Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Гоголева М. И.
11 минут 6462 1519

Мастера своего дела: Гоголева М. И.

GogolevaMIДорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Гоголеву Марию Ильиничну, воспитателя МБДОУ «Сарыал» с. Борогонцы, Усть-Алданского улуса, Республики Саха (Якутия). Сегодня Мария Ильинична любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере Подготовки детей к школе на основе обучающих игр. Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных учреждений и родителям.

Комментарии к статье от Марии Ильиничны :

«Настоящее время ставит перед образованием новые цели, а именно гуманизация, ориентация и развития личности и учет индивидуальных способностей в обучении, создание возможности для творчества.»

Полезного чтения...


 

Авторская научно-публицистическая статья «Подготовка детей к школе на основе обучающих игр».

              Актуальность и постановка проблемы готовности детей к предстоящему обучению в школе неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.   Для того чтобы подготовить детей к школе нужно давать не только знания, но и развивать их активность, необходимо найти новые пути, методы и средства в его обучении.

        Настоящее время ставит перед образованием новые цели, а именно гуманизация, ориентация и развития личности и учет индивидуальных способностей в обучении, создание возможности для творчества. Учет индивидуальных способностей учащийся это ведущая характеристика формирования результатов учебной деятельности. Не бывает неспособных людей, так как каждый способен по – своему.

           Следовательно, познавательную готовность мы определяем, как целостную систему свойств и качеств личности ребенка, которую должна обеспечить успешное освоение будущим школьникам учебно – познавательной деятельности. При этом необходимо отметить, что этот возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности (в дошкольном возрасте – игровой) к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебно – познавательной. Проблема готовности к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения в школе.

Объект исследования является процесс воспитания познавательной готовности детей к школьному обучению

Предмет исследования: технологический процесс воспитания познавательной готовности к обучению в школе на основе игрового общения.

Цель исследования: заключается в разработке методов игрового общения, актуализирующего возможности воспитания познавательной готовности детей к обучению.

На основе исследования положена гипотеза, согласно, которой воспитание познавательной готовности ребенка к школе будет наиболее эффективно в условиях игрового общения, если:

  • познавательную готовность детей к обучению рассматривать как сложную целостную систему, включающую мотивационно – потребностный, интеллектуально – операционный и волевой компонент;
  • включить в образовательный процесс, теоретико - технологический алгоритм игрового общения, который включает в себе ряд последовательных этапов: нормативно – установочный, исходно – диагностический, прогностический, коррекционно – технологический, промежуточно – диагностический, деятельно – технологический, итогова – диагностический;
  • содержание теоретико – технологического алгоритма будет направлена на реализацию разработанных нами функций игрового общения в процессе воспитания познавательной готовности детей к школе (информационной, система – образующей, культурологической, формирующей, коррекцион-ной).

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи.

  1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в педагогической теории и

практике.

  1. Определить основные структурные компоненты познавательной готовности детей к обучению в школе.
  2. Разработать функции, содержание теоретико – технологического алгоритма игрового общения и познавательной готовности к обучению в школе.
  3. Проверить в опытно – экспериментальной работе эффективность разработанного теоретико- технологического алгоритма игрового общения познавательной готовности детей к обучению.

      Практическая значимость исследуется и определяется тем, что разработанные методики о подготовке детей к школе на основе обучающих игр, будут полезны студентам, методистам и педагогам. Нами рассмотрены теоретические основы подготовки детей к школе на основе обучающих игр.

  Отметили психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Раскрыли теоретические основы воздействие игрового обучение на  психологическую и мировоззренческую готовность ребенка к обучению в школе. Для подготовки детей к школе необходимо проверить психологические   особенности детей старшего дошкольного возраста.

     К 6-7 годам у ребенка вырабатывается умение организовывать и   контролировать свое восприятие в соответствии с поставленной перед ним задачей и предъявляемыми требованиями. В этом возрасте ребенок подходит к решению проблемы тремя способами: используя наглядно – действенное мышление; наглядно – образное и логическое. С учетом значительного развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умения анализировать и использовать получаемую в ходе решения задачи информацию его умственной потенциал оказывается достаточно высоким.

       Конец этого периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления наглядно – схематического.

     Достаточный уровень восприятия, памяти, воображения, мышления и речи повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах, самостоятельности. Психологическим содержанием является смена ведущей деятельности:

     Игра – ведущая деятельность дошкольника – уступает место учебе. Глубинные закономерности движения от дошкольной игры к учебе определяются основными новообразованиями, возникающими на границе дошкольного и младшего школьного возрастов (опосредованный, произвольный характер поведения ребенка), формируются и развиваются исподволь, внутри дошкольных видов усвоения социально-исторического опыта.

    Переход от дошкольного детства к систематическому обучению в школе коренным образом меняет жизнь и деятельность ребенка. Учебная деятельность, как ведущая в школьном возрасте, ставит перед ребенком новые задачи по овладению обобщенными и систематизированными знаниями, что требует иной структуры познавательной деятельности, чем в дошкольном детстве.

    Исследование показывает, что основой формирования учебной деятельности является их активное участие в различных видах деятельности. (трудовой, продуктивный, игровой, общение).

     «Содержание и методика организации процесса подготовки старших дошкольников к школьному обучению в системе развивающих игр» учитывая выше изложенное, нами разработаны методики, проведен анализ экспериментальной работы.

     На констатирующем этапе эксперимента нами проведено диагностическая  тестирования работа с целью выявления уровней старших дошкольников к подготовке школе.

   База исследования: МБОУ «Мюрюнская средняя общеобразовательная школа №2»   с. Борогонцы Усть – Алданского улуса.  РС(Я), Формирующий эксперимент длился 1 месяц. Выборка состояла из двух групп детей. Контрольная группа состояла из 8 детей, экспериментальная из 8.

     Формирующий этап состоял из нескольких   занятий, которые были разработаны с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Во время эксперимента велся постоянный контроль, который позволял контролировать и корректировать знания детей.

     На заключительном этапе проведена итоговая диагностическая работа и             проанализированы все работы детей. При сравнении результатов диагностических работ уровень выполнения заданий результатов начального и конечного тестирования улучшился. У большинства детей экспериментальной группы в конце года у всех по 100% - это высокий уровень, а контрольной группы большинства детей в диагностике получили по 75%, имеются средний уровень для психологической готовности к школьному обучению.Полученные критерии для контрольной группы говорят о том, что разница между выборками недостоверна, то есть различие между начальными и конечными результатами недостаточно значительно.

     Подсчет средних арифметических для начальных результатов контрольной и экспериментальной групп показал недостоверность их различия, то есть, обе группы, могут принадлежать одной популяции.

     Анализируя результаты эксперимента более подробно, можно выделить три группы детей:

  1. Психологически готовые к обучению в школе (<36>15 за «Да и нет».)
  2. Обладающие произвольно – контекстной формой общения (>15 за «Да и нет».), но не способные к усвоению обобщенного способа действия «36 за «Узор»);
  3. Способные к усвоению обобщенного способа действия (>36), но не обладающие произвольно – контекстной формой общения (<15).

     По окончании 1-й учебной четверти методом интервьюирования родителей и учителей детей, участвующих в эксперименте, были получены сведения относительно учебной деятельности испытуемых.

     Опрос показал, что успешнее всего прошли адаптацию к школе, овладевают компонентами учебной деятельности испытуемые I группы.

     Чуть менее успешно протекала адаптация испытуемых из II группы, они испытывали трудности на этапе выделения и усвоения общего способа действия в ситуации учебной задачи. Однако наличие сформированной произвольно-контекстной формы общения позволило детям этой группы с помощью педагога прийти к усвоению общего способа действия и достаточно успешно закончить свою первую учебную четверть.

     Гораздо хуже ситуация сложилась у испытуемых III групп. В связи с отсутствием развитых форм произвольно-контекстного общения, с трудом включались в учебный процесс, чуть медленно переключались на различные виды деятельности, и поэтому начали отставать от общего темпа работы, а затем и от усвоения учебного плана.

     И если испытуемые из III группы все-таки включались в учебный процесс, и постепенно втягивались в общий режим работы, то детей полностью не готовые к школьному обучению не было.

   Сопоставление результатов эксперимента и контрольного обследования детей показывает, что прогнозы, основанные на диагностике психологической готовности к обучению в школе как оценке степени овладения дошкольниками обобщенного способа действия и наличия произвольно-контекстной формы общения, подтверждаются.

   Поставленная гипотеза о подготовке детей к школе на основе обучающих игр способствует повышению уровня знаний и умений детей. Верна, цель нашей работы выявить психологической готовности к школьному обучению считаем достигнутой.

[Это научно – публицистическая статья написана из авторского доклада мною - Гоголевой М. И.]

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2374 38

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6613 677