Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Мачневу Светлану Александровну, педагога-психолога детского сада комбинированного вида № 242 Дзержинского района г. Волгограда. Сегодня Светлана Александровна с удовольствием предлагает вашему вниманию исследование на тему «Влияние детско-родительского общения на формирование «образа-Я» у детей дошкольного возраста». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Комментарии к статье от Светланы Александровны:
«Психолого-педагогическая помощь направлена на расширение границ взаимодействия детско-родительских отношений, повышение уровня коммуникативных навыков. В данной статье представлены теоретические аспекты проблемы детско-родительского общения в дошкольном возрасте, результаты эмпирического исследования по выдвинутой проблематике, перспективная работа по развитию «образа-Я» дошкольников. Я надеюсь, что данная работа поможет Вам, уважаемые коллеги, в профессиональной деятельности».
Увлекательного чтения...
«Влияние детско-родительского общения на формирование «образа-Я» у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. С. Л. Рубинштейн считал, что процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Оно является центральным новообразованием дошкольного возраста.
Проблема, связанная с рассмотрением формирования самосознания, являлась предметом научного интереса целого ряда отечественных и зарубежных психологов (У. Джемс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р. Бернс, B.C. Мухина, Н.Л. Белопольская, А.В. Захарова, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон, П.Р.Чамата, А. А. Бодалев, В. В. Столин, Е.О.Смирнова и др.). Авторы отмечают, что самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека. В отечественной психологии становление самосознания рассматривают в контексте более общей проблемы развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Спиркин, В.В.Столин, П.Р.Чамата, И.И.Чеснокова и др.). Исследуются такие компоненты самосознания, как самооценка и ее взаимосвязь с оценками окружающих, процессы самопознания и саморегуляции. В зарубежной психологии интерес к проблемам самосознания, ярко выражен у представителей психоаналитической школы (З.Фрейд, Э. Фромм и др.), гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу и др.) и интеракционизма (Дж.Мид, Ч.Кули и др.).
В зарубежной психологии для обозначения совокупности всех представлений индивида о себе используется термин «Я–концепция» (Р.Бернс, М.Розенберг), где описательная составляющая получила название «образ-Я», а составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам – самооценка. В отечественной психологии наиболее часто используется термин «образ-Я» (С. Л. Рубинштейн), где содержательная часть его представлений о себе получила название «Я-концепция» (А. В. Захарова), а часть, связанная с оценкой самого себя, – самоотношением (И. И. Чеснокова). В настоящее время в качестве синонимичных понятию «образ - Я» употребляются понятия «Я-концепция», «феноменальное Я», «Я-система», «понятие Я», «самость», «идентичность».
Развитие «образа-Я» в онтогенезе представлено в работах таких исследователей как – И. И. Чеснокова, В. С. Мухина, П. Р. Чамата, А. Валлон, Е. В. Басина, С. Г. Якобсон, М. И. Лисина, Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова и др. Они отмечают, что формирование образа самого себя можно наблюдать уже у младенцев. Однако большинство психологов сходится во мнении, что лишь позднее, в возрасте раннего или дошкольного детства начинают складываться основы осознания себя ребенком (А. Валлон, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, И. И. Чеснокова и др.).
На протяжении всего дошкольного возраста «образ-Я» характеризуется гибкостью, чувствительностью к актуальным изменениям. Основой его развития является ассимилирующийся новый опыт и положительное самовосприятие, сопряженное с позитивной самооценкой (М. В. Корепанова). Дошкольный возраст является фактического оформления «раннего образа Я» (М.И. Лисина, И. И. Чеснокова и др.). В. С. Мухина указывает, что в дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью. Исследования «образа-Я» детей дошкольников показывают, что в 3,5 — 4,5 года дети начинают осознавать свои умения, в 4,5-5,5 лет - отдельные знания и лишь к концу дошкольного возраста - свои личностные качества (Н. Е. Анкудинова).
На этапе формирования самосознания ребенка дошкольника одним из наиболее важных факторов, влияющих на развитие его личности, является семья. Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем (А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская, М. И. Лисина и др.). Общение ребенка с родителями служит единственно возможным контактом, который позволяет ему «присваивать» опыт предшествующих поколений, и на этой основе развиваться. Именно в общении развиваются самооценка и самосознание (Н.Н. Авдеева). В процессе коммуникативной деятельности в сознании ребенка и формируется образ другого человека и самого себя. Этот образ является результатом деятельности общения (М. И. Лисина, Е. О. Смирнова).
Поэтому при изучении развития «образа-Я» у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать влияние содержания родительского общения, так как осознание себя происходит именно в процессе коммуникации со взрослым, что и определило актуальность выбранной нами темы.
Цель исследования: выявить влияние детско-родительского общения на формирование «образа-Я» ребенка дошкольного возраста
Объект исследования: «образ-Я» детей дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности влияния содержания детско-родительского общения на формирование аффективно-составляющей «образа-Я» детей 4-7 лет
Задачи исследования:
1. На основе изучения теоретической литературы проанализировать проблему развития самосознания в концепциях отечественных и зарубежных психологов
2. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы детско-родительского общения в дошкольном возрасте
3. Провести эмпирическое исследование по изучению влияния содержания детско-родительского общения на развитие «образа-Я» детей дошкольного возраста
4. Развитие «образа-Я» дошкольников
Гипотеза исследования:
Содержание общения ребенка со взрослым оказывает влияние на формирование аффективной составляющей «образа-Я» дошкольника за счет развития качественных показателей самооценки - обоснованности, рефлексивности, дифференцированности и др.
Методы исследования.
включенное наблюдение; анкета - опросник для выявления содержания общения родителей с ребенком «ОСОР-В» Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашловой; опросник для выявления целостного представления о себе и знания о своих отдельных качествах «Кто ты? Какой ты?» С. Г. Якобсон, Л. Р. Адилова; методика «Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн» (детский вариант), для выявления развития самооценки по различным индивидуальным характеристикам; опросник для выявления качественных показателей самооценки (обоснованность, дифференцированность, рефлексивность) «Рефлексивного отношения к себе» Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашловой; опросник для исследования наличия и характера представлений ребенка о себе, его ценностные суждения «Уровень сформированности у детей «образа-Я» Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера;
База исследования. ДОУ № 242, Дзержинского района, г. Волгограда, в исследовании принимали участие дети среднего, старшего и подготовительного дошкольного возрастов (30 мальчиков, 30 девочек) и их родители (60 человек).
На первом этапе была реализована диагностическая программа по выявлению качественных показателей самооценки – обоснованность, рефлексивность, дифференцированность. В связи с этим были использованы следующие методики: опросник для выявления целостного представления о себе и знания о своих отдельных качествах «Кто ты? Какой ты?» С. Г. Якобсон, Л. Р. Адилова; методика «Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн» (детский вариант), для выявления развития самооценки по различным индивидуальным характеристикам; опросник для выявления качественных показателей самооценки (обоснованность, дифференцированность, рефлексивность) «Рефлексивного отношения к себе» Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашловой; опросник для исследования наличия и характера представлений ребенка о себе, его ценностные суждения «Уровень сформированности у детей «образа-Я» Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера.
По результатам проведения опросника «Уровень сформированности у детей «образа-Я» были получены следующие результаты: у детей среднего дошкольного возраста характер представления о себе в большей степени выражается суждениями «я- хороший» - 80 %. У детей старшего дошкольного возраста подобные суждения встречаются в меньшей степени – 69%. Суждения отражающие «самокритичность» у детей среднего возраста выражены в меньшей степени – 10% по сравнению со старшей группой дошкольников – 12%. Содержательный рассказ о себе смогли дать только дети старшего возраста – 20%. Полученные данные могут говорить о том, что представления детей старшего дошкольного возраста о себе становятся более осмысленными, рефлексивными и дифференцированными.
По результатам проведения методики «Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн» были получены следующие результаты: количественный показатель реальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста: завышенная – 85%, высокая – 10 % , средняя– 5%. У детей среднего дошкольного возраста: уровень завышенной самооценки выше по сравнению со старшими дошкольниками – 90 %, высокий уровень – 10 %. Дети старшего возраста также пытаются обосновать тот или иной выбор. Полученные показатели подтверждают возрастную динамику в развитии самооценки. Что касается различий в дифференцированности идеальной самооценки, то они выявлены не были. У обоих групп она является завышенной – 100%, что говорит о том, что уровень рефлексии у детей этого возраста находится в стадии формирования, дети идеализируют свое представление о себе, своих возможностях.
По результатам проведения опросника «Кто ты? Какой ты?» были получены такие показатели как: на вопрос «Кто ты?» дети среднего дошкольного возраста в большей степени называли свое имя – 40% и образ – 65 %. 75 % детей старшего дошкольного возраста называли свое имя и образ – 67 %. Дети старшего дошкольного возраста с большей готовностью давали ответы, характеризующие себя, что говорит о том, что уровень сформированности их представления о себе выше. Дети средней группы в большей степени принимают образы животных -28 %, нежели людей – 18 %. Старшие дошкольники принимают образы людей - 30 % и образы животных – 12 %. Что касается представлений о своих отдельных качествах, то уровень их сформированности и осознанности у старших дошкольников выше – в начале опроса, когда задавался вопрос «Какой ты?» - 71% ответили что у них присутствует какое-либо качество. По сравнению с детьми среднего дошкольного возраста – 42 %. И в конце беседы количество детей старшего дошкольного возраста называющих свои отдельные качества выше – 83 % , по сравнению со средним дошкольником – 65 %.
Выявление целостного представления о себе и отдельных своих качествах показал, что дети среднего дошкольного возраста по сравнению со старшими дошкольниками имеют более низкий показатель.
В данной методической процедуре детям старшего дошкольного возраста предлагалось ответить на вопрос, касающихся их желаний. Анализ результатов данных беседы показал наличие гендерных различий о своих желаемых изменениях. Были выделены следующие преобладающие сферы желаний детей: у мальчиков: предмет, социальная направленность, деятельность, досуг; у девочек – внешность, аксессуары, предмет, социальная направленность.
При проведении методики «Рефлексивного отношения к себе» были получены следующие показатели: в содержании обоснования есть своя специфика. Обращение к характеристикам деятельности: ориентация на внешнюю оценку у старших дошкольников - 14%, у средних -0%; обращение к внешним условиям ее осуществления у старших дошкольников – 11%, у средних – 5%; к результату деятельности – у старших дошкольников – 11%, у средних – 0%; к процессу деятельности – старшие дошкольники – 23%, по сравнению со средними – 16%. Следовательно, на протяжении дошкольного возраста показатель рефлексивности самооценки от среднего к старшему дошкольному возрасту повышается.
Таким образом, по результатам диагностики видно, что на протяжении дошкольного возраста заметна динамика в развитии качественных показателей самооценки, отражающей уровень сформированности аффективной составляющей «образа-Я» дошкольника.
Что касается выявления доминирующего содержания общения у родителей с ребенком то, результаты показали, что близкий взрослый, инициируя такое содержание общения как «бытовое общение» - 100% опрошенных родителей, не решает задачу развития, связанную с формированием адекватного, опосредованного, объективного отношения ребенка к самому себе (быт – 1-3года; познание – 3-5лет, социальный мир – 5-6лет; внутренний мир ребенка – 6-7лет).
Спецификой комплекса развивающих занятий стало специально-организованное групповое общение, в процессе которого взрослый инициировал содержание общения по поводу внутреннего мира ребенка. Данное содержание общения ребенка со взрослым оказывает влияние на становление и развитие «образа-Я» ребенка старшего дошкольного возраста, в силу того, что этот возрастной период является сенситивным к различного рода воздействиям со стороны взрослого. Возраст 6 – 7 лет является кризисным. В этот кризисный период у дошкольника появляется чувствительность к коммуникативному взаимодействию со взрослым по поводу различных сторон индивидуальной жизни. На основе этого была подобрана и реализована развивающая программа по формированию аффективной составляющей «образа-Я» детей 6 – 7 лет. Полученные результаты свидетельствуют о том, что проведенная развивающая работа оказала эффективное влияние на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста за счет ее качественных характеристик (обоснованность, дифференцированность, рефлексивность и др.). Также наблюдается положительное влияние развивающих занятий на развитие рефлексивного отношения к себе у детей данной возрастной группы, по сравнению с данными полученными в первичной диагностике.
Анализируя выше изложенные данные можно говорить о решающей роли педагога-психолога в формировании самосознания ребенка дошкольного возраста.