Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Савинову Лилию Олеговну, воспитателя МОУ детского сада № 349 г. Волгограда. Сегодня Лилия Олеговна с удовольствием делится с нами своим профессиональными опытом формированиятворческих способностей и эмоциональной устойчивости старших дошкольников через продуктивную деятельность – оригами. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ, учреждений дополнительного образования детей и родителям.
Комментарии к статье от Марины Александровны:
«Самое важное, о чем стоит помнить всегда: поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним! Воспоминания о совместном творчестве надолго останутся в памяти и помогут найти контакт с ребенком!.»
Познавательного и увлекательного чтения...
Информационно – справочные сведения.
- Тема: «Формирование творческих способностей и эмоциональной устойчивости старших дошкольников через продуктивную деятельность – оригами» ( на примере кружковой работы).
- Автор: Савинова Лилия Олеговна, воспитатель.
- Место функционирования: МОУ детский сад № 349 Красноармейского района г. Волгограда; тел. 25-18-39.
- Длительность функционирования: 2011-2012 учебный год.
Технологические сведения об опыте.
Актуальность.
«…художественное творчество характеризует
непрерывное единство познания и воображения ,
духовно - практической деятельности
и эмоционально-психических процессов…»
В.Г. Злотников
Формирование творческой и эмоционально-устойчивой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – художественно-эстетическое направление развития детей. В процессе продуктивной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается , если что-то не получается , стремится преодолеть трудности или пасует перед ними.
Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. В маленьком возрасте рекомендуется уделить внимание всестороннему развитию, то есть развивать и литературные, и художественные, и музыкальные способности дошкольников. Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру.
Различные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь творчеством, новые знания и навыки, приобретаемые им в этот момент, чрезвычайно значимы для эмоционального и психического развития современной личности.
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможеторигами– один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру.
В 5-7 лет ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением. Оригами, как нельзя лучше подходит для овладения этими умениями. Интегрируя эту технику с другими образовательными областями можно достичь очень высоких результатов.
Условия возникновения опыта.
Искусство оригами - интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это - чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолётик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В руках ребёнка бумага оживает: машет крыльями журавлик, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга!
В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребёнка подняться на самый верх лестницы творчества и делало этот подъём захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь - процесс, а не конечный результат. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, её бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги.
Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом.
Продуктивная деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков. Развитие продуктивной деятельности определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Как нельзя лучше для этого подходит такая художественная техника , как оригами.
Такой значительный интерес у меня к оригами определялся несколькими обстоятельствами.
Во-первых, психологическими возможностями данного вида деятельности. В процессе занятий оригами у детей:
- совершенствуется мелкая моторика рук; кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, что облегчает приобретение навыков письма; устанавливается координация в работе глаза и руки;
- развивается восприятие, формируется умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, устойчивость, форма и величина;
- повышается концентрация внимания;
- развивается конструктивное мышление, творческое воображение;
- развивается память, формируется произвольная память;
- стимулируется развитие речи.
Во-вторых, в качестве основной формы продуктивной деятельности детей в кружковой работе оригами выбрано еще и потому, что обладает большими, по сравнению со многими другими видами продуктивной деятельности детей, возможностями для построения игры - ведущего вида деятельности дошкольников. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе созидания, что позволяет органично включить оригами в игру, в игру - оригами. Так, сложив из бумаги лапки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой или сочиненной ими сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.п.
В-третьих, основным материалом, применяемым на занятиях по оригами, является бумага - наиболее экологичный материал, не вызывающий аллергических реакций у детей-аллергиков.
Ведущую роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства оригами – явления эмоционально-образного по своей сути.
Взяв во внимание все эти критерии, я создала кружок «Волшебство модульного оригами», интегрируя в нем занятия оригами с познавательно-исследовательской, музыкальной, театральной, коммуникативной деятельностями, чтением художественной литературы.
Цели и задачи кружка.
Проанализировав всю информацию об оригами, я поставила цель, которую постаралась решить посредством кружковой деятельности.
Цель кружка «Волшебство модульного оригами»:
-развитие творчества и эмоциональной устойчивости старших дошкольников через нетрадиционную продуктивную деятельность -модульное оригами с использованием различных образовательных областей;
- сделать жизнь своих воспитанников интересней, содержательной, наполненной яркими впечатлениями.
Задачи:
1) овладение ребенком дошкольником изготовлением поделок в технике оригами, модульное оригами;
2) умение работать по схемам;
3) развитие творчества, фантазии, художественного вкуса;
4) развитие уверенности в своих силах и способностях;
5) развивать желание придумывать свои поделки;
6) обыгрывание своих поделок, показ спектаклей (настольный театр), составление рассказов и сказок по своим поделкам;
7) формировать эмоционально-устойчивую личность;
8) вовлечение родителей для помощи детям.
Предполагаемый результат:
а) применять знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок)
б) приходить на помощь своему товарищу при изготовлении поделок
в) проявление творчества при изготовлении поделок (дополнительные детали)
г) придумывание своих поделок
д) получение удовольствие и эмоционального спокойствия от занятий оригами.
Теоретическая база опыта.
В Основной Общеобразовательной Программе дошкольного образования «Детский сад 2100», которую реализует наш детский сад, художественное творчество для дошкольников предполагает интеграцию продуктивной деятельности в области эстетического освоения мира в разных формах. Для ребёнка важно открытие необычного в обычном, неизвестного в известном. Поэтому важно развивать в ребёнке художественно-эстетическое начало через впечатления и ощущения, проявляющиеся в отношении к миру и выражающиеся в конкретной деятельности. Анализируя выше изложенное, я решила выявить, как будет влиять продуктивная деятельность (в частности-оригами) на эмоциональный настрой детей, интегрируя в процессе опыта различные образовательные области.
Иными словами, мне было интересно увидеть, как занятие оригами с использованием элементов художественного чтения, театрализованной деятельности, музыки, коммуникации и познания благотворно повлияет на эмоциональное развитие дошкольника.
За основу мною были взяты положения о ведущей роли деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский); психологическая концепция о социальной обусловленности и индивидуальном выражении интеллектуального, эмоционального и волевого развития (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Также в работе были использованы методы и приемы преодоления эмоциональных трудностей у каждого ребенка в процессе продуктивной деятельности; влияние продуктивной деятельности на умственное и нравственное воспитание ребенка (А.Д. Кошелева).
Для составления плана кружковой деятельности были использованы самые разнообразные материалы об оригами: история создания оригами, чтение схем, сборка оригами - от самых элементарных азов до более сложных, основанные на трудах самых известных искусствоведах об японском искусстве - оригами (Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.; Тарабарина Т.И.; Богатеева З.А; Долженко Г.И. и др.).
Использовались различные произведения художественной литературы, как для чтения, так и для драматизации.
Для решения поставленных задач был использован комплекс ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ: теоретический анализ психологической и педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; беседы с детьми, анкетирование педагогов и родителей, для выявления их отношения к искусству оригами; изучение продуктов детской конструктивной деятельности; анализ педагогической документации; диагностика эмоциональных и творческих способностей детей; непосредственное наблюдение за проявлениями самостоятельности дошкольниками в целостном педагогическом процессе дошкольного учреждения; количественная и качественная обработка эмпирических данных.
Новизна опыта.
В данном педагогическом опыте акцентируется внимание на интегрировании образовательных областей с занятием оригами. Это осуществляется при помощи различных традиционных приемов: обсуждение и чтение художественной литературы, просмотр различных иллюстраций и т.п. Прочитав или вспомнив какую-то сказку или рассказ, педагог старается подвести детей наводящими вопросами, выходящими из прочитанного, к теме данного продукта деятельности оригами. Обсуждая сказку или обсуждая заявленную педагогом тему , делая выводя дети сами догадываются о теме работы, после чего вместе с педагогом приступают к ручному труду.
В процессе изготовления поделки, все этапы создания поделки обязательно проговариваются педагогом. Здесь налицо взаимодействие такой образовательной деятельности, как коммуникация и познание: дети узнают много нового, тем самым обогащается и словарный запас ребенка; ведется диалог педагога с ребенком и детей между собой, что очень важно для положительного эмоционального настроения в коллективе. Обязательно на занятиях кружковой работой используется классическая музыка и музыка звуков природы , которая призвана успокоить ребенка и погрузить его в увлекательный мир оригами .
После изготовления сказочных героев детям предлагается самим показать настольный театр с их использованием. Это очень увлекательная деятельность! Она помогает детям самим создавать эмоционально-благоприятную обстановку в коллективе, помогает становлению самостоятельности, развивает речевую сторону и вообще помогает сблизиться как педагогу с детьми, так детям между собой.
Разнообразные приемы игр – драматизаций, в которых происходит как бы сближение детей с персонажами произведения, позволяют не только выявить эмоциональный отклик каждого ребенка, но и создать условия для формирования у него эмоциональной отзывчивости как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых, что очень важно на современном этапе развития.
А насколько приятно драматизировать произведения, если его герои сделаны своими руками!
Технологический аспект.
Продуктивная деятельность проводилась во второй половине дня, один раз в неделю, по 25-30 мин. в течение учебного года.
Свою работу по знакомству детей с искусством оригами, я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные уголки развития детей, где разместила множество готовых моделей оригами, чем вызвала огромный интерес у ребят; это атрибуты для проведения продуктивной деятельности и организации досуга; это фонотека музыкальных произведений; оформлен уголок сказки с возможностью самостоятельных театрализованных игр и драматизаций.
Был также подобран список произведений, которые в дальнейшем использовались в нашей деятельности. На основе него и некоторых других произведений составлен перспективный план работы по формированию навыков в процессе организации детской деятельности. (Приложение №1).
Прежде чем приступить к проведению занятий я упражняю детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.
Работу с различными произведениями я связываю с видом продуктивной деятельности –оригами. Мы рассматриваем и обсуждаем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, загадываем загадки, устраиваем различные познавательные викторины и т.д. В оригами дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений. Часто даю задания домой, тем самым привлекаю родителей активно учувствовать в эмоциональном становлении детей.
Поскольку наша продуктивная художественно-эстетическая деятельность связана с определенной темой или сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения или познавательной деятельности, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.
Я предлагаю детям только хорошо известные модели оригами, знакомство с которыми помогает освоить последовательность основных приемов и создать базу для творческих изысканий в дальнейшем. Модели подбираются из разных сфер моделирования, связанных с окружающим миром, музыкой, художественным чтением и т.п., и в соответствии с интересом детей : животные, птицы, рыбы, растения, сказочные герои и т.д. При этом я учитывала уже освоенные детьми приемы сгибания бумаги, подводя их к более сложным. Важно, чтобы за одно-два занятия ребенок успевал закончить модель, чтобы не угасал интерес детей к этой технике.
Учитывая, что занятие оригами – довольно кропотливая работа, я старалась разнообразить формы общения с детьми:
- показ уже готовой модели и последующее поэтапное изготовление такой же с подробным объяснением и пошаговой демонстрацией новых приемов;
- «оригами-загадка» : когда нет образца и результат работы будет ясен только в конце деятельности. Здесь проверяются уровень развития внимательности , точности движений, аккуратности детей; такая «деятельность – загадка» очень нравится детям, так как полученный результат и узнавание модели вызывают у них большую радость и положительные эмоции;
- изготовление демонстрируемой модели частично по словесному описанию; такая форма применяется для контроля усвоения пройденного , развития произвольной памяти детей;
- изготовление «оригами с тайной»; работа идет по готовой модели, дети видят образец, делают со мной такой же , но узнают, что полученная модель имеет неожиданные свойства, о которых никто не догадывался (какие-либо движущиеся части);
- «придумай сам» : такая деятельность возможна с середины курса, когда у детей уже есть база для самостоятельных поисков;
- выполнение коллективной работы; для такой деятельности я заранее готовлю большое панно, куда прикрепляю модели-оригами, сделанные детьми; эта общая выставка работ каждого ребенка, показывающая результаты детской продуктивной деятельности.
Вся наша совместная продуктивная деятельность всегда проходит очень интересно, эмоционально положительно заряжено, весело, непринужденно, со стихами, сказками, рассказами, музыкой, взаимной помощью друг другу.
Результативность.
Для подтверждения предполагаемых результатов было проведено обследование уровня развития творчества и психоэмоционального состояния каждого ребенка на начало и на конец проведения экспериментальной работы (Приложение № 2).
Результаты заключительных диагностик показали, что значительно повысился уровень творческого потенциала детей, в лучшую сторону изменилось психоэмоциональное состояние. Это хороший показатель эффективности развития творчества и эмоциональной устойчивости детей через продуктивную деятельность оригами, подтверждение правильного направления выбранного пути работы.
В результате данного педагогического опыта кружковой деятельности дети:
– познакомились с искусством оригами;
– научились различным приемам работы с бумагой;
– узнали основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научились следовать устным инструкциям и создавать изделия оригами;
– создают композиции с моделями, выполненными в технике оригами;
– развили внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладели навыками культуры труда;
– улучшили свои коммуникативные способности и приобрели навыки работы в коллективе;
-драматизировали со своими игрушками.
И, конечно, безусловно, был достигнут предполагаемый и желаемый результат - получение удовольствие и эмоционального спокойствия от занятий оригами в процессе развития творчества ребенка. И это стоило того времени и трудов , которое занимает такое прекрасное искусство, как оригами!
Длительность функционирования, история развития опыта.
Экспериментальная работа проходила в МОУ детском саду № 349 с сентября 2011 г. по май 2012 года в старшей группе № 5.
Адресная направленность:
Данный опыт может использоваться воспитателями старших и подготовительных групп общеразвивающей направленности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кулешова А.Д. Эмоциональное развитие ребенка. – М., 1985 г.
2. Макаренко А.С. Сочинения Макаренко. – М., 1957 г.
3. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985 г.
4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К., 1969 г.
5. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство "Питер", 2000 г.
7. Петровский А.В. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. - М., 1976 г.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., 2005 г.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001 г.
10. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность. – М., 1996 г.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991 г.
12. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. – М., 1997 г.
13. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М., 1992 г.
14. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. – М., 1998 г.
15. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М., 2010 г.
16. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия.-М.,2004 г.
17. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников. – М., 2001 г.
18. Основная Общеобразовательная Программа «Детский сад 2100». – М., 2012 г.