Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Гребеник Людмилу Витальевну,педагога дополнительного образования МОУ ДОД Дома детского творчества г. Алексеевки. Сегодня Людмила Витальевна с удовольствием поделится своим профессиональным опытом по теме «Использование экохореографической технологии в развитии нравственно – эстетического отношения детей дошкольного возраста к природе». Данный материал будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям ритмики и педагогам-хореографам учреждений дополнительного образования.
Комментарии к статье от Людмилы Петровны:
«Цель моей педагогической работы, это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одарённых в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах.»
Познавательного чтения...
Использование экохореографической технологиив развитии нравственно-эстетического отношения
детей дошкольного возраста к природе.
Все виды искусства служат
главному искусству -
искусству жить на Земле.
Бертольд Брехт
Условия возникновения и становления опыта
Работая педагогом дополнительного образования уже на протяжении двадцать шесть лет, пришла к выводу, что хореография в образовательных учреждениях, представленная в следующих видах: уроки ритмики, хореографический кружок, специальные классы или классы с хореографическим уклоном, не удовлетворяет потребности ребенка (родителей, воспитателей, учителей) в развитии его личности.
На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта, сложилась характеристика эстетического воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении и образовательной школе.
Целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты.
Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого эстетического отношения к природе как необходимого элемента общей, эстетической и экологической культуры современного человека. Воспитываемое хореографией эстетическое отношение воспитанников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях направляемых на ее сохранение.
Проблема развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста нравственно – эстетического отношения к природе приобретает особую остроту в наше время с его бурными коллизиями, дисбалансом, падением общественного тонуса. Поэтому – моя задача – воспитывать в детях эмоционально окрашенное отношение к природе, переносить хореографические занятия в план поведения и действий, направленных на сохранение, гармонию элементов окружающей среды.
Актуальность опыта
Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых ландшафтов, объектов живой и не живой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, ее созерцания, но и активным фактором формирования его действенно – гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому развитие навыков и потребности детей в эстетическом восприятии оценки природных явления в художественных впечатлениях, обогащающих духовно–содержательные мотивы отношения к природе, стимулирует формирование направленности ребят на природоохранительную активность их экологической культуры. Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие ребенка, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. При этом подчеркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности дошкольника.
Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности ребенка. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во–первых, это комплексное воздействие на формирование отношения детей к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во–вторых, собственно эстетическое воспитание в широком смысле в целях формирования у детей эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. В совокупности оба плана осуществляются средствами, “природного содержания” учебного познания и искусства, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием эстетических свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.
Воспитание эстетического отношения к природе должно решать задачи формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них. Особая роль здесь принадлежит искусству, которое в своих “природных” жанрах и образах отражает многообразие отношений наиболее тонкими и влиятельными средствами.
Для педагогов, ведущих воспитательную работу с дошкольным возрастом основе природной красоты, необходимо глубокое понимание характера общественных отношений человека к миру, знания и конкретные представления о задачах и путях формирования нравственных, действенно–гуманистических и эстетических оценок природных объектов, о разновидностях человеческой деятельности в природе, а также об особенностях становления личной духовно–содержательной позиции по отношению к природе как объекту социальной и эстетической ценности.
Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, а так же как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности. Ведь человек формирует материю по объективным законам красоты и по социальным нормам; отношения к природе, в том числе эстетическое, определяется общественными потребностями.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что в процессе воспитания эмоционально–нравственного отношения к природе детей дошкольного возраста средствами хореографии происходит интеграция экологического воспитания и хореографического образования.
Длительность работы над опытом
Работая над темой опыта в течение нескольких лет, реально ощутила, что экохореографические технологии опираются на особенности психофизиологического развития ребенка данного возраста: образно–мифологическое мироощущение маленькой личности, эмоциональность, наглядное предметное восприятие реального мира, потребность в реализации моторных функций, интенсивность накопления опыта по взаимодействию с окружающим миром.
Диапазон опыта представлен следующими видами занятий: интегрированные уроки, тренировочные упражнения, творческие задания, уроки-импровизации, сценические роли, тренинги, открытые занятия, экскурсии. Основные виды занятий тесно связаны друг с другом, служат средством введения ребенка в игровую, образно-сюжетную деятельность по мотивам природы.
Теоретическая база опыта
Теоретическими источниками опыта послужили:
- исследования философии воспитания Б.Т. Лихачева;
- вопросы теории и методики М. Д. Таборидзе, Д. К. Бусурамвили, О. Г. Алавидзе;
- исследования экологического образования и нравственного воспитания Мелеховой О.П.
- исследования экологического образования в неразрывной связи с общим воспитанием детей с раннего возраста Р. Вильсона.
Новизна опыта
Познавательная и воспитательная деятельность детей, должна обращаться к комплексным взаимосвязям, взаимодействиям человеческих проявлений отношения к природе, ее красоте и ценности, к отражению различных граней природы, формировать ее целостное постижение как сложного, многоэлементного объекта, в котором все закономерно сочетается и вовлечено в процессы жизни (это относится как к живой, так и к не живой природе), возможно только при постоянном акцентировании взаимосвязей различных форм отражения и оценки природы человека.
Погружение ребенка в специфическую атмосферу хореографической работы активно воздействует на повышение экокреативности, способствует формированию устойчивых положительных эмоциональных реакций к животным и растениям, гармонизирует личность с природой, побуждает к активной созидательной деятельности.
В ходе опыта обогащается запас сенсорно–гармонических впечатлений ребенка, развиваются его оценочные способности, и происходит подготовка к будущим контактам и будущему поведению в природе. Тем самым дается основа для становления ценностных ориентаций личности, ее нравственно – эстетической позиции.
В результате воздействия на формирование эстетических эмоций, суждений, на активизацию творческой деятельности эстетического характера у детей по отношению к природе возникает перенос их эмоционально положительного настроя и на другие виды деятельности, включающей природные объекты, учебно–познавательную, трудовую деятельность. В этом процессе происходит и становление компонентов, существенных для экологической культуры, что подчеркивает значение эстетических мотивов в экологической деятельности личности ребенка.
Изучение опыта показывает, что, развивая эстетические отношения детей можно сформировать и их экологическую культуру.
Приобщение членов кружка к экохореографической культуре осуществляется посредством органической связи с музыкой, костюмом, танцевальной лексикой и рисунком, что позволяет проникнуть в суть реальной действительности.
Библиографический список
- Березина Г. Хореографическая работа с детьми. – Киев «Музична Украина», 1979.
- Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях. - Киев «Музична Украина», 1985.
- Вильсон Р. Экологическое образование в неразрывной связи с общим воспитанием детей с раннего возраста // Играя, Обучаемся. – 1999. –Вып.1. – С. 126 – 128.Зазаров Р. Слово о танце. – М., 1979.
- Лихачев Б. Т., Квятковский Е. В. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. – Советская педагогика, 1980. - №7.
- Лифиц И. Методическое пособие по музыке. - М., 1987.
- Мелехова О. П. Экологическое образование и нравственное воспитание //Высш. Образование в России. – 1994. - №4. – С. 40 – 43.
- Руднева С., Фиш Э. Ритмика – музыкальные движения. – М.: Просвещение, 1972.
- Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики – М. Д. Таборидзе, Д. К. Бусурамвили, О. Г. Алавидзе и др.; Под ред. М. Д.Таборидзе. – М.: Педагогика, 1988. -101с.