких в мире.
Превышение допустимых концентраций вредных веществ отмечается в атмосферном воздухе 185 городов и промышленных центров с населением свыше 61 млн. человек (40% всего населения страны). Случаи пятикратного превышения предельно допустимых концентраций загрязнителей воздуха отмечены более чем в 120 городах. Основными источниками загрязнения воздуха по прежнему являются предприятия черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, строительной индустрии, энергетики, целлюлозно-бумажной промышленности, а также автотранспорт.
Оценки специалистов говорят, что доля влияния загрязнения атмосферного воздуха на общую заболеваемость у детей составляет в среднем 17%, у взрослых - 10%. Загрязнение воздуха порождает 41% заболеваний органов дыхания, 16% - эндокринной системы, 2,5% - онкологических заболеваний у лиц в возрасте 30-34 года и 11% - у лиц 55-59 лет.
Если верить этим цифрам, то получается, что человечество активно уничтожает планету, а значит и самих себя. Почему? Неужели люди так глупы? Или ленивы? Или безответственны?
Проведенный нами социальный опрос показывает следующее:
1. Интерес к теме – средний балл 4,6 (высокий)
2. Оценка экологической обстановки в городе – средний балл 1,2 (неблагоприятная)
3. Причины неблагоприятной экологической обстановки в городе по оценке жителей:
- Плохая работа коммунальных служб (много мусора, город неухоженный) 36,6%
- Безразличие властей («Власть не думает о будущем!»)33,3 %
- Федеральная трасса (загазованность) 30%
- Мусорные свалки, устроенные жителями 23,3%
- Невоспитанность жителей 13,3%
- Вырубка леса, загрязнение рек 10%
- Безразличие людей 6,6%
- Отсутствия озеленения в черте города 3,3%
- Что можете сделать Вы, чтобы изменить ситуацию?
- Не мусорить и собирать мусор 40%
- Ничего не могу 26,6%
- Озеленение дворов 20%
- Выйти на субботник 16,6%
- Правильно воспитывать детей 10%
- Работать над собой, показывать хороший пример детям 10%
- Думать об окружающих 3,3%
Можно сделать вывод: экологическая обстановка в городе и районе оценивается отвечающими как неудовлетворительная, основной причиной жители считают бездействие и незаинтересованность местных и федеральных властей. Жители отмечают высокий интерес к вопросам экологии, однако в большинстве своем пока не готовы принять на себя ответственность за изменение экологической ситуации,, а также не готовы ясно сформулировать требования к органам местного самоуправления и федеральным властям о защите окружающей среды и улучшению экологической обстановки в стране, регионе. Опрос выявил низкую информированность о возможностях социального контроля за экологической обстановкой, существующих экологических организациях и проектах. Часть респондентов отмечают, что для улучшения экологической ситуации важно обратить внимание на правильное воспитание детей и экологическое образование.
Поэтому главная идея проекта в том, чтобы донести информацию о действительном состоянии планеты, страны, города, о причинах происходящего, возможностях изменения ситуации. Ведь разруха и грязь не вокруг – она в сознании! Причина происходящего кроется в непонимании личной ответственности каждого. Проблемы экологии это не только, то, что мы вдыхаем, что мы пьем и едим, но на более глубоком уровне это и то, что мы видим, слышим и думаем.
Необходимо создать условия для того, чтобы каждый человек задумался о чистоте окружающего пространства и нашел внутри себя резервы для его гармонизации. На решение данных вопросов и направлен этот проект.
Это сферный проект, охватывающий все образовательные учреждения города, различных видов и типов.
Цель проекта:
Способствовать формированию созидательный идей у детей, молодежи и взрослых, уважительного отношения к этому миру, любви к своему краю.
Задачи проекта:
- Повышение статуса учреждения.
- Привлечение общеобразовательных школ и добровольческих объединений к решению и реализации вопросов данного проекта.
- Знакомство с информацией по экологической ситуации в стране, городе и возможностями решения экологических проблем.
- Привитие основ экологической культуры.
- Создание условий для проявления лучших качеств личности, творческих способностей, умения взаимодействовать друг с другом.
Организация мероприятий по благоустройству городских территорий.
Предполагаемый результат.
для участников проекта:
- понимание состояния и причин экологической обстановки в мире и регионе;
- осознание личной ответственности за мир, в котором живём;
- опыт взаимодействия с другими людьми и коллективами в разработке и реализации эко-проектов;
- радость от общения и новые знакомства.
для города:
- благоустройство городских территорий;
- накопление "критической массы" инициативных людей, владеющих информацией, тех, кто вдохновит других, кто станет организатором или участником экологических акций и проектов в будущем.