Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Вавилову Светлану Сергеевну, воспитателя МБДОУ «Детский сад № 5» г. Березники. Сегодня Светлана Сергеевна с удовольствием делится с нами своим багатейшим профессиональными опытом развития речи старших дошкольников в повседневной жизни ребёнка в детском саду. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ и родителям.
Комментарии к статье от Светланы Сергеевны:
«Так как важнейшей предпосылкой для развития речи, является правильная организация деятельности в группе. Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях, в играх, в повседневной жизни, во время наблюдений на прогулках, при ознакомлении с художественной литературой. Поэтому, я построила свою работу на решении речевых и воспитательно - образовательных задач...»
Познавательного чтения...
Скачать презентационный материал
«Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности».
«Речь - является выражением наших мыслей,
чувств и желаний…
Она, как ничто другое, доказывает,
что в жизни человека является силой»
Макс Дессуар (немецкий психолог)
Вступление:
Все знают, как важен для человека дар слова. К.С. Аксаков: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – впервые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.
Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества. Этот опыт к детям приходит от взрослых, он передается с помощью языка.
Организация широкой речевой практики является необходимым условием для успешного решения задачи самостоятельного, творческого использования слов.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо пользоваться ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладать определенной речевой активностью. Детская речь отличается от взрослой тем, что ребенок высказывается непроизвольно, импульсивно. Как правило, речь дошкольников состоит из отдельных высказываний. Педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речи дошкольников.
Содержание статьи:
Можно выделить основные направления развития речевой активности дошкольников:
- Развивать умение живо, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни.
- Учить соблюдать логику развития сюжета.
- Понимать и передавать в речи связи наблюдаемых явлений, делать выводы;
- Давать оценку явлениям и поступкам, о которых дети рассказывают, мотивированно оценивать поведение персонажей.
- Учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.
- Развивать интонационную выразительность речи.
Среди функций речи в дошкольном возрасте самое главное, основное средство общение с окружающими людьми. И её развитие в этот период во многом определяется развитием общения со взрослым. Каждой форме общения соответствуют определённые особенности речи ребёнка – её лексика, грамматический строй, выразительность. И воспитатель должен дать детям образцы того общения, которыми они ещё не владеют, не просто продемонстрировать общепринятые клише разговорной речи, а вести их за собой, включая в это общение, делая его привлекательным и необходимым для самого ребёнка.
Речь педагога должна отвечать определённым требованиям:
-речь, обращённая к ребёнку должна быть понятна и близка ему;
-воспитатель должен уметь выражать свои мысли точно и убедительно;
-при общении с детьми педагогу необходимо использовать средства выразительности, ведь монотонная невыразительная речь отрицательно влияет на детей;
-речевой образец воспитателя должен применяться, при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.
В общении с взрослыми дети овладевают речевыми нормами, осваивают правила человеческой речи, узнают новые слова и словосочетания. Эти знания даёт только взрослый, который хорошо говорит сам и часто разговаривает с ребёнком. Чтобы эти знания стали настоящими, активными, необходима определённая жизненная ситуация, а не просто требования и просьбы взрослого. Она-то и возникает в общении детей друг с другом, и со взрослыми во время совместных бесед и обсуждений.
Важнейшей предпосылкой для развития речи, является правильная организация деятельности в группе. Чтобы в течение дня у детей появилось бы желание говорить, вступать в речевое общение с детьми и взрослыми.
Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях, в играх, в повседневной жизни, во время наблюдений на прогулках, при ознакомлении с художественной литературой.
В процессе работы по речевому развитию в различных видах деятельностиможно выделить ряд взаимосвязанных
речевых и воспитательно - образовательных задач:
- Формирование словаря и развитие связной речи на занятиях.
- Усвоение речевого материала на основе объектов художественного
творчества.
- Развитие диалогической речи во время совместной игровой деятельности.
- Расширение представлений и речевых суждений во время прогулок, наблюдений и экскурсий.
- Использование речевого сопровождения в повседневной жизни в детском саду и дома.
- Активизация речи во время выполнения спортивных упражнений и игр.
Во время непосредственной учебной деятельности, создаются условия для формирования правильной речи, расширения словаря, происходит обучение пересказу, развивается умение строить диалог в разных ситуациях. Учебная деятельность имеет цель, помочь детям «заметить» их собственную речь, отнестись к ней как к объективно существующему явлению и постепенно научиться оценивать качество своей речи.
Особенно важен на занятиях комплексный подход к развитию речи дошкольников. На одном занятии воспитатель учит описывать содержание картины, игрушку, пересказывать рассказ, но вместе с тем обращает внимание детей на громкость, темп речи, чёткость произнесения слов и фраз, правильное произношение звуков.
Детей необходимо учить использовать разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картинкам. Такая работа развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельном словесном творчестве.
Специальные вопросы расширяют и активизируют словарный запас, позволяют ребёнку глубже вникнуть в содержание произведения и облегчают пересказ текста. Например, до пересказа рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки» дети отвечают на вопрос: «Какие собаки?» (дрессированные, послушные, умные, добрые, ловкие, смелые.) «В рассказе, мама девочки плакала…Как сказать по-другому, какое у неё было настроение? « – она была огорчена, расстроена, печальна.« Какое настроение стало у мамы, когда она увидела, что её дочка жива?» - радостное, довольное, весёлое.
Подобные рассуждения необходимы для составления рассказа по картине. Вопросы заставляют дошкольников внимательно вглядываться в картину, задумываться о чертах характера изображённых персонажей. Такие словарные упражнения и поставленные вопросы направлены на то, чтобы научить детей распространённым ответам и умению использовать их в самостоятельном высказывании.
Например, при рассматривании картины «Кошка с котятами» на вопрос: «Какая кошка?». Дети отвечают - осторожная, большая, умная, заботливая. «А котята?» - смешные, пушистые, маленькие, озорные, глупые. «Как мы их различаем?» - один котёнок рыжий, другой - с чёрными пятнами, а третий – серый.
Дополнительный вопрос «Как вы думаете, можно ли из этой картинки узнать, что любит делать каждый из котят?» побуждает детей к рассуждению: рыжий котёнок озорной, шаловливый, он любит играть; серый котёнок любит пить молоко; чёрный котёнок очень любит спать.
Для развития связной речи целесообразно выстраивать разговоры и беседы с детьми на различные темы, связанные с жизнью ребёнка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями.
(«Любимая детская передача», «Как ты провёл свой выходной», «Расскажи о своём лучшем друге»). Именно во время таких бесед развивается умение выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать взависимости от сложившейся ситуации опираясь на личный опыт.
Дошкольники учатся правильно пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания разных типов – повествования, рассуждения, описания, так как каждое из них требует разного интонационного оформления.
Важное место в развитии речи дошкольников занимает знакомство с произведениями художественной литературы.
Художественная литература и устное народное творчество сопровождает человека с первых лет его жизни. Литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Она развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, даёт образцы литературного языка.
Слушая сказки, рассказы, стихи, дети знакомятся с образцами речевой культуры, нормами литературного языка. При рассматривании сюжетных картинок, иллюстраций к прочитанным книгам важно задавать детям вопросы, предполагающие ответы с элементами оценок и суждений.
Дошкольники приучаются эмоционально откликаться на прочитанное, сопереживать героям, следить за развитием сюжета.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. С возрастом ребёнок начинает понимать смысловые оттенки слов, знакомится с его многозначностью, учиться понимать эмоциональную направленность загадок, пословиц, поговорок.
Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи привлекаются чистоговорки, потешки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: « Зайчик, зайчик, где гулял? – на полянке танцевал. Где ты, белочка скакала? – я орешки собирала».
Среди выразительных средств языка определённое место занимают фразеологизмы, использование которых придаёт речи особую яркость, лёгкость, меткость и образность (как в воду опущенный, надуть губы, бежать сломя голову, трудиться в поте лица, крутится как белка в колесе).
Краткие, ёмкие по смыслу изречения соединяют культурно-историческое языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к духовным ценностям русского народа, выраженным в малой форме.
Имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. И как уже отмечалось ранее, речевой материал будет усваиваться быстрее и полнее при использовании натуральных объектов в качестве наглядной опоры.
Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету.
Все предметы, созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются наглядной опорой для речевых упражнений. Важно и то обстоятельство, что ребенок во время лепки, конструирования, ручного труда опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Поскольку дети с недоразвитием речи имеют и нарушения мелкой моторики, то большое значение в обучении продуктивной деятельности придается обследованию предлагаемых объектов, которое предполагает участие различных анализаторов.
В изобразительной деятельности старших дошкольников замыслы становятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. У них появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности, они получают возможность для полного и разностороннего отражения явлений окружающей действительности, активно выражая свое отношение к ним.
Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. В изобразительной деятельности сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в своей работе.
Многие современные педагоги придают большое значение взаимосвязи развития речи с игрой.
Развитие речи осуществляется в самостоятельной игре детей. Воспитателю со своей стороны необходимо не только предоставить ребёнку материал, место для игры, но и обогатить, уточнить его знания о предметах и явлениях окружающего мира, научить способам действия и потребность воспроизводить их в игре.
« Взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлёк из неё пользу, приобретая больше знаний». Эффесий Гераклит.
В игре формируется умение выражать свои мысли в слове, развивается способность к суждениям, умозаключениям, дети учатся доказывать свое мнение, договариваться о действиях с другими.
Когда дети играют, они не только действуют с игрушками и манипулируют, они ещё всегда объясняют, что именно делают. Без объяснения невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причём речь, объясняющая игру, всегда кому-то адресована. Без договорённости и без взаимного понимания игровая ситуация распадается.
Так обычные наблюдения делали игру более оживленной, у детей появлялись новые замыслы для сюжетов. Это явилось показателем того, что в ходе игры дети стали логически размышлять, фантазировать, осуществлять свой замысел. Во время совместных игр поощрялись самостоятельные высказывания. Ребенок в роли мамы разговаривал с куклой-дочкой, спрашивая: «Тебе дочка не холодно?», «Может быть ты хочешь кушать?», «Куда бы ты хотела пойти гулять?».
Необходимо постоянно уделять внимание активизации речи детей в самостоятельных играх, тогда между детьми быстрее налаживается речевое общение, а игровой процесс обогащается новым содержанием.
Постепенно речь детей обогащается, становится более красочной и выразительной. Таким образом, в игре создаются условия для упражнения в связной, диалогической речи и в рассказывании.
Параллельно с этой работой используются дидактические, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивают речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, определять выбор игр и игровых увлечений посредством речи.
Во время совместных, дидактических и настольных игр детьми даётся конкретная характеристика предмета и связанного с ним действия. «Расскажи, как дети готовятся к игре?», «Какие правила надо соблюдать в этой игре?», «Как надо вести себя во время игр с ребятами группы?»
Синтаксическая сторона речи совершенствуется также в играх – инсценировках и драматизациях по мотивам сказок и литературных произведений.
Дети соединяют слова и словосочетания в предложения, наделяя их особой эмоциональной окрашенностью, выражающейся специальной интонацией. Дошкольники заимствуют из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи. Старшие дошкольники охотно играют в сказки: «Репка», «Колобок», «Лиса, петух и лиса», «Муха – цокотуха» и др.
Итак, во всех видах игр у детей накапливается опыт действий с предметами. Этот опыт реализуется и закрепляется в общении. Речевое общение прочно входит в жизнь ребёнка, перестраивая его поведение, влияя на познавательные процессы.
Так постепенно, дети приобщаются к пониманию смыслового содержания игровой задачи и вместе с тем находят способы более точного и конкретного речевого описания.
В развитии словаря старшего дошкольника большое место занимает ознакомление с окружающим миром: наблюдения, прогулки и экскурсии, в ходе которых полученные знания и представления находят выражение в точном названии (обозначении) тех или иных предметов и явлений, их качеств, взаимосвязей.
Например, при наблюдении за погодой дети учатся понимать слова с прямым и переносным значением: злая зима, колючий ветер, лес дремлет, ручьи бегут.
Рассказывая о хвойном дереве, дети объединяют слова в тематический ряд, который называется семантическим полем: хвоя - ствол - ветви - зелёная - пушистая - растёт - стареет.
Наглядность явлений природы, возможность повторных наблюдений создают условия, для правильного закрепления материала воспринятого в речи. Многообразие форм, звуков, красок природы даёт материал для сравнения, обобщения, описания предметов и явлений.
Так, на экскурсии в парк и в последующей беседе с детьми уточняются знания. «Какие деревья мы видели в парке?» «Берёзы, тополя, рябины», - вспоминают дети. «Как мы назовём все эти деревья - лиственные».
Наряду с указанными вопросами, целесообразно предложить детям усложнения: «Почему можно сказать, что наступила осень? Что изменилось в парке, в огороде? Почему улетают птицы? Как греет сейчас солнце? А летом?» и т. д. Такие вопросы не просто напоминают детям об экскурсии, прогулке, но побуждают их искать причину явлений, устанавливать связи между ними, подводят к осознанию закономерностей, связанных с сезонными изменениями в природе. Постепенно у детей возникает потребность высказывать своё мнение, делиться впечатлениями об увиденном и услышанном в окружающей природе.
Ознакомление с природой предполагает познание процессов развития некоторых элементарных связей и закономерностей. Наблюдая природу, ребёнок учится находить и правильно объяснять взаимосвязь предметов и их изменений в соответствии со временем, обстоятельствами, т.е. объяснять сущность явлений.
Обогащение словаря, расширение представлений и речевых суждений происходит и во время исследования объектов природы.
Многие свойства снега дети усваивали во время зимних игр. Во время эксперимента устанавливали, что в теплую погоду снег липкий (из него лепят снежные фигурки); тяжелый (иногда трудно поднять комок без помощи других); сырой (после прогулки одежда, обувь влажная). Дети отвечали на вопросы о свойствах снега в морозную погоду снег рыхлый, мягкий, пушистый, рассыпается.
Для закрепления сравнивали таяние снега уложенного в форму плотно и рыхло; таяние льда и снега; таяние кусочков льда и снега в холодной и теплой воде.
Во время игр с песком дети устанавливали его свойства: сухой песок – рассыпается, он светлый, легкий; влажный песок – лепится, темный, тяжелый. Для сравнения насыпали одинаковое количество сухого и влажного песка в одинаковые ведерки и сравнивали по весу.
Тактильные действия с разными материалами помогали обогатить словарь детей и закрепить в речи особенности природного материала – песка (сыпучий, рыхлый, намокает, прилипает, высыхает, твердеет и т.д.)
Все полученные представления дети закрепляли в игровой деятельности, строительно-сюжетных играх, с использованием конструктивных и трудовых навыков.
Чтобы обеспечить развитие словаря детей, рекомендуется наряду со специальными занятиями шире привлекать ситуации из повседневной жизни, которые представляют больше возможностей для закрепления речевых навыков.
Наблюдения специалистов показывают, что чаще всего оживлённые диалоги возникают при совместном выполнении трудовых действий, каких - либо заданий.
Детям дошкольного возраста очень трудно выполнять работу молча. Они обязательно сопровождают свои действия словами, в особенности, если рядом находятся другие дети, которые эти слова услышат и ответят. Каждое действие в совместном труде, например, во время наведения порядка в шкафчике или во время ухода за комнатными растениями, сопровождается речью, объяснением своих действий. Дошкольники задают вопросы, дают оценку своих действий и качеству выполняемых заданий сверстниками.
Для усвоения лексической стороны речи, работы над смысловым содержанием слов, во время режимных процессов создаются речевые ситуации, позволяющие упражняться в употреблении определённых слов.
У детей формируется умение рассуждать, объяснять и доказывать свою точку зрения. После выполненной работы, вместе со сверстниками обсуждаются ответы на вопросы (« Кто сегодня был самый трудолюбивый?», «Что полезного мы сделали?», « Какие предметы были сегодня нашими помощниками?») В утреннее и вечернее время создаются условия для проявления речевой активности каждого ребёнка.
Существуют разные игры, и все они нужны и по-своему полезны детям. Многие из спортивных упражнений и игр существуют с незапамятных времён и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения, наполняет их новым содержанием.
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, лазание, бросание и ловля, упражнения с предметами – и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт возможность для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребёнок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха.
Перед выбором игры дети обсуждают, во что бы они хотели бы поиграть. Затем повторяют правила игры, выбирают считалкой водящего, обговаривают свои действия, использование во время игр предметов (обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка, кегли и т.д.)
Во время проведения подвижных игр с детьми проговариваются слова текстов: игра «Мышеловка» - (ах, как мыши надоели, всё погрызли, всё поели…), игра «Два Мороза» (кто из вас друзья решится в путь дороженьку пуститься, не боимся мы угроз и не страшен нам мороз).
С детьми обговариваются возможные действия с предметами и гимнастическими снарядами (перепрыгнуть, пролезть, размахнуться, бросить, перешагнуть, поднять и т.д.). Перед началом выполнения упражнений, уточняются правила безопасного использования атрибутов относительно себя и сверстников (не размахивать, стоять впереди, передавать над головой, переносить перед собой, нести осторожно и т.д.).
Тем самым, во время спортивных игр и упражнений обобщаются знания, расширяется глагольный словарь, широко используется словесные описания во время рассматривания, выбора и манипуляций с предметами.
В коррекционных целях следует использовать выполнение работы небольшими частями. Такое деление способствует переключению видов деятельности, повышая их работоспособность, отсрочивая утомление, помогая вовремя включиться в деятельность, нормализуя темп работы. Специфика построения физкультурной деятельности определяется особенностями детей с общим недоразвитием речи – их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. Чередование объяснения с выполнением упражнений решает еще воспитательные задачи: воспитание выдержки, быстрое включение в деятельность, чувство ритма, умение быстро переключаться с одного задания на другое.
Заключение:
Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью формирования его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность, более раскрепощено общаться со сверстниками и взрослыми людьми.
Связь развития речи с другими формами работы позволяет проследить следующие изменения:
- Дети стали чувствительнее к многообразию слов, стараются подбирать слова и словосочетания для выражения своих мыслей.
- Употребляют во время воплощения художественного замысла средства выразительности, меньше делают логических ошибок.
- Проговаривают в разных видах деятельности, ранее усвоенные слова и понятия.
- Активно используют в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания
- При организации игр разного содержания обговаривают свои действия, ведут диалог.
- В повседневной жизни: в детском саду и дома дети становятся более раскрепощёнными во время общения со сверстниками и взрослыми.
В процессе работы по развитию речи решаются не только речевые, но и воспитательные задачи: дети стали внимательнее слушать рассказы воспитателя и детей, помогать друг другу в случае затруднения. Замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно их исправлять.
Расширение содержания потребности в общении, направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими явлениями природы, предметно-практической и художественной действительности.
Литература:
1.В. Нищева «Система коррекционной работы»,С-Петербург, 2001г
2.О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи», Москва, 2010г.
3. Н.В.Новоторцева «Развитие речи детей»,Ярославль «Академия развития», 1996г.
4.Л.Г.Антонова «Развитие речи «Уроки риторики», Ярославль, «Академия развития», 1997г.
5.Н.А.Завьялова «Готовимся к школе», Москва,1969г
6.Е.Ф.Шершенева «Нравственное воспитание маленьких детей в семье» Москва,1967г
7.Б.В.Бушелева «О культуре поведения», Москва,1974г
8.Д.В. Менджерицкая «Воспитание детей в игре» Москва, 1983г.
9.В.Я. Воронова «Творческие игры старших дошкольников» Москва, 1987г.
10.А. Васильева «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» Москва, 1986г.
11.А.В. Запорожец «Игра в развитии ребенка» (Психология и педагогика игры дошкольников) Москва, 1966г.
12.Н.Я. Михайленко «Игра с правилами в дошкольном возрасте» «Дошкольное воспитание», 1987г. № 10
13.Д.Б. Эльконин «Психология игры» Москва, 1999г.
14.Л.С. Выготский «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» «Вопросы психологии», 1966г. №6
15. Л.В. Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» Москва, 1992г.