Дорогие друзья, мы рады представить вам Михайлову Ольгу Валерьевну, воспитателя первой квалификационной категории СП детский сад «Алёнушка» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Ольга Валерьевна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по определению психологического состояния ребенка через рисование. Статья будет интересна воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Валерьевны:
«Детские рисунки – это своеобразное зеркало маленькой души вашего ребенка, вход в его внутренний мир. По этим рисункам без проблем определяется отношение малыша к близким, к семье, к детскому саду и школе, а также это отражение его страхов и мечтаний.»
Профессионального чтения…
Ручки, ножки, огуречик - получился человечек!
Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.
Хотелось сегодня сделать анализ детских рисунков. Все мы в детстве рисовали, карандашами, красками. Теперь рисуют наши дети. А ведь по рисунку можно увидеть все, что творится в душе ребенка. Ведь в рисунке скрыто очень много важного как для ребенка, так и для родителей. Рисунок малыша является речью, то, что он не может сказать словами, выражает с помощью листа бумаги и карандаша.
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника.
Большинство детей любят рисовать. Ими движет не столько желание изобразить окружающий мир на бумаге, сколько стремление отразить в рисунке свое осмысление действительности, своего места в этом мире, своих переживаний. Детский рисунок – это целая повесть о том, как живется ребенку и, конечно, о том, какие фантазии его одолевают. Для ребенка рисовать не менее важно, чем учить английский язык или математику. Не забывайте обеспечить возможность Вашим детям рисовать, не смотрите на это занятие как на второстепенное и неважное, помогите детям.
Мы же можем тоже почерпнуть много полезного, разглядывая творения наших детей. Конечно, мы не станем ставить диагнозов, а всего лишь постараемся оценить общее эмоциональное состояние ребенка, чтобы вовремя прийти ему на помощь в случае неблагополучия. Ну а более детальную работу оставим специалистам.
Создайте условия для анализа рисунка
Прежде всего, нам надо выбрать рисунки для анализа. Подойдут не любые из них, нужно учесть несколько обязательных условий.
- Во-первых, психологи берутся делать какие-либо выводы только после исполнения ребенку 5 лет. Более ранние рисунки сложно трактовать. Последуем и мы этой традиции.
- Во-вторых, нужно попросить ребенка нарисовать рисунок на определенную тему (например, «Моя семья», «Я дома» и т.д.).
- В-третьих, рисунок должен быть сделан карандашами. В этом случае Вы сможете проанализировать нажим, виды штриховки и т.п.
- В-четвертых, надо проводить анализ в тот день, когда у ребенка не было сильных переживаний и впечатлений, чтобы это не отразилось на рисунке.
- В-пятых, роль взрослого очень серьезна. Важно, чтобы Вы не вмешивались в процесс создания рисунка, не комментировали его, не задавали лишних вопросов. Ваша задача тихонечко сидеть и наблюдать, в каком порядке появляются персонажи на бумаге, и вообще, за тем, как рисует Ваше чадо. И только в конце спросите, что и кого именно нарисовал ребенок, возможно, придется уточнить еще какие-то детали.
- В-шестых, желательно судить о состоянии ребенка не по одному рисунку. Ну мало ли, приболел малыш, загрустил, пережил какие-то сильные впечатления. Для большей объективности проанализируйте 2-3 рисунка с разницей в неделю.
Чего не надо делать:
- Не надо анализировать рисунки, сделанные по шаблону (например, на уроке ИЗО).
- Не надо пытаться анализировать то, что Вы не понимаете, во избежание ложного трактования рисунка.
- Не надо толковать рисунки и высказывать свои суждения при ребенке.
Как анализировать?
Итак, рисунок готов. Вы наблюдали процесс его создания и узнали у ребенка, что именно он изобразил. Затем рассмотрите рисунок подробнее.
Общее впечатление
Внимательно посмотрите на рисунок. Какие эмоции он у Вас вызывает? Какими словами Вы бы описали рисунок? Веселый он или грустный, тяжелый или легкий, светлый или темный и т.п.? Если работа оставляет негативные впечатления, подумайте, все ли благополучно у ребенка в эмоциональном плане.
Палитра
Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:
- темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
- зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
- красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
- желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
- фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
- коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
- черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
- серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
Проанализируйте цветовую гамму, использованную в рисунке. Теплые тона: оранжевый, желтый, розовый, и спокойные холодные цвета: зеленый, голубой и синий, свидетельствуют о благополучном эмоциональном состоянии ребенка. Кроме того, подвижные дети часто выбирают яркие краски. Тихие же, скромные дети могут рисовать темными и бледными цветами, серым и даже черным цветом. Дети обычно используют 5-6 цветов. Если в рисунке задействовано больше цветов, возможно, Ваш ребенок очень чувствителен, эмоционально богат. Если он рисует всего 1-2 цветами (при условии, что выбор карандашей не был ограничен), можно заподозрить внутреннее неблагополучие. Выбор синего цвета может означать тревогу, красного – агрессию, черного – депрессию. Рисует только простым карандашом (т.е. не использует цвет) – быть может, в жизни ребенка не хватает ярких впечатлений? Самых важных персонажей дети обычно рисуют ярче, тех, кто не нравится или не является важным, - черным или коричневым цветом.
Содержание и композиция
Обычно дети стараются рисовать достаточно крупных персонажей, занимая большую часть листа, центр листа заполнен, герои в открытых дружелюбных позах. Если ребенок очень уж мельчит или не рисует в центре листа, возможно, у него занижена самооценка, может быть, кто-то из старших слишком довлеет над ним? Наиболее важные люди и предметы изображаются, как правило, первыми, они крупнее и располагаются выше (если рассматривать вертикальную ось), либо персонажи стоят на одном уровне. Если ребенок нарисовал себя под остальными членами семьи, возможно, с его мнением не считаются, не считают его важным. Чем ближе отношения у членов семьи в жизни (по мнению ребенка), тем ближе он изображает их на бумаге, часто они протягивают друг другу руки или даже держатся за руки. Психологическая разобщенность, антипатия отражается более удаленным расположением персонажа относительно остальных героев. Если ребенок рисует себя далеко от мамы с папой или даже отделяет себя стеной или забором, а сестренку или братишку (или какой-то предмет, например, телевизор) рядом – это повод задуматься, достаточно ли Вы уделяете ему внимания, не чувствует ли он себя лишним? Любимых людей дети могут раскрашивать ярче, часто тем же цветом, что и себя, могут украсить их одежду мелкими деталями. Случается, что ребенок может «забыть» нарисовать кого-то из членов семьи, или нарисовать его со спины. Опять же подумайте, каковы отношения у ребенка с этим человеком, насколько они близки. Если ребенок не нарисовал себя, возможно, ему не хватает Вашей любви и тепла и он чувствует себя одиноким. Бывает, что на рисунке появляются несуществующие персонажи, например, братик-малыш. Возможно, ребенку не хватает общения с другими детьми, его не устраивает эмоциональный фон в семье. Хорошо, если члены семьи заняты общим делом, значит атмосфера в семье вполне благополучная.
Детали
Появление на рисунке солнца, птиц, цветов (или других символов) – положительный признак. Вместе с тем если солнце нарисовано внутри помещения, убедитесь, что ребенку комфортно дома, он чувствует вашу к нему заботу. Если на рисунке слишком много мелких деталей, возможно, ребенок считает важным следовать правилам, держит эмоции в себе. Закрытые замки, шкафы и т.п. – запреты, налагаемые взрослыми. Рассмотрите самих героев рисунка. Сильно угловатые фигуры у мальчиков могут свидетельствовать о мужественности. Большая голова - признак ума. Обратите внимание на глаза. Если они слишком большие, это может говорить о внутренних тревогах или о том, что данный персонаж, по мнению, ребенка нуждается в помощи. Далее разглядываем рот. Если все хорошо, то персонажи улыбаются. Если же у них слишком выделен рот, возможно, их прототипы чересчур много ругаются или делают ребенку бесконечные замечания. При сильном дискомфорте от такого человека ребенок может даже нарисовать персонажа безо рта. Сильно прорисованные зубы могут свидетельствовать об агрессии или желании защититься. Уши дошкольники могут не рисовать вовсе, поэтому не стоит пугаться. А вот если у всех персонажей они есть, а у кого-то одного нет, значит, он не слушает критику о себе. Человек с большими ушами, наоборот, прислушивается к окружающим. Обратим внимание на руки. Длинные руки с множеством пальцев могут говорить о хорошем физическом развитии ребенка, о силе; короткие или спрятанные – слабость, неспособность что-либо изменить. Поднятые руки – могут свидетельствовать о ссоре. Теперь посмотрим на ноги. Хорошо, если они полностью опираются на опору (пол, землю и т.п.), значит, человек уверен в себе. И напротив, если он нарисован оторванным от пола, то уверенности ему не хватает.
Манера письма
Теперь рассмотрите, как нарисован рисунок. Если он выполнен быстро и небрежно, линии не доводятся до конца или слишком размашисты, вероятно, ребенок слишком импульсивен. Если художник «не уместился» на листе и вышел за края (иногда дети переворачивают лист, чтобы дорисовать то ,что не влезло, или даже подклеивают листы по краям) - ему тяжело сдерживать свои эмоции, осуществлять самоконтроль. Если персонажи слишком наклонены (более 15 градусов) – могут быть проблемы с психическим равновесием. Чересчур большие персонажи – слабый внутренний контроль. Чрезмерная штриховка символизирует тревогу. Стирание и исправления – это самоконтроль, беспокойство, повышенная тревожность. Если ребенок боится провести четкую линия, она состоит из мелких штрихов, это говорит о неуверенности, тревожности. Многочисленные элементы декора на одежде свидетельствуют о желании быть замеченным, стремлении к внешним проявлениям (больше распространено у девочек). Слабый нажим карандаша (и недостаточная для данного возраста детализированность) встречается у психологически неустойчивых, нерешительных, быстро утомляющихся детей. Если на одном рисунке видно, что нажим то сильнее, то слабее – эмоции у ребенка сменяются слишком часто. Когда рисунок смещен к какому-то краю листа, возможно, к ребенку предъявляются завышенные требования.
После того как Вы проанализировали рисунок, поблагодарите ребенка за работу. Рисунок лучше сохранить и можно даже повесить на видное место. Малышу будет приятно. Хотим напомнить Вам, дорогие родители, еще раз, что анализ рисунка проводится не для того, чтобы наставить ребенку страшных диагнозов, а только для того, чтобы оценить, все ли у него благополучно. Если есть сомнения, грамотный специалист, поможет Вам разобраться в сложившейся ситуации. Желаем Вам и Вашим детям побольше положительных эмоций!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М., 2003;
2. Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Психологический анализ рисунка и текста. - СПб., 2006;
3. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова.– М., 1999;