Дорогие друзья, мы рады представить вам педагогов высшей квалификационной категории детского сада № 196 "Маячок" города Тольятти Самарской области - Болоцкую Елену Васильевну (старший воспитатель) и Жучкову Татьяну Николаевну (воспитатель). Сегодня Елена Васильевна и Татьяна Николаевна с радостью делятся с нами своим профессиональным опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов».
Увлекательного чтения...
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.
В детском саду создана единая социальная среда. Наличие краеведческого центра, русской горницы с предметами и элементами быта, оформленных игровых центров в группе, настенного макета нашего района и др. – все это помогло нам углубленно вести работу по данной теме.
Подобная работа не могла быть эффективной без проведения экскурсий, викторин, праздников, которые организовывались совместно с родителями - все это создавало у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений шло легко и непринужденно.
Наш детский сад расположен в очень красивом и живописном месте Комсомольского района г. Тольятти - на берегу Жигулёвского водохранилища. Ведя беседу о реке Волге, Жигулёвских горах мы выявили, что у детей недостаточно сформированы знания об историческом прошлом нашего города. Чтобы сформировать у ребят целостное представление, необходимо дать сведения исторического характера, подчёркивая связь прошлого, настоящего и будущего. Решать эту проблему нам, педагогам, в одиночку было сложно, поэтому мы привлекли родителей наших воспитанников, начав свою работу с анкетирования - «Знаешь ли ты историю своего города». Очень интересным и познавательным было выступление родителей с использованием фотоматериала, родственники которых жили в г. Ставрополе еще до его затопления.
Изучая прошлое города, мы отмечали, что сегодня Тольятти – промышленный, научный, культурный центр. Город растет и хорошеет!
Родители вместе с детьми готовили материал о месте своей работы: заводе, фабрике и т.д. Наиболее интересные рассказы, сопровождающиеся фотографиями, были представлены детям.
Мы живем в Комсомольском районе, именно в нем, как ни в одном районе нашего города, большинство улиц названы в честь комсомольцев - героев войны: Ульяны Громовой, Лизы Чайкиной, Любови Шевцовой, Александра Матросова, Сергея Тюленина, Олега Кошевого, Зои Космодемьянской и др.
Родителям вместе с детьми было предложено пройтись по улицам нашего района, познакомить их с названием улиц и историей героев, в честь которых они названы. Перед детьми стоял вопрос: «А кто эти люди?», «Что героического совершили они?».
Реализация проектов «Моя родная улица», «Моя родословная» (см. фото 1,2) позволила организовать совместную работу детей и родителей по сбору фотоматериалов о героях и архитектурных сооружениях, которые находятся на их улицах. В детском саду, на макете, поместили фотографии героев, значимых сооружений, домов, воспитатели подобрали художественную литературу по военной тематике. Продолжением стало накопление материала для будущего проекта «Фронтовые дороги прадедушек и прабабушек».
«Экскурсия по Комсомольскому району города Тольятти»
Задачи: Продолжать знакомство с достопримечательностями города, напомнить его место расположения (берег реки Волги). Закрепить знания о районах города: Автозаводский, Центральный, Комсомольский. Дать знания о промышленности, транспорте, достопримечательностях родного района, прививать к нему интерес. Развивать логическое мышление, память, умение выслушивать друг друга и совместно работать.
Словарь:Тольяттинец, продукция, очистительные сооружения.
Совместная деятельность:
- рассматривание фотографий “Мой город”;
- рассматривание иллюстраций в рекламно-информационных альбомах;
- экскурсии по городу;
- разучивание песен и стихотворений о городе, о Волге;
- изготовление макетов нашего района;
- изготовление альбомов «Улица, на которой я живу»
- изобразительная деятельность “Любимый город”, “Моя улица”;
- рассматривание фотографий с достопримечательностями города
Взаимодействие с семьей:
- экскурсии: на завод, по городу, на Волгу;
- рассказы родителей о своей профессии, где и кем работают;
- составление рассказов “Город мой, нет на свете чудесней…”, “Я живу в Тольятти”;
- составление альбома “Тольятти – мой город”;
- проекты «Моя родословная», «Моя родная улица»
- экскурсии к памятникам (В.Татищеву, Воинам-интернационалистам, к памятнику Верности, комсомольцам – героям У.Громовой, А. Матросову).
Ход:
В: Ребята, сегодня нам предстоит экскурсия по нашему району (раздаётся стук в дверь и появляется сказочный персонаж Незнайка).
Н: (Незнайка): Здравствуйте ребята! Скажите, куда я попал? Ответы детей.
Н: А в каком городе вы живёте? Ответы детей.
В: Незнайка, а ты знаешь вблизи какой реки расположен наш город?
Н: Нет!
В: Ребята, подскажите Незнайке ответ.
Н: А в каком районе города вы живёте? Ответы детей.
Н: А почему он так называется? Ответы детей.
Н: А какие ещё районы, кроме Комсомольского есть в вашем городе? Ответы детей.
В: Незнайка, а мы с ребятами идём сейчас на экскурсию по нашему району. Хотел бы ты отправиться с нами? Незнайка соглашается.
В: Экскурсия начнётся с нашего детского сада. На какой улице расположен наш детский сад «Маячок»? Ответы детей (называют улицу).
Н: А что можно увидеть из окна вашей группы?
Ответы детей: Жигулёвские горы, река Волга.
Н: А какой водный транспорт вы знаете? Ответы детей.
Н: А что интересного можно увидеть на улице Коммунистической?
Ответы детей: Речной порт, народный суд, дом культуры, библиотеку и т.д.
В: Незнайка, а мы тебе сейчас всё покажем (показ открыток, фотографий)
Н: А что в вашем районе только одна улица?
Показ улиц на макете района. Дети рассказывают именами, каких героев названы многие улицы. Вспоминают, что эти герои отдали свои жизни, защищая нашу Родину.
Н: А что интересного ещё в вашем районе? Ответы детей. Показывают церковь Святой Царицы Тамары, парк отдыха, мясокомбинат, универмаг и др.
Н: А что производят на мясокомбинате? Ответы детей.
Игра «Разложи картинки»
Дети раскладывают карточки с изображением товаров, которые производят на предприятиях города.
В: Эти предприятия выпускают важную и нужную для людей продукцию, но в тоже время они сильно загрязняют окружающую природу, наносят ущерб городу и нашему району. Какой выход из этой ситуации можно найти?
Дети предлагают посадить много деревьев, установить на предприятиях системы очистки, применять при строительстве зданий экологически чистые материалы.
Н: Забыл вас спросить, а знаете ли вы свой домашний адрес? Дорогу домой найдёте без пап и мам?
Игра «Лабиринт»
Дети получают карточки-схемы, на которых маркером обозначают свой путь от детского сада до своего дома. Затем, по очереди, рассказывают о своей дороге домой (что интересного видят по пути домой).
Н: Если вы живёте в городе Тольятти, то, как будут называться жители города? (тольяттинцы, девочки – тольяттинки, мальчики – тольяттинцы).
Н: Благодарит за интересное путешествие по району и, попрощавшись, уходит.
Итогом всей работы является проведение игра «Зарница» и возложение живых цветов к стеле А. Матросова. (см. фото 3.)
Используемая литература:
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Антонов Ю.Е. великой победе посвящается. Праздники в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2011.
3. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.1973.
4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщениедетей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. СПб: Детство- Пресс.-2000.
6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.
7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Линка – Пресс, М., 2003.