Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Мухину Людмилу Петровну, методиста I квалификационной категории, педагога дополнительного образования высшейшей квалификационной категории МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Вышний Волочек Тверской области. Сегодня Людмила Петровна с удовольствием предлагает вашему вниманию проект, посвященный вопросам дошкольного экологического образования. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Комментарии к статье от Людмилы Петровны:
«Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
Увлекательного чтения...
Проект «Городской экологический марафон «Вместе».
Вместе– это единство всего живого на нашей планете Земля: людей, животных, растений.
Вместе– это объединение усилий педагогических работников образовательных учреждений разных видов: дошкольных и дополнительного образования (детские сады и Дом детского творчества) с целью отбора современных эффективных методов экологического воспитания детей 3-7 лет, способствующих формированию первичных представлений о необходимости природоохранной деятельности.
Вместе – это продуктивная деятельность педагогов, родителей и детей, направленная на совершенствование экологического сознания человека, его нравственных качеств, формирование ответственного отношения к природе.
«Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
Т.В.Потапова,
доктор биологических наук.
Актуальность проекта.
2013год объявлен в России годом экологии, и это неслучайно. Экологические проблемы в наше время становятся все более глобальными и губительными для человечества: ухудшение состояния окружающей среды неизбежно влечет за собой понижение качества и продолжительности жизни, нарушение природного и экологического баланса.Неблагоприятная картина современного мира с неизбежностью приводит к необходимости экологизации образования, которое предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем — совершенствование внутреннего мира самого человека: взрослого и ребёнка. Только осознание себя частью мира природы, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой.
Главная идея проекта в том, чтобы каждый его участник осознал: просто любоваться красивыми пейзажами, любить животных недостаточно. Нужно уметь взаимодействовать с окружающим миром, не наносить вреда природе. Необходимо понимание того, что чистота и порядок не только там, где убирают, но в большей степени там, где не мусорят. А это уже нравственная категория, показатель воспитанности. Каждый человек, даже дошкольник, должен понимать, что мусор на улице – это не только неэстетично, некра-сиво, это удар по здоровью горожан. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для детей. Экологические проблемы налицо. Чем раньше увидят их дети и заговорят о них с взрослыми, тем выше вероятность, что всё прекрасное вокруг, что ещё не успели разрушить – будет сохранено.
Проект позволит детям ощутить свою значимость, «взрослость», свою способность творить важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать полезные вещи. Взрослым участникам проекта представится возможность взглянуть на окружающий мир по-другому, показать дошкольникам пример бережного отношения к природе.Новизна проекта – в объединении усилий педагогических работников детских садов и Дома детского творчества - учреждения дополнительного образования, воспитанников дошкольных образовательных учреждений и Центра развития дошкольников, не посещающих детский сад, «Филип-пок» Дома детского творчества, родителей воспитанников всех учреждений в деятельности по экологическому воспитанию и самовоспитанию, формированию экологически правильного и безопасного поведения в природе.
Гипотеза:
если включить педагогов, детей, родителей в активную деятельность по реализации проекта, то возрастет экологическая просвещенность всех его участников; будет создана благоприятная атмосфера для познавательной и творческой активности детей и родителей; педагоги, изучив опыт коллег, приобретут новые компетенции в организации экологического воспитания; возрастет ответственность каждого участника проекта за своё поведение в городе, на природе.
Предполагаемый результат:
- педагоги, родители, дети примут посильное участие в решении задач государственной политики в области экологического, нравственного воспитания;
- повысится уровень экологической культуры, заинтересованности участников проекта в защите и сохранении природной среды;
- сформируются навыки экологически безопасного для людей, живой и неживой природы поведения всех его участников;
- педагоги приобретут новые компетенции в воспитании экологической культуры дошкольника, повысят профессиональное мастерство;
- дети и родители приобретут опыт совместной продуктивной деятельности по охране природы.
Цели и задачи проведения городского экологического марафона «Вместе»:
- активизировать работу по экологизации образовательного процесса в детских садах и Доме детского творчества;
- организовать обмен опытом работы педагогических работников учреждений дошкольного и дополнительного образования по экологическому воспитанию детей 3 – 7 лет;
- формировать положительные нравственные качества личности, экологическую культуру, чувство близости к природе и сопереживания всему живому, бережное отношение к природе;
- развивать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках;
- воспитывать художественный вкус;
- создать условия для реализации творческих способностей педагогических работников, детей дошкольного возраста и их родителей.
Этап 1. Подготовительный – январь - февраль 2013 года.
1.1. Анализ ресурсного обеспечения проекта. Анализ допроектной деятельности, диагностика уровня сформированности у детей экологической культуры, экологически безопасного поведения в природе.
1.2.Пропаганда целей и задач проекта. Экологизация образовательного процесса. Модернизация экологически развивающей среды.
1.3.Привлечение максимально возможного числа участников проекта:
-Проведение совещаний с воспитателями детских садов, педагогами Дома детского творчества о необходимости проекта, его месте в образовательном процессе; «мозговой штурм» по разработке этапов проекта и участия в нем на базе образовательных учреждений.
- Проведение родительских собраний по активизации участия родителей в проекте. Знакомство родителей с целями, задачами проекта, видами деятельности по его реализации. Анкетирование с целью изучения отношения родителей к природоохранной деятельности. Формирование позиции активного участника во всех этапах проекта, подающего пример бережного отношения к природе своему ребенку и всем детям. Знакомство с четырьмя законами экологии, сформулированными в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:
— все связано со всем;
— все куда-нибудь девается;
— все что-нибудь да стоит (ничто не дается даром);
— природа знает лучше.
- заведующие, старшие воспитатели,
воспитатели МБДОУ и педагоги дополнительного
образования МБДОУ ДОД «Дом детского творчества»
1.4.Разработка положений о конкурсах, выставках, проводимых в рамках городского экологического марафона (приложения №№ 1,2).
- Л.И. Лупанчук – методист Гороо;
- Л.П.Мухина – методист, педагог дополнительного
образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества»
Этап 2. Технологический (детские сады, МБОУ ДОД «ДДТ») – февраль – апрель 2013 года.
2.1.Работа по реализации педагогических и детских проектов, программ, планов экологического воспитания детей в образовательных учреждениях.
Совместная деятельность воспитанников, родителей и педагогов Центра развития дошкольников «Филип-пок» МБОУ ДОД «Дом детского творчества» по реализации педагогического проекта «Будем друзьями природы!» в рамках проекта «Городской экологический марафон «Вместе».
Технологический (основной) этап – январь – апрель 2013 года.
отв. - Мухина Л.П.
- Детский мини-проект «Сам себе я помогу – своё здоровье сберегу!»-старшая группа
- Экологические игры с детьми: - «Помоги птицам»; - средняя группа
- «Порадуй птичек зимой» - младшая группа
- Создание и выставка мини-плакатов «Жалобы природы» - семьи воспитанников старшей группы.
- Оформление Жалобной книги природы из мини-плакатов – дети, родители, педагоги ЦРД. Участие в городском конкурсе «Зеркало природы».
- Беседы, презентации «Как мы поможем природе» - старшие дошколь-ники. Участие в городском конкурсе «Альтернативная ель».
- Фотосессия «Мы - чистюльки» - дети и родители младшей группы.
-Акция «Мы к Крещению и елку наряжаем, и деревце кормушкой украшаем!», включающая старт акции- игры и задания по теме акции; выставку-дефиле с кормушками, изготовленными дома; развешивание кормушек у своих домов - воспитанники и родители старшей группы.
-Конкурс на лучший текст Устава юных друзей природы – родители.
-Выставка «Игрушек много не бывает» (выставка изготовленных семьями воспитанников и педагогами поделок, развивающих игр и пособий из упаковочного и бросового материалов).
-Игра «Экологический светофор» - Интернет-ресурс;- старшие дошкольники.
- Спектакли, сказки в экотеатре («Репка», «Дождевые черви», «Пейте, Матрёна, с лимончиком», «Сказки фруктовых фей») - старшая и средняя возрастная группа. Презентация деятельности театра – участие в городской выставке в рамках театрального фестиваля «Открытая сцена».
-Конкурс рисунков и аппликаций «Сбережем природу!» - средняя и старшая группа.
-Конкурс на лучший экологический знак для использования на занятиях и праздниках – семьи воспитанников старшего возраста.
-Класс-концерт для родителей «Мы природу будем беречь!» - старшая группа.
-Тематическая экскурсия в Центр детского и семейного чтения «Кладовая природы» - старшая группа.
-Создание экобиблиотеки для домашнего чтения «Книги нам расска-жут о природе» - все дети и родители.
-Создание рукописной книги «Летопись добрых дел» - дети и родители старшей группы.
-Экскурсия в краеведческий музей «Природа родного края» - старшая группа.
2. 2. Обобщение опыта работы, создание компьютерных презентаций по экологическому воспитанию дошкольников.
-педагоги детских садов.
2.3.Творческая продуктивная совместная деятельность взрослых и детей. Подготовка к участию в городской выставке «Воспевай природу, радуйся, душа!»
Этап 3. Презентация итогов проекта (МБОУ ДОД «Дом детского творчества») -15-19 апреля 2013 г.
3.1. Городская выставка художественного творчества детей и взрослых (родителей и педагогов) «Воспевай природу, радуйся, душа!»
15-19 апреля 2013 г.
-Мухина Л.П.- методист, педагог дополнительного
образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества»
3.2. Организация экскурсий на выставку воспитанников образовательных учреждений, родителей и педагогических работников.
- Педагоги детских садов, творческих
объединений Дома детского творчества
3.3. Праздник «Юные друзья природы».
- 19 апреля 2013 г., 10.00
- Мухина Л.П. – методист, педагог дополнительного
образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества».
3.4. Демонстрация компьютерных презентаций «Опыт экологического воспитания дошкольников в детском саду».
- 19 апреля 2013 г., 11.00
- Лупанчук Л.И. – методист Гороо
- Мухина Л.П. – методист, педагог дополнительного
образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества».
Этап 4. Подведение итогов проекта (МБОУ ДОД «Дом детского творчества»). 19 апреля 2013 г., 12.00
4.1. Анкетирование педагогических работников.
Уважаемый коллега!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты, нам очень
дорого Ваше мнение.
1.Готовы ли Вы, Ваше учреждение продолжать работу
по экологическому воспитанию дошкольников?
__________________________________________
2. Продолжите, пожалуйста, предложение: Участие в проекте « Городской
экологический марафон «Вместе» …
-мне помогло (узнать новое; увидеть интересный опыт коллег;
убедиться, что работаю (работаем) на современном уровне,
в создании портфолио …);
-ничего не дало;
-другое_________________________________________________
3. Нужны ли творческие дела, мероприятия городского уровня
для МБДОУ? Какие их темы можете предложить?
____________________________________________________
4.Ваши предложения, пожелания организаторам проекта:
___________________________________________________
Спасибо за ответы!
4.2. Награждение победителей марафона.
4.3.Анализ результатов проектной деятельности организаторами марафона; соотнесение их с поставленными целями; обобщения и выводы.
Этап 5. Продолжение работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях.
Проводимые в рамках проекта «Городской экологический марафон «Вместе» мероприятия – своеобразный старт новых дел по экологическому воспи-танию дошкольников в образовательных учреждениях в течение 2013 года, объявленного Президентом Российской Федерации В.В.Путиным годом экологии в России.
Приложение № 1
Положение о проведении городской выставки художественного
творчества «Воспевай природу, радуйся, душа! »
педагогических работников, воспитанников детских садов, дошкольных групп образовательных школ и творческих объединений дошкольников учреждений дополнительного образования в рамках проекта «Городской экологический марафон «Вместе».
1.Общие положения.
1.1. На выставку принимаются работы, отвечающие следующим общим требованиям:
- эстетичность выполнения;
- художественная выразительность и (или) практическая ценность представленных экспонатов;
- композиционная, ритмическая, тональная и колористическая организованность представленных работ;
- обоснованность выбора материала, техники исполнения;
- экологическая направленность работ;
- соответствие заявленной номинации, единство названия и содержания работы.
1.2. От каждого педагогического работника как участника выставки в соответствующей номинации и (или) руководителя детского коллектива принимается не более четырёх работ в одной или нескольких номинациях.
1.3. Оформление выставки будет проходить 15 апреля в фойе второго этажа Дома детского творчества с 10 часов.
Разбор экспонатов - 19 апреля, после подведения итогов проекта.
За оставленные экспонаты администрация МБОУ ДОД «Дом детского творчества» ответственности не несет!
1.4. Городская выставка художественного творчества «Воспевай природу, радуйся, душа!» проводится по четырем номинациям:
- Номинация «Источниквечнойкрасоты» - рисунки, выполненные детьми старшего дошкольного возраста.
Требования к оформлению работ:
Формат работ – не менее листа А - 4;
техника работ – рисунки могут быть выполнены на любом материале (ватман, картон, камень, облицовочные плитки и т.д.) и исполнены в любой технике рисования (гуашь, цветные мелки, акварель, цветные и восковые карандаши, пастель, графика и т.д.).
Каждый рисунок оформляется на паспарту, цвет и размер паспарту произвольный.
Каждая работа подписывается, для этого в нижнем правом углу работы прикрепляется аннотация, на которой указывается:
- название работы;
- фамилия, имя, возраст автора, образовательное учреждение и объединение;
- название номинации, в которой выставляется данная работа;
- материалы, которыми выполнена работа;
- фамилия, полные имя и отчество педагога – руководителя, должность.
Работы, не имеющие правильно оформленных аннотаций, в конкурсе не участвуют и жюри не рассматриваются.
Рекомендуемые темы рисунков:
Природа Средней полосы России, животные и растения вышневолоцкой земли.
Забота человека о сохранении живой и неживой природы.
Путешествия по родному краю и нашей планете.
Экофантазии детей о животном, растительном мире.
Путешествия по грустным страницам Красной книги.
«Учимся у природы»: изобретения, «подсмотренные» человеком у животных и растений.
Иллюстрации к произведениям (в том числе и сказкам) о природе.
Последствия неразумного отношения человека к природе и её богатствам.
- Номинация«ОбразыЗемли, образыприроды» - флористика, аппликации детей старшего дошкольного возраста и творческие продукты совместной деятельности детей и взрослых.
Представляемые творческие работы в стиле флористики работы должны соответствовать основным принципам построения композиций и основам изобразительного искусства. Для участия в выставке принимаются: композиции в вазах; композиции на корягах; букеты; композиции в оазисе; венки из сухоцветов; настенные и подвесные композиции и другое.
Аппликации могут быть выполнены из любого материала (бумага, ткань, вата и т.п.) и в любой технике (коллаж, квиллинг, объемная аппликация и т.д.).
Требования к оформлению работ:
-каждая работа подписывается, для этого в нижнем правом углу работы прикрепляется аннотация, на которой указывается:
- название работы;
- фамилия, имя, возраст автора (ребенка), образовательное учреждение и объединение;
- название номинации, в которой выставляется данная работа;
- материалы, которыми выполнена работа;
- фамилия, полные имя и отчество педагога – руководителя, должность.
Работы, не имеющие правильно оформленных аннотаций, в конкурсе не участвуют и жюри не рассматриваются.
- Номинация«Чудесныепревращения» - поделки педагогических работников из бросового и природного материала: игры, игрушки, аксессуары, предметы для украшения интерьера и быта и т.п., отвечающие требованиям целесообразности, безопасности использования в детской деятельности.
Требования к оформлению работ:
каждая работа подписывается, для этого в нижнем правом углу работы прикрепляется аннотация, на которой указывается:
- название работы;
- фамилия, полные имя, отчество автора и должность, образовательное учреждение и объединение (если работа имеет до трех авторов, указываются все, если авторов больше – указывается, что это коллективная работа);
- название номинации, в которой выставляется данная работа;
- материалы, которыми выполнена работа.
Работы, не имеющие правильно оформленных аннотаций, в конкурсе не участвуют и жюри не рассматриваются.
- Номинация «Шагаеммыстобоюэкологическойтропою» - авторские дидактические пособия и дидактические игры в рамках проекта «Экологическая тропа», мини-проекты и др.
Требования к предоставляемому материалу:
- дидактическая направленность;
- экологическая содержательность;
- доступность в детской практической деятельности.
Требования к оформлению работ:
каждая работа подписывается, для этого в нижнем правом углу работы прикрепляется аннотация, на которой указывается:
- название работы;
- фамилия, полные имя, отчество автора и должность, образовательное учреждение и объединение (если работа имеет до трех авторов, указываются все, если авторов больше – указывается, что это коллективная работа);
- название номинации, в которой выставляется данная работа;
- материалы, которыми выполнена работа.
Работы, не имеющие правильно оформленных аннотаций, в конкурсе не участвуют и жюри не рассматриваются.
Приложение № 2.
Положение о проведении конкурса компьютерных презентаций по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках проекта «Городской экологический марафон «Вместе»
1. Организация обмена опытом работы по экологическому воспитанию дошкольников в форме демонстрации компьютерных презентаций поможет наглядно представить используемые формы и методы работы, подкрепить информацию примерами конкретной деятельности, вызвать интерес к деятельности коллег из других образовательных учреждений.
2. В презентациях раскрываются методические и практические основы заявленной темы.
3. Требования к презентациям:
-регламент – 8 минут;
-целесообразность заявленной темы;
-практическая значимость;
-новизна представленного опыта;
-оригинальность реализации опыта.
4.Организация и проведение компьютерной презентации опыта работы.
Для участия в компьютерной презентации опыта экологического воспи-тания образовательное учреждение:
- подает заявку в произвольной форме, в которой указывается название компьютерной презентации, автор (авторы) – фамилия, полные имя, отчество, образовательное учреждение - в методический кабинет гороо до 1апреля 2013 года;
- предоставляет для предварительного просмотра и отбора работ компью-терные презентации на электронных носителях в методический кабинет гороо до 5 апреля 2013 года.
5. Презентации, прошедшие предварительный отбор, рекомендуются для демонстрации в МБОУ ДОД «Дом детского творчества»19 апреля 2013 года, в 11 часов.
Жюри городского экологического марафона.
1. Для оценивания практического материала, представленного участниками экологического марафона, формируется жюри. В его состав могут входить руководители образовательных учреждений дошкольного и дополнительного образования, методисты, педагоги дополнительного образования.
Жюри оценивает материалы, представленные в рамках экологического марафона, в соответствии с определенными критериями каждого этапа и их номинаций.
2.Состав жюри городского экологического марафона «Вместе»:
Аламанова Н.Н – директор МБОУ ДОД «Дом детского творчества», председатель жюри.
Карпова С.В. – главный специалист Гороо, заместитель председателя жюри.
Члены жюри:
Лупанчук Л.И. – методист гороо;
Озерова Н.В. –заведующая ДОУ № 27;
Михайлова Н.М. – старший воспитатель ДОУ № 14;
Мухина Л.П. – методист, руководитель ЦРД «Филип-пок» Дома детского творчества;
Костенко И.М. – руководитель студии «Керамика» МБОУ ДОД «Дом детского творчества»;
Кустов А.Г. – руководитель изостудии МБОУ ДОД «Дом детского творчества».
3. По итогам работы жюри определяются победители в каждой номинации и конкурсе.
Победители – педагоги и дети-участники награждаются дипломами, все остальные педагоги получают сертификаты участников городского экологического марафона «Вместе».