Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Гоголеву Марию Ильиничну, воспитателя МБДОУ «Сарыал» с. Борогонцы, Усть-Алданского улуса, Республики Саха (Якутия). Сегодня Мария Ильинична любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере Подготовки детей к школе на основе обучающих игр. Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных учреждений и родителям.
Комментарии к статье от Марии Ильиничны :
«Настоящее время ставит перед образованием новые цели, а именно гуманизация, ориентация и развития личности и учет индивидуальных способностей в обучении, создание возможности для творчества.»
Полезного чтения...
Авторская научно-публицистическая статья «Подготовка детей к школе на основе обучающих игр».
Актуальность и постановка проблемы готовности детей к предстоящему обучению в школе неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании. Для того чтобы подготовить детей к школе нужно давать не только знания, но и развивать их активность, необходимо найти новые пути, методы и средства в его обучении.
Настоящее время ставит перед образованием новые цели, а именно гуманизация, ориентация и развития личности и учет индивидуальных способностей в обучении, создание возможности для творчества. Учет индивидуальных способностей учащийся это ведущая характеристика формирования результатов учебной деятельности. Не бывает неспособных людей, так как каждый способен по – своему.
Следовательно, познавательную готовность мы определяем, как целостную систему свойств и качеств личности ребенка, которую должна обеспечить успешное освоение будущим школьникам учебно – познавательной деятельности. При этом необходимо отметить, что этот возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности (в дошкольном возрасте – игровой) к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебно – познавательной. Проблема готовности к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения в школе.
Объект исследования является процесс воспитания познавательной готовности детей к школьному обучению
Предмет исследования: технологический процесс воспитания познавательной готовности к обучению в школе на основе игрового общения.
Цель исследования: заключается в разработке методов игрового общения, актуализирующего возможности воспитания познавательной готовности детей к обучению.
На основе исследования положена гипотеза, согласно, которой воспитание познавательной готовности ребенка к школе будет наиболее эффективно в условиях игрового общения, если:
- познавательную готовность детей к обучению рассматривать как сложную целостную систему, включающую мотивационно – потребностный, интеллектуально – операционный и волевой компонент;
- включить в образовательный процесс, теоретико - технологический алгоритм игрового общения, который включает в себе ряд последовательных этапов: нормативно – установочный, исходно – диагностический, прогностический, коррекционно – технологический, промежуточно – диагностический, деятельно – технологический, итогова – диагностический;
- содержание теоретико – технологического алгоритма будет направлена на реализацию разработанных нами функций игрового общения в процессе воспитания познавательной готовности детей к школе (информационной, система – образующей, культурологической, формирующей, коррекцион-ной).
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи.
- Изучить состояние рассматриваемой проблемы в педагогической теории и
практике.
- Определить основные структурные компоненты познавательной готовности детей к обучению в школе.
- Разработать функции, содержание теоретико – технологического алгоритма игрового общения и познавательной готовности к обучению в школе.
- Проверить в опытно – экспериментальной работе эффективность разработанного теоретико- технологического алгоритма игрового общения познавательной готовности детей к обучению.
Практическая значимость исследуется и определяется тем, что разработанные методики о подготовке детей к школе на основе обучающих игр, будут полезны студентам, методистам и педагогам. Нами рассмотрены теоретические основы подготовки детей к школе на основе обучающих игр.
Отметили психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Раскрыли теоретические основы воздействие игрового обучение на психологическую и мировоззренческую готовность ребенка к обучению в школе. Для подготовки детей к школе необходимо проверить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
К 6-7 годам у ребенка вырабатывается умение организовывать и контролировать свое восприятие в соответствии с поставленной перед ним задачей и предъявляемыми требованиями. В этом возрасте ребенок подходит к решению проблемы тремя способами: используя наглядно – действенное мышление; наглядно – образное и логическое. С учетом значительного развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умения анализировать и использовать получаемую в ходе решения задачи информацию его умственной потенциал оказывается достаточно высоким.
Конец этого периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления наглядно – схематического.
Достаточный уровень восприятия, памяти, воображения, мышления и речи повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах, самостоятельности. Психологическим содержанием является смена ведущей деятельности:
Игра – ведущая деятельность дошкольника – уступает место учебе. Глубинные закономерности движения от дошкольной игры к учебе определяются основными новообразованиями, возникающими на границе дошкольного и младшего школьного возрастов (опосредованный, произвольный характер поведения ребенка), формируются и развиваются исподволь, внутри дошкольных видов усвоения социально-исторического опыта.
Переход от дошкольного детства к систематическому обучению в школе коренным образом меняет жизнь и деятельность ребенка. Учебная деятельность, как ведущая в школьном возрасте, ставит перед ребенком новые задачи по овладению обобщенными и систематизированными знаниями, что требует иной структуры познавательной деятельности, чем в дошкольном детстве.
Исследование показывает, что основой формирования учебной деятельности является их активное участие в различных видах деятельности. (трудовой, продуктивный, игровой, общение).
«Содержание и методика организации процесса подготовки старших дошкольников к школьному обучению в системе развивающих игр» учитывая выше изложенное, нами разработаны методики, проведен анализ экспериментальной работы.
На констатирующем этапе эксперимента нами проведено диагностическая тестирования работа с целью выявления уровней старших дошкольников к подготовке школе.
База исследования: МБОУ «Мюрюнская средняя общеобразовательная школа №2» с. Борогонцы Усть – Алданского улуса. РС(Я), Формирующий эксперимент длился 1 месяц. Выборка состояла из двух групп детей. Контрольная группа состояла из 8 детей, экспериментальная из 8.
Формирующий этап состоял из нескольких занятий, которые были разработаны с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Во время эксперимента велся постоянный контроль, который позволял контролировать и корректировать знания детей.
На заключительном этапе проведена итоговая диагностическая работа и проанализированы все работы детей. При сравнении результатов диагностических работ уровень выполнения заданий результатов начального и конечного тестирования улучшился. У большинства детей экспериментальной группы в конце года у всех по 100% - это высокий уровень, а контрольной группы большинства детей в диагностике получили по 75%, имеются средний уровень для психологической готовности к школьному обучению.Полученные критерии для контрольной группы говорят о том, что разница между выборками недостоверна, то есть различие между начальными и конечными результатами недостаточно значительно.
Подсчет средних арифметических для начальных результатов контрольной и экспериментальной групп показал недостоверность их различия, то есть, обе группы, могут принадлежать одной популяции.
Анализируя результаты эксперимента более подробно, можно выделить три группы детей:
- Психологически готовые к обучению в школе (<36>15 за «Да и нет».)
- Обладающие произвольно – контекстной формой общения (>15 за «Да и нет».), но не способные к усвоению обобщенного способа действия «36 за «Узор»);
- Способные к усвоению обобщенного способа действия (>36), но не обладающие произвольно – контекстной формой общения (<15).
По окончании 1-й учебной четверти методом интервьюирования родителей и учителей детей, участвующих в эксперименте, были получены сведения относительно учебной деятельности испытуемых.
Опрос показал, что успешнее всего прошли адаптацию к школе, овладевают компонентами учебной деятельности испытуемые I группы.
Чуть менее успешно протекала адаптация испытуемых из II группы, они испытывали трудности на этапе выделения и усвоения общего способа действия в ситуации учебной задачи. Однако наличие сформированной произвольно-контекстной формы общения позволило детям этой группы с помощью педагога прийти к усвоению общего способа действия и достаточно успешно закончить свою первую учебную четверть.
Гораздо хуже ситуация сложилась у испытуемых III групп. В связи с отсутствием развитых форм произвольно-контекстного общения, с трудом включались в учебный процесс, чуть медленно переключались на различные виды деятельности, и поэтому начали отставать от общего темпа работы, а затем и от усвоения учебного плана.
И если испытуемые из III группы все-таки включались в учебный процесс, и постепенно втягивались в общий режим работы, то детей полностью не готовые к школьному обучению не было.
Сопоставление результатов эксперимента и контрольного обследования детей показывает, что прогнозы, основанные на диагностике психологической готовности к обучению в школе как оценке степени овладения дошкольниками обобщенного способа действия и наличия произвольно-контекстной формы общения, подтверждаются.
Поставленная гипотеза о подготовке детей к школе на основе обучающих игр способствует повышению уровня знаний и умений детей. Верна, цель нашей работы выявить психологической готовности к школьному обучению считаем достигнутой.
[Это научно – публицистическая статья написана из авторского доклада мною - Гоголевой М. И.]