Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Носовой Мариной Анатольевной, заместителем директора по УВР ГКОУ СО «Пышминский детский дом» поселка Пышма, Свердловской области. Сегодня Марина Анатольевна с радостью предлагают вашему вниманию статью «Ключ к его тайне», из которой мы узнаем об организации педагогического процесса с подростками. Статья будет интересна педагогам и родителям.
Краткий комментарий от Марины Анатольевны:
«Каждый растущий человек уникален и неповторим. Суметь найти ключ к его тайне - не только долг, но и поистине святое предназначение каждого педагога. Работа с детьми – нравственно ответственное дело, которое требует овладения методами педагогического проектирования. Подросток, выброшенный из поля социально – правовой защиты, ищет эмоциональную поддержку и находит ее среди тех, кто попал в такое же положение».
Увлекательного чтения...
Асоциальное поведение взрослых, масштабы которого значительно возросли в последнее время, стимулирует развитие аналогичных проявлений в детско – подростковой среде. Бессобытийность и обыденность жизни многих молодых людей детерминируют различные виды отклоняющегося поведения: склонность к переживаниям, непредсказуемым действиям, тяготение к острым ощущениям, к экстремистским выходкам.
Большинство молодых людей в период взросления чувствуют себя потерянными и лишними – без цели, без идеалов, без перспективы. Как правило, такие люди страдают от одиночества и отчуждения, но делают вид, что у них все превосходно. Они не уверены в себе, но играют в самоуверенность за свои поступки, действия. Подчас у них хамство проявляется открыто и грубо, причем просто так, без каких – либо на то причин. Эгоцентризм мешает им обнаружить позитивный смысл своих действий, изменить что – либо в себе. Повышенная раздражительность и активно проявляющая себя безответственность свидетельствует о наличии, скорее всего, проблемы психофизиологической, нежели педагогической. Выброс гормонов в организм стимулирует закрепление подобных привычек у растущего ребенка. Пик проявления таких поведенческих отклонений приходится на 11-12 лет, при особом обострении это бывает в 15 – 16 лет, когда подросток осваивает стереотипы социального поведения. Нормальное течение подросткового период сопровождается сменой сфер общения, переносом акцента со значимых взрослых, на значимых сверстников.
Для взрослеющего подростка авторитет сверстничества всегда важнее авторитета родителей, особенно если ему неуютно а семье. В детско – подростковом сообществе ребенок. Сравнивает себя с другими, подражает совместно выработанным социальным нормам поведения. Ощутить свою принадлежность к другим, значимым людям – зачастую единственный способ для подростка преодолеть одиночество.
Соучастие в судьбе подростка – это выполнение взрослым особой миссии педагога. Миссии, которая предполагает совместное движение (ребенка и взрослого) к истинным человеческим ценностям – пониманию человека – человеком.
Взаимосвязь и взаимообусловленность мотивации и поступков человека – это аспект нравственного воспитания, который представляет наибольшую значимость и должен быть в центре внимания педагогов, формирующих личность.
Постоянная тренировка в нравственных поступках приводит к тому, что привычка к правильным действиям становилась для подростков жизненной нормой.
«Видеть хорошее в человеке», - отмечает Макаренко, - всегда трудно…Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать».
Каждый растущий человек уникален и неповторим. Суметь найти ключ к его тайне - не только долг, но и поистине святое предназначение каждого педагога. Работа с детьми – нравственно ответственное дело, которое требует овладения методами педагогического проектирования. Подросток, выброшенный из поля социально – правовой защиты, ищет эмоциональную поддержку и находит ее среди тех, кто попал в такое же положение.
В работе с такими детьми очень важно правильно организовать педагогический процесс – совместное движение педагогов и воспитанников к целям образования, если под образованием понимать не только традиционное воспитание и обучение, но и такие его составляющие, как взросление, самоопределение, реабилитация, социализация, развитие и саморазвитие личности.
«Если мы хотим воспитать культурного человека, то мы должны для этого сделать»:
- дать ему образование (желательно среднее);
- дать ему квалификацию;
- дисциплинированность;
- воспитать чувство долга, понятие чести, ответственности;
- добиваться, чтобы он был вежлив, добрым, суровым и беспощадным (в зависимости от условий его жизни и борьбы);
- быть активным организатором, владеть собой, быть настойчивым и закаленным, уважать коллектив и наказание;
- быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь;
- он должен быть счастлив.
«Великий педагог придерживается принципиальной позиции: каждый воспитанный им человек должен быть полезен обществу, а всякое иное положение есть обезличка», - А.С. Макаренко.
Список использованной литературы:
- Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. – М. : Академия, 2000. – 192 с.Грецов, А. Практическая психология для подростков и родителей [Текст] / А. Грецов. – СПб. : Питер, 2007. – 224 с.
- Грибанова, Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома [Текст] / Г.В. Грибанова. // Дефектология. – 1993. – № 6. – С. 13-18.
- Кравцова, Е. М. Некоторые аспекты социализации детей и подростков, воспитывающихся вне семьи [Текст] / Е. М. Кравцова // Детский дом. – 2006. – №1 (18). – С. 15-18.
- Мардахаев Л. В. Социальная педагогика [Текст] : учебник / Л.В. Мардахаев. – М. : Гардарики, 2005. – 269 с.
- Сидорова, Л. К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей [Текст] / Л.К. Сидорова. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 112с.
- Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] / под ред. М.А. Галагузовой. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 416 с.