Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Мальцева Н. В.
24 минуты 7776 1930

Мастера своего дела: Мальцева Н. В.

MaltsevaДорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Мальцевау Наталью Владимировну, воспитателя МОУ Юговской СОШ – структурногое подразделения детского сада п. Юг Пермского края. Сегодня Наталья Владимировна с удовольствием предлагает вашему вниманию Педагогический проект посвященный вопросу здоровья детей и семьи в целом . Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Комментарии к статье от Натальи Владимировны:

«Общеизвестно, что здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Увлекательного и полезного чтения...


 

«Здоровая семья - здоровый ребенок»

Педагогический проект

 

Содержание

 

  1. Постановка проблемы
  2. Цель и задачи проекта                      
  3. Условия реализации проекта
  4. Предполагаемый результат, трансляция проекта
  5. Риски и предупреждение рисков
  6. Перспективы проекта
  7. Список литературы
  8. Приложение


Постановка проблемы

Общеизвестно, что здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» РФ сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь.

Проблема здоровья детей и семьи в целом в любом обществе и при любых социально - экономических ситуациях актуальна и достаточно сложна, так как она определяет будущее страны, генофонд нации.

В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем, связанных со здоровьем дошкольников. Вот некоторые из них:

  • Отсутствие системы в вопросах просвещения семьи по педагогическому, психологическому и валеологическому направлениям;
  • Недостаточно четко продумана здоровьесберегающая деятельность   ДОУ (преобладание акцента на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье, перегруженность групп и. т. д.)
  • Уровень педагогической компетентности родителей не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ;
  • Несформированность потребности и умений у детей, родителей педагогов в здоровом образе жизни;
  • Отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей здорвьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса.

Данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия:

  • Рост заболеваемости;
  • Подрывается духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей;
  • Уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу;
  • Отсутствует мотивация к обучению;
  • Недостаточность важной движущей силы воспитания – авторитета родителей.

Следует отметить и другую сторону проблемы: главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Однако, организуя воспитательно-образовательный процесс, жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, мы часто забываем, что является главным в воспитании и развитии дошкольников и делаем акцент на приобретение необходимых знаний, умений и навыков. Но они не могут быть восприняты полноценно ребенком с несформированным физическим развитием и плохим здоровьем.

Здоровье – это первоэлемент и ключ к любому дальнейшему развитию личности. Поэтому основная задача – уделять внимание физическому, психическому и социальному здоровью, которое служит фундаментом для интеллектуальной и творческой надстройки личности. А существующие программы обучения и воспитания не дают возможность организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с «мерой» здоровья ребенка.

Можно сделать следующий вывод: физическое развитие и оздоровление детей осуществляется в условиях недостаточного научно-методического и практического обоснования.

Как уже было сказано выше, анализ уровня педагогической компетентности родителей не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ, следствием этого является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность родителей к своим обязанностям. Но так как признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения (в семье закладываются основы личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности), то сознательное отношение к собственному здоровью нужно формировать в первую очередь у родителей.

Таким образом, проблема заключается в противоречии между объективной необходимостью изменения всего воспитательно-образовательного процесса и жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении и организации полноценного, плодотворного сотрудничества с семьей. Начинать работу следует, безусловно, с семьи.

Цель и задачи проекта

Таким образом, определяю следующую цель данной проектной работы:

способствовать созданию единого здоровьесберегающего пространства «детский сад – семья»

Отсюда вытекают следующие задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу, создать банк информации по проблеме здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья»
  2. Способствовать созданию материально-технической базы, способствующую психическому и физическому здоровью:

- условия для эмоционального благополучия всех субъектов воспитания: ребенок-воспитатель, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, воспитатель-родитель;

- систему программного обеспечения для каждой возрастной группы со здоровьесберегающей направленностью;

- модель физкультурно-оздоровительной работы;

  1. Внедрить и апробировать здоровьесберегающие технологии, способствующие развитию личностных качеств и сохранению здоровья детей, максимально привлекая к работе семьи воспитанников;
  2. Разработать критерии и систему отслеживания результатов состояния здоровья дошкольников (мониторинг).

В реализации проекта предполагается использовать следующие методы работы: наблюдение, анкетирование, изучение показателей здоровья, оценка уровня физической подготовленности детей на основе анкетирования родителей.

Масштаб проекта – 2 года.

Участники проекта: Предполагается активное участие всего педагогического коллектива: воспитателей, психолога, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры. К работе привлекается персонал детской поликлиники.

Целевая группа:

  1. Воспитанники детского сада (начиная с младшей группы)
  2. Родители

 

Условия реализации проекта

Работу в рамках проекта предполагается провести в 4 этапа:

 

1 этап – подготовительный

  • Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе, материалов передового педагогического опыта взаимодействия с семьей по проблеме здоровья
  • Оценить собственные возможности и ресурсы в решении проблемы;
  • Выявить организационно-педагогические условия по приобщению к здоровому образу жизни родителей;
  • Подготовить всех участников реализации проекта (воспитатели, медсестры, младшие воспитатели, родители и т.д.)

2 этап – аналитико-диагностический

  • Провести констатирующую диагностику по выявлению уровня физического, психического и социального развития детей
  • Провести анализ заболеваемости; 3. Провести промежуточную диагностику;
  • Проведение итоговых результатов реализации проекта;
  • Выявить дефекты разработанной модели и определить меры по их устранению .
  • Организовать клуб для родителей по проблеме ЗОЖ и развития и оздоровления детей в семье.

3 этап – основной

  • Получение, обработка, систематизация и апробация материалов проекта;
  • Разработать план взаимодействия ДОУ с семьей по блокам (рекламный, диагностический, педагогического просвещения родителей, совместной деятельности ДОУ и семьи, подготовки педагогов к качественно новому взаимодействию с семьей);
  • Разработать индивидуальные программы оздоровления и развития детей;
  • Совершенствование материально-технической базы; 6. пропаганда здорового образа жизни.

4 этап – заключительный

  • Анализ результатов проведения эксперимента, систематизация и популяризация полученных данных;
  • Анализ мониторинговых исследований физического, психического, социального развития детей и их заболеваемости за весь период экспериментальной работы;
  • Выявление прямых корреляций между состоянием здоровья, уровнем психического и физического развития ребенка и способами организации оздоровительной работы в ДОУ;
  • Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками воспитательно-образовательного процесса;
  • Написать методические рекомендации, подготовить итоговый отчет по проекту;
  • Проведение научно-практической конференции.

Для эффективности организации воспитательного – образовательного процесса в дошкольном учреждении необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Воспитатели повышают свой профессиональный уровень, получают информацию, необходимую для плодотворной работы. На подготовительном этапе работы этому вопросу должно быть уделено достаточное внимание.    

Проблема здоровья детей актуальна. В настоящее время педагог в состоянии сделать для здоровья воспитанника больше, чем врач. Чем выше уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем эффективнее воздействие на воспитанников.

Именно поэтому в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях большое внимание нужно уделять физической культуре, оздоровлению детей.

Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:

     - уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательную активность;

     - владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его;

     - систематически вести здоровый образ жизни.

Предполагается провести ряд мероприятий направленных на повышение педагогической компетентности воспитательского коллектива:

- Мониторинг профессиональной деятельности педагога (диагностика);

- Повышение уровня профессионального образования педагогов на курсах повышения квалификации, семинарах и т.д.;

- Гуманизация педагогической позиции коллектива;

- Выбор тем по самообразованию, актуальных для работы в рамках проекта;

- Аттестация педагогов;

- Участие в методических мероприятиях школы (поскольку детский сад является структурным подразделением сельской школы)

- Участие в «Мастер-классах», семинарах, педагогических советах.

На этом же этапе работы предполагается провести подбор и анализ литературы по данной теме, познакомить с интересными новинками методической, психолого-педагогической литературы педагогов, работающих в ДОУ. Обсудить на методических объединениях наиболее интересные и важные моменты для дальнейшей работы. Определить место и роль каждого педагога в системе работы по здоровосбережению в рамках проекта, наметить основные линии работы с семьей. Предполагается провести ряд пропедевтических мероприятий с целью подготовки родителей к более глубокому взаимодействию с ДОУ.

   Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. К ним относятся:

Главная цель физического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития, обеспечить овладения дошкольниками двигательными умениями и навыками; создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития детей и воспитание у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

С этой целью составлен план оптимизации режима дня дошкольников, который согласуется с врачом сельской поликлиники (см. приложение)

На втором, аналитико-диагностическом этапе, предполагается провести диагностику по выявлению уровня здоровья детей. К данной работе будут привлечены медицинские работники сельской поликлиники, медицинская сестра ДОУ, школьный психолог, социальный педагог, инструктор по ФИЗО детского сада. Анализ проведенной диагностики предполагается проанализировать на психолого-медико-педагогическом консилиуме (совместно со школьными специалистами). Данные этого анализа позволят более точно определить структуру дальнейшей работы.

Для учета индивидуальных особенностей каждого воспитанника и обеспечения его психофизического развития, педагоги заполняют листы здоровья и диагностические карты состояния физического и двигательного здоровья детей. В ходе реализации проекта предполагается также проведение промежуточной и итоговой диагностики с целью определения динамики в развитии дошкольников и внесения некоторых корректив в работу.

На основном этапе работы будет разработан, утвержден и реализован план взаимодействия ДОУ с семьей по блокам:

Рекламный блок – включает пропаганду дошкольного образования, рекламу педагогических кадров и образовательных услуг. В результате – привлечение максимального числа детей в ДОУ. Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия с семьей невозможно без выявления образовательных потребностей родителей, уровня их психолого-педагогической культуры, без изучения детско-родительских отношений.

Диагностический блок включает: социологическое исследование семьи, анкетирование и опросы, беседы и интервью, работу «анонимной» почты, наблюдения.

Блок педагогического просвещения родителей – планирование форм и направлений взаимодействий ДОУ и семьи.

Блок совместной деятельности ДОУ и семьи – привлечение родителей во все виды деятельности детского сада.

Блок подготовки педагогов к качественно новому взаимодействию с семьей – одно из важных направлений планирования.

Контрольный блок – включает промежуточный и итоговый анализ работы ДОУ с родителями, что позволяет наиболее эффективно организовать деятельность педагогического коллектива.

Разработанные индивидуальные программы оздоровления и развития детей позволят действовать более точно и целенаправленно. Достаточно большое внимание предполагается уделить совершенствованию материально-технической базы детского сада. На данном этапе работы на помощь придет Управляющий совет школы.

.

Взаимодействие с семьей в процессе реализации проекта

Формы работы с родителями

  1. Родительские собрания
  2. Лекции «Рациональное питание», «Возрастные особенности детей», «Летний отдых и семья» и.т.д.
  3. Анкетирование.
  4. Консультации
  5. Музыкальные праздники
  6. Открытые занятия для родителей

 

Добиться понимания во взаимоотношениях с родителями можно, если систематически изучать их запросы, требования к работе детского сада. Устраивать презентацию детского сада, приглашать в дошкольное учреждение при проведение развлекательных, спортивных мероприятий, дней отрытых дверей, предоставлять родителям письменную информацию о дошкольном учреждении, знакомить с программой работы ДОУ.

Условия сотрудничества ДОУ и семьи:

  1. Первичные контакты между семьями и ДОУ.
  2. Дальнейшие контакты и связи между родителями и педагогами ДОУ

- в сборе материалов для детских нужд;

- в организации совместных мероприятиях

- родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги

- оказание помощи родителям в воспитании;

- помощь в решении проблем, в поисках выхода из кризисных ситуации (работа клуба для родителей по проблемам ЗОЖ)

В процессе налаживания и развития контактов необходимо учитывать ряд принципов:

             - открытости детского сада для семьи;

             - сотрудничества педагогов и родителей в воспитание детей;

             - создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

             - диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

                

Для реализации этой работы используются коллективные и индивидуальные формы деятельности, итогом которой будет индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, который приведет к оптимальным способам решения проблем воспитания конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

Заключительный этап работы заключается в систематизации и анализе данных, полученных в ходе реализации проекта. Каждый участник проекта подводит итоги своей деятельности, делает выводы. Все наработки объединяются в ряд методических рекомендаций. Итоговый отчет по проекту предполагается провести в виде научно-практической конференции, где будут задействованы все его участники.

Предполагаемый результат

  1. Эффективность комплексной модели физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы с детьми, снижение количества заболеваний и их продолжительности, суммарные показатели положительной динамики развития детей.
  2. Позитивное отношение участников воспитательно-образовательного процесса ко всем элементам физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
  3. Повышение уровня педагогической компетентности педагогов.
  4. Повышение педагогической культуры родителей как условие оптимизации влияние семьи на ребёнка. Готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношения с коллективом ДОУ, их осознанное отношение к воспитательной функции семьи.
  5. Оптимизация процесса управления развитием ДОУ, как одно из условий повышения качества дошкольного образования. Объединение усилий науки и практики и выработка единых принципов, методов и подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы.

Трансляция проекта: методические объединения, педсоветы, родительские собрания.

Критерии эффективности

1. Критерии физического здоровья:

- уровень физического развития;

- группа здоровья;

- резистентность (кратность заболеваний в течение года);

- показатели двигательной активности;

- заболеваемость.

2. Критерии психического здоровья:

- уровень эмоционального благополучия (тревожность, страх, агрессивность, самооценка);

- уровень познавательной деятельности (восприятие: зрительное, слуховое, запоминание, наглядно-действенное мышление, обобщенность понятий, их классификация)

3. Критерии социального здоровья:

- самообслуживание;

- личностная и мотивационная готовность к школе;

- коммуникативные связи;

- уровень валеологических знаний и умений.

4. Критерии соответствия участников педагогического процесса и материально-технической базы целям и задачам ДОУ; уровень квалификации педагогов и компетентности родителей по сохранению и приобщению к здоровому образу жизни.

5. Эффективность работы по физическому воспитанию:

- перемена группы здоровья на самую высокую, снижение заболеваемости;

- уровень физического развития детей;

- выполнение основных движений, качественные и количественные характеристики по возрасту;

- физические качества (по тестам);

- высокая посещаемость ДОУ детьми;

- дальнейшее совершенствование форм работы по оздоровлению и профилактике заболеваемости детьми простудного характера, добиваясь более высоких результатов для дальнейшего успешного обучения будущего ученика.

Риски и предупреждение рисков

1.Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов

  • Повышение квалификации работающих педагогов.
  • Направление на учебу в педагогические ВУЗы с предоставлением мест после окончания учебы.
  • Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.

2. Отсутствие поддержки со стороны административных органов, заинтересованных организаций, общественных организаций.

  • Высокие результаты воспитательно-образовательной деятельности.
  • Широкое освещение деятельности ДОУ в СМИ.
  • Открытость деятельности ДОУ.

3. Пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей.

  • Участие родителей в общественном управлении ДОУ.
  • Совместные и коллективные дела воспитанников вместе с родителями.
  • Участие родителей в процессе контроля за качеством воспитательно-образовательного процесса.

Перспективы проекта

Перспектива ДОУ:

- создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья»;

- создание справочно-информационной службы по вопросам воспитания и образования дошкольников для жителей поселка;

Перспективы заведующего:

- создание коллектива творческих единомышленников;

- создание комфортного психологического климата в коллективе;

- создание интеллектуальной и практической базы для совершенствования профессионального мастерства (методические чтения, обобщение передового опыта, семинары, тренинги).

Перспектива воспитателя:

- создание сплоченного детского коллектива с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника;

- привлечение родителей для совместной работы;

-профессиональное совершенствование (посещение семинаров, тренингов, повышение квалификации через ИПКРО с присвоением аттестационной категории);

-реализация творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала;

- установление комфортных отношений с коллегами, взаимопомощь.

Перспективы воспитательного мероприятия:

- реализация интеллектуальных и физических способностей воспитателей и воспитанников;

- формирование новых умений, навыков у детей;

- усвоение, переработка и воплощение детьми новых знаний;

- формирование дружеских отношений в коллективе;

- положительные эмоции, переживаемые взрослыми и детьми.

Список литературы

 

В.И.Ковалько     Здоровьесберегающие технологии. Москва «ВАКО», 2004г.

В.Н.Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А.Шишкина   Физическое воспитание дошкольников   Москва, 1998г.

Л.В.Гаврючина   Здоровьесберегающие технологии в ДОУ   Москва, 2007г.

О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А, Майер   Работа с родителями в ДОУ   Москва, 2005г.

Е.С.Евдокимова, Н.В.Додокина, Е.А.Кудрявцева   Детский сад и семья   Москва, 2007г.

Т.А.Тарасова   Контроль физического состояние детей дошкольного возраста   Москва, 2005г.

Управление Дошкольным образовательным учреждением   научно-практический журнал, 2009г.

Управление дошкольным образовательным учреждением   научно-практический журнал, 2005г.

Управление дошкольным образовательным учреждением   научно-практический журнал, 2008г.

Управление дошкольным образованием 2006г., № 1.  

Работа с родителями

Принципы работы с родителями

Методы изучения семьи

-целенаправленность, систематичность, плановость;

-дифференцированный подход к работе родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

- возрастной характер работы с родителями;

- доброжелательность, открытость.

- анкетирование;

- наблюдение за ребенком;

- посещение семьи ребенка;

- обследование семьи с помощью проективных методик;

- беседа с ребенком;

- беседа с родителями.

Формы работы с родителями

Общие, групповые, индивидуальные

Педагогические консультации, беседы, семинары, тренинги, конференции

Совместное проведение занятий, досугов

Клубы по интересам: национальные традиции, молодая семья, профессиональные интересы

Участие родителей в методических мероприятиях

Условия, способствующие достижению результатов проекта воспитания и развития детей в совместной деятельности ДОУ и семьи

- единство задач и содержания воспитательной работы ДОУ и семьи

-преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей с целью успешной социализации личности дошкольника;

-наличие в ДОУ документации, раскрывающей работу педагогов с родителями

-подбор материалов в методическом кабинете в помощь педагогам: памятки, вопросники, лучший опыт семейного воспитания; - участие педагога-психолога и педагогов в пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания в приобщении детей к здоровому образу жизни.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2181 608