Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Ираклионова Л. А.
12 минут 7513 1769

Мастера своего дела: Ираклионова Л. А.

IraklionovaLAДорогие друзья,  мы рады представить вам Ираклионову Ларису Александровну, воспитателя МБДОУ «Центр - детский сад № 100» г. Краснодар. Сегодня Лариса Александровна с удовольствием предлагает вашему вниманию проектный метод обучения, как эффективный способ формирования у дошкольников знаний и навыков по ПДД.  Данный материал будет интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.

Комментарии к статье от Ларисы Александровны :

«В данной статье описываются формы организационно-педагогической деятельности по формированию у дошкольников безопасного поведения на улицах и дорогах, методы взаимодействия с родителями»

Полезного чтения...


 

Проектный метод обучения как эффективный способ формирования у дошкольников знаний и навыков по ПДД

Вот уже несколько лет я веду работу по формированию у дошкольников безопасного поведения на дорогах и улицах и воспитанию культуры поведения в общественном транспорте. Взялась я за эту работу потому, что мне не безразлично, как ведут себя наши дети на дорогах и улицах города, не безразлично, что дети перебегают дорогу в неположенном месте, подвергая свою жизнь большой опасности, что временами бывает стыдно за поведение детей и взрослых в общественном транспорте и на улицах.

Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять смысл дорожных знаков. Соблюдение правил – это результат общей воспитанности.

Конечно же, необходимо рассказывать детям о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь в органике ребёнка уже от природы заложена игра, у детей очень хорошо развито воображение, и именно только яркие моменты оставляют в сознании детей нужный пласт знаний, так необходимых ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит правила дорожного движения, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре. В игре ребёнок не только хорошо запомнит и усвоит правила дорожного движения, но и к тому же поймёт, где и когда можно безопасно и весело играть, к тому же здесь имеют место физическое воспитание и разрядка детей. Иными словами, плюсов очень много. Но проблема роста дорожно-транспортного травматизма с участием детей направила меня на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.

Анализ изученной литературы по проблеме позволил мне выявить ряд
противоречий, разрешение которых могло бы способствовать совершенствованию педагогического процесса. Эти противоречия имеют место в теоретическом, научно-педагогическом и технологическом аспектах педагогической действительности.

Во-первых, правила дорожного движения едины для всех участников движения и написаны они «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому при выборе форм обучения необходимо доступно объяснять правила дорожного движения детям и доносить до них смысл, не искажая смысла содержания при использовании основных понятий и терминов.

Во-вторых, стараясь доходчиво донести до детей содержание правил дорожного движения, некоторые взрослые обращаются к детям так называемым «детским языком», состоящим из существительных с уменьшительными суффиксами. Это не только не делает правил понятными, но и искажает реальную картину дорожного движения. Ведь опасными на дорогах бывают автомобили, а не автомобильчики! Поэтому, обращаться к детям, даже к маленьким, надо нормальным, обычным языком.

По той же причине, что и «детский» язык, «детские» картинки, выполненные в стиле веселых и смешных комиксов, вряд ли приемлемы в качестве иллюстраций учебных пособий. Забавные картинки привлекают и развлекают детей, но вместе с тем отвлекают от основной задачи — увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать её.

Изучив литературу, я пришла к выводу, что необходимо тщательно подходить к подбору и подаче материала дошкольникам.

Наблюдения за деятельностью детей и результаты мониторинга показывают, что, несмотря на достаточно хорошие теоретические знания, практические навыки безопасного поведения на улице и дороге развиты не достаточно. Я задалась вопросом: «Почему, владея теоретическими знаниями, дети теряются в реальных дорожных ситуациях?»

Анализируя причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, я встретилась со словом «привычка». Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. И главными помощниками в этом вопросе должны стать родители.

Недаром  В. А. Сухомлинский писал: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами своих родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе». В ходе работы я пришла к выводу, что, к сожалению, далеко не все родители понимают важность проблемы, поэтому возникла необходимость вовлечь родителей в образовательный процесс.

Среди многих интересных методов взаимодействия с родителями на сегодняшний день выделяется проектная деятельность. Это очень эффективный метод взаимодействия взрослых с детьми, который позволяет дошкольникам и их родителям быть активными субъектами образовательного процесса. Благодаря технологии проектирования дети сами ставят перед собой проблему, которая их интересует, и с помощью различных источников информации ищут ответы на свои вопросы, активно включаясь в процесс своего образования. Кроме этого проектная технология реализуется только в триаде: педагоги – дети – родители. Обучение правилам дорожного движения будет иметь очень хорошие результаты только тогда, когда дошкольник со своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения. После активного получения информации по проблеме ребёнок получает более качественные знания и навыки. Благодаря проектной деятельности взаимодействие с родителями приобретает качественный характер. Родители становятся активными участниками образования своих детей. Очень важно, что взрослые, входя в проектную деятельность, взаимодействуют с детьми на равных. И дети, и родители раскрываются в совместной деятельности, они объединены одной целью, поэтому, как правило улучшается психологическая обстановка в семье. Ещё один немаловажный результат – это то, что родители начинают осознавать, что ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи. И одно их неправильное действие на глазах у ребёнка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения.

Большое значение в формировании дорожной грамотности имеет развивающая среда детского сада. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми  позволяет организовать как совместную, так и самосто­ятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребёнке навыки безопасного поведения на улицах, дорогах. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодея­тельности ребёнка.

Одной из основных задач предметно-развивающей среды  должно быть обогащение игрового центра активности элементами правил дорожного движения,  которые могли бы стимулировать познавательную активность детей.

Дети разви­ваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процес­сом обучения. Она должна быть открытая, динамично изменяемая. Важно чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью  в центре ПДД должны быть разные дидактические игры.

Оснащение группы техническими средствами даёт возможность смотреть обучающие фильмы, которые помогают детям закреплять правила дорожного движения, а так же слушать стихи, песни. Музыкальная окрашенность, пение песен создают желание быстрее запомнить правила по основам безопасности.

Чтобы знания детей были более разнообразными, им необходимы дополнительные знания об окружающем мире.   Поэтому правила дорожного движения необходимо рассматривать с разных сторон. Это не только рассказы о правилах и знаках, сигналах светофора, но ещё и интересные факты из истории дорожного движения и происхождения некоторых слов и терминов ПДД.

Во время таких бесед дети высказывают свои мнения и факты, известные им из жизненного личного опыта. Такие беседы необходимо сопровождать демонстрацией иллюстраций из цикла «Дошкольникам о ПДД», мультимедийными презентациями и просмотром обучающих фильмов. Темы и содержание таких бесед надо подбирать с учетом возрастных особенностей детей и интересующих их вопросов.

Грамотно подобранный материал и интересные формы работы с детьми и родителями дают возможность дошкольникам закрепить знания практически: в игре, беседе, театрализованной деятельности, обыгрывании ситуаций, проектной деятельности, экспериментировании и т.д. Именно в тех видах деятельности, в которых и происходит развитие и обучение детей.

Опыт работы показывает, что многие родители начинают проявлять интерес к исследованиям, заданиями и по собственной инициативе помогают детям. Они участвуют в проектной деятельности, исследованиях у пешеходного перехода, рассказывают о правилах поведения в транспорте, на дорогах, объясняют, почему маленьким детям нельзя сидеть на переднем сидении, для чего применяется детское удерживающее устройство, почему нельзя играть и баловаться во время движения и т.д. Таким образом, проводимая работа способствует не только воспитанию у дошкольников безопасного поведения на дорогах и улицах, но и   формированию близких и доверительных семейных отношений.

Педагоги знают, сколько труда вкладывается каждым из нас в воспитание дошколят, но когда видишь, что твой воспитанник останавливает у дороги родителей и объясняет, почему нельзя переходить дорогу на красный сигнал светофора, даже если нет машин, то понимаешь, что силы потрачены не зря! Теперь я точно знаю, что если ребёнку вовремя не дать специальных знаний и навыков, то дети будут действовать только в соответствии с присущими им возрастными психологическими особенностями, а значит, опасно, не контролируя своё поведение. И конечно, всегда надо помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  2. Клочанов Н. Н. Дорога, ребёнок, безопасность: метод. пособие по правилам дорожного движения для воспитателей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  3. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения: метод. разработки / сост. О. Ю. Грёзина,      С. А. Пятаева. – Волгоград: Перемена, 1998.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3076 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6921 677