Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Город, что сердцу дорог
11 минут 7226 2211

Город, что сердцу дорог

ZHUCHKOVA fotoДорогие друзья, мы рады представить вам педагогов высшей квалификационной категории детского сада № 196 "Маячок" города Тольятти Самарской области - Болоцкую Елену Васильевну (старший воспитатель) и Жучкову Татьяну Николаевну (воспитатель). Сегодня Елена Васильевна и Татьяна Николаевна с радостью делятся с нами своим профессиональным опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ и родителям.

 Краткий комментарий к статье от авторов:

«О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов».

 Увлекательного чтения...


 Город, что сердцу дорог

 В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.    

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.

В детском саду создана единая социальная среда. Наличие краеведческого центра, русской горницы с предметами и элементами быта, оформленных игровых центров в группе, настенного макета нашего района и др. – все это помогло нам углубленно вести работу по данной теме.

Подобная работа не могла быть эффективной без проведения экскурсий, викторин, праздников, которые организовывались совместно с родителями - все это создавало у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений шло легко и непринужденно.

Наш детский сад расположен в очень красивом и живописном месте Комсомольского района г. Тольятти - на берегу Жигулёвского водохранилища. Ведя беседу о реке Волге, Жигулёвских горах мы выявили, что у детей недостаточно сформированы знания об историческом прошлом нашего города. Чтобы сформировать у ребят целостное представление, необходимо дать сведения исторического характера, подчёркивая связь прошлого, настоящего и будущего. Решать эту проблему нам, педагогам, в одиночку было сложно, поэтому мы привлекли родителей наших воспитанников, начав свою работу с анкетирования - «Знаешь ли ты историю своего города». Очень интересным и познавательным было выступление родителей с использованием фотоматериала, родственники которых жили в г. Ставрополе еще до его затопления.

Изучая прошлое города, мы отмечали, что сегодня Тольятти – промышленный, научный, культурный центр. Город растет и хорошеет!

Родители вместе с детьми готовили материал о месте своей работы: заводе, фабрике и т.д. Наиболее интересные рассказы, сопровождающиеся фотографиями, были представлены детям.

Мы живем в Комсомольском районе, именно в нем, как ни в одном районе нашего города, большинство улиц названы в честь комсомольцев - героев войны: Ульяны Громовой, Лизы Чайкиной, Любови Шевцовой, Александра Матросова, Сергея Тюленина, Олега Кошевого, Зои Космодемьянской и др.

Родителям вместе с детьми было предложено пройтись по улицам нашего района, познакомить их с названием улиц и историей героев, в честь которых они названы. Перед детьми стоял вопрос: «А кто эти люди?», «Что героического совершили они?».

Реализация проектов «Моя родная улица», «Моя родословная» (см. фото 1,2) позволила организовать совместную работу детей и родителей по сбору фотоматериалов о героях и архитектурных сооружениях, которые находятся на их улицах. В детском саду, на макете, поместили фотографии героев, значимых сооружений, домов, воспитатели подобрали художественную литературу по военной тематике. Продолжением стало накопление материала для будущего проекта «Фронтовые дороги прадедушек и прабабушек».

«Экскурсия по Комсомольскому району города Тольятти»

Задачи: Продолжать знакомство с достопримечательностями города, напомнить его место расположения (берег реки Волги). Закрепить знания о районах города: Автозаводский, Центральный, Комсомольский. Дать знания о промышленности, транспорте, достопримечательностях родного района, прививать к нему интерес. Развивать логическое мышление, память, умение выслушивать друг друга и совместно работать.

Словарь:Тольяттинец, продукция, очистительные сооружения.

Совместная деятельность:

  • рассматривание фотографий “Мой город”;
  • рассматривание иллюстраций в рекламно-информационных альбомах;
  • экскурсии по городу;
  • разучивание песен и стихотворений о городе, о Волге;
  • изготовление макетов нашего района;
  • изготовление альбомов «Улица, на которой я живу»
  • изобразительная деятельность “Любимый город”, “Моя улица”;
  • рассматривание фотографий с достопримечательностями города

Взаимодействие с семьей:

  • экскурсии: на завод, по городу, на Волгу;
  • рассказы родителей о своей профессии, где и кем работают;
  • составление рассказов “Город мой, нет на свете чудесней…”, “Я живу в Тольятти”;
  • составление альбома “Тольятти – мой город”;
  • проекты «Моя родословная», «Моя родная улица»
  • экскурсии к памятникам (В.Татищеву, Воинам-интернационалистам, к памятнику Верности, комсомольцам – героям У.Громовой, А. Матросову).

Ход:

В: Ребята, сегодня нам предстоит экскурсия по нашему району (раздаётся стук в дверь и появляется сказочный персонаж Незнайка).

Н: (Незнайка): Здравствуйте ребята! Скажите, куда я попал? Ответы детей.

Н: А в каком городе вы живёте? Ответы детей.

В: Незнайка, а ты знаешь вблизи какой реки расположен наш город?

Н: Нет!

В: Ребята, подскажите Незнайке ответ.

Н: А в каком районе города вы живёте? Ответы детей.

Н: А почему он так называется? Ответы детей.                                

Н: А какие ещё районы, кроме Комсомольского есть в вашем городе? Ответы детей.                                

В: Незнайка, а мы с ребятами идём сейчас на экскурсию по нашему району. Хотел бы ты отправиться с нами? Незнайка соглашается.

В: Экскурсия начнётся с нашего детского сада. На какой улице расположен наш детский сад «Маячок»? Ответы детей (называют улицу).

Н: А что можно увидеть из окна вашей группы?

Ответы детей: Жигулёвские горы, река Волга.

Н: А какой водный транспорт вы знаете? Ответы детей.

Н: А что интересного можно увидеть на улице Коммунистической?

Ответы детей: Речной порт, народный суд, дом культуры, библиотеку и т.д.

В: Незнайка, а мы тебе сейчас всё покажем (показ открыток, фотографий)

Н: А что в вашем районе только одна улица?

Показ улиц на макете района. Дети рассказывают именами, каких героев названы многие улицы. Вспоминают, что эти герои отдали свои жизни, защищая нашу Родину.

Н:   А что интересного ещё в вашем районе? Ответы детей. Показывают церковь Святой Царицы Тамары, парк отдыха, мясокомбинат, универмаг и др.

Н: А что производят на мясокомбинате? Ответы детей.

Игра «Разложи картинки»

Дети раскладывают карточки с изображением товаров, которые производят на   предприятиях города.

В: Эти предприятия выпускают важную и нужную для людей продукцию, но в тоже время они сильно загрязняют окружающую природу, наносят ущерб городу и нашему району. Какой выход из этой ситуации можно найти?

 Дети предлагают посадить много деревьев, установить на предприятиях системы очистки, применять при строительстве зданий экологически чистые материалы.

Н: Забыл вас спросить, а знаете ли вы свой домашний адрес? Дорогу домой найдёте без пап и мам?

Игра «Лабиринт»

Дети получают карточки-схемы, на которых маркером обозначают свой путь от детского сада до своего дома. Затем, по очереди, рассказывают о своей дороге домой (что интересного видят по пути домой).

Н: Если вы живёте в городе Тольятти, то, как будут называться жители города? (тольяттинцы, девочки – тольяттинки, мальчики – тольяттинцы).

Н: Благодарит за интересное путешествие по району и, попрощавшись, уходит.

Итогом всей работы является проведение игра «Зарница» и возложение живых цветов к стеле А. Матросова. (см. фото 3.)

Используемая литература:

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Антонов Ю.Е. великой победе посвящается. Праздники в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2011.

3. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.1973.

4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщениедетей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. СПб: Детство- Пресс.-2000.

6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.

7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Линка – Пресс, М., 2003.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2000 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6534 677