Дорогие друзья, мы рады представить вам Петрову Галину Петровну, воспитателя МБДОУ «Сарыал» № 18 с. Борогонцы, Усть-Алданского улуса, Республики Саха (Якутия). Сегодня Галина Петровна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью об эффективных методах и приемах развития связной речи детей дошкольного возраста. Статья будет интересна воспитателям и родителям.
Краткий комментарий к статье от Галины Петровны :
«В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык, учатся слушать сказки, рассказы, стихи, устный фольклор народа Саха, следить за развитием действия, обучаются связной речи. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству».
Профессионального чтения…
«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»
Развитие связной речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык, учатся слушать сказки, рассказы, стихи,устный фольклор народа саха следить за развитием действия, обучаются связной речи.
Связная речь выполняет важнейшие функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству.
На сегодняшний день взаимодействие дошкольников со сверстниками на занятиях изучены недостаточно полно, особенно в среднем возрасте. В настоящее время применение приемов моделирования воспитателями в работе с детьми среднего дошкольного возраста остается наименее изученной в теории и не достаточно представлена в практике формирования навыков связной речи.
Моделирование – наглядно практический метод обучения. Модель представляет собой обогащенный образ существующих свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.).
Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным,
Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, заключается в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной
и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. В процессе общественно-исторического развития человечество систематизировало все многообразие свойств предметов. Были выделены основные формы предметов, цвета, овладение которыми облегчает ребенку ориентироваться в окружающем мире. Эти основные формы, цвета и другие свойства предметов выступают как эталоны, образцы. Важным средством познания является моделирование, т.е. использование детьми разного рода условных заместителей.
Можно предположить, что овладение детьми моделированием как методом познания выступит в качестве одного из основных способов формирования научно-теоретического, понятийного мышления. Это объясняется тем, что модель любого вида имеет двойное значение: с одной стороны, это форма научной абстракции особого рода, в котором выделены существенные отношения объекта, с другой стороны эти отношения закреплены в наглядно воспринимаемых связях и отношениях вещественных или знаковых элементов.Одно из проявлений творчества при рассказывании – умение образно
и выразительно передать свое эмоциональное отношение к объекту. У детей чаще всего это отношение выражается в общем суждении (красивый – не красивый).Особая сложность детей при составлении описательного рассказа – определение последовательности (плана) воспроизведение ранее полученных представлений. В этом случае воспитатель использует модель, предметную, предметно-схематичную или схематичную. При помощи предметных моделей формируется умение воспроизвести представления об объекте, отбираются факты для рассказа, мысленно представляется его взаимосвязь. Предметная и предметно-схематичная модель помогает детям определять последовательность изложения. В этом плане полезны дидактические игры с набором моделей. С их помощью осваивается умение раскрывать обобщенное содержание элементов модели, наполняя его конкретными образами. Дети будут подбирать образные слова для характеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки с элементами модели. В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразной художественной деятельности. Что касается речевого творчества, уровень развития предполагает своеобразное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образцы, выражать свое отношение к ним. Как же развивается связная речь? При помощи каких средств? На наш взгляд, используя модели. Основу описательного рассказа о явлениях природы, и животных, растениях на родном якутском языке составляют конкретные представления. Эти представления дети накапливают в процессе рассмотрения предметов на занятиях, в повседневной жизни. Однако, чтобы дети усвоили эти представления, необходимо целенаправленное обучение познавательным умениям:
- чтобы научились осознанно и самостоятельно обследовать объект, с тем, чтобы получить разнообразную сенсорную информацию.
- использовать сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных качеств и свойств (величину, цвет, форму, пространственное расположение).
- анализировать наблюдаемый объект, установить простые связи между строением органа и его функций, между особенностями его внешнего вида и условиями обитания.
Как показали психологические исследования, основным средством решения задач у дошкольников является пространственная модель. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Моделирование как знаково-символическое действие можно рассматривать в качестве одной из форм проявления моделирования как механизма развития воображения. Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, планы, таблицы, выявлять объективные связи между предметами или частями предмета, обобщая свой познавательный опыт. При анализе содержания литературного произведения целесообразно обратиться к предложенной О.М.Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки. Ее содержание делят на логически завершенные части, каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картину (пиктограмма). В результате получается апперцептивная схема – полное представление о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники успешнее пересказывают сказку, показывают ее на фланеграфе и тому прочее. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательными действиями, со способностью и замещению предметов посредством условных знаков и символов. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. Различают 3 типа таких действий, действия замещения, делящие мир позамещаемое и заместителей. В простом варианте они доступны уже трехлетним детям, где в качестве заместителей выступают не реальные предметы, а условные обозначения: кружки, квадраты, полоски различных цветов и размеров.
В младшем возрасте замещение в основном осуществляется по внешним признакам. Заместители соответствуют либо цвету замещаемого (вместо лисы – оранжевый кружок, вместо волка – серый), либо размеру (в сказке «Три медведя» Михаил Потапыч замещается самым большим кружком, Настасья Филипповна кружком поменьше, а Мишутка – маленьким. А в якутской сказке «Джэрэкээн о5олор» девочка замещается красным треугольником, а мальчика синим треугольником, «Алаа-мо5ус» (чудовище) замещается большим, черным квадратом. В структуру наглядного моделирования входит также 2 типа действий – использование самих моделей. В этом случае модель дает взрослый в готовом виде, а задача ребенка с ее помощью решить познавательную задачу. Для этого за каждым элементом модели видеть ту действительность, которую он замещает, уметь сопоставить отношения между заместителями с отношениями между реальными предметами. Для ребенка дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение опираются, прежде всего, на наглядное представление ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств. Поэтому основное в образовании дошкольника – это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядного средства: эталона, символа, условного заместителя, модели. Для обеспечения процесса развития связной речи использованы наглядные модели (планы, схемы, знаки-символы). Они помогают более глубокому пониманию, систематизации и обобщению знаний. А также очень хорошо развивают у ребенка творческие способности, логическое мышление и воображение. Эмоционально-личностный контакт проявляется, прежде всего, в сказке, так как она один из наиболее доступных жанров художественной литературы для детей дошкольного возраста. Например: проведено занятие «Любимая сказка».
Цель: развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Учить детей подбирать нужные фигуры для замещения. Развивать умение пользоваться моделью при драматизации.
Материалы: элементы костюмов к сказке: репка, набор геометрических фигур.
Ход занятия. Дети сидят на ковре. Воспитатель читает сказку «репка». по ходу действия выходят дети, берут изображение фигуры деда, бабки, внучки и т.д. Встают друг за другом. Воспитатель задает вопросы:
- Что посадил дед? (Репку). Репка у нас какая? (Большая, желтая, круглая). Берем большой
желтый круг).
- Дед какой? (Старый, с бородой). Берем коричневый прямоугольник.
- Бабка какая? (Старенькая, у нее голубое платье). Берем голубой прямоугольник, поменьше.
- Внучка какая? (Она девочка, маленькая, у нее красное платье). Берем красный треугольник.
- Собака Жучка. Берем черный квадрат. Кошка Муська. Берем оранжевый овал.
Мышка – серенький, берем маленький серенький кружочек.
- Домик у нее какой? Большой красивый. Поэтому берем фиолетовый большой треугольник. Будем играть сказку «Репка».
В конце занятия проводится подвижная игра «Птицы и кошка» или «Птицы в огороде».
Физминутка. Под музыку дети имитируют движение кошки, мышки, собачки, девочки, дедушки, бабушки.Затем идет игра-драматизация. Дети по ролям показывают сказку.
Анализ занятия. При чтении сказки показывались иллюстрации из книжки. Дети знают эту сказку и без затруднения активно участвовали. При игре-драматизации использовали модели показывающие последовательность сюжетов сказки. Это помогло детям правильно и последовательно пересказывать, играть сказку. Проведенные занятия заинтересовали детей. Использовались новые и интересные наглядные модели, схемы, карты. А также работа с подгруппами помогла неактивным детям преодолеть застенчивость, неуверенность. И вне занятий дети с увлечением использовали разные игрушки, кубики, фигуры во время игр. А так же дети показали свои способности по рисованию, лепке, аппликации. Мы убедились в том, что у кого хорошо развито мышление, воображение и речь, тот активен, способен во всем. В итоге наблюдая за детьми, мы пришли к такому выводу, что метод моделирования через занятия, является эффективным, вспомогательным методом для развития речи у детей средней группы. Для того чтобы выявить эффективность моделирования, мы организовали в группе развивающую среду, где ребенок имеет право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей. Для этого, комната преобразуется в разнообразные уголки и центры. Созданы уголки театральной деятельности, где ребенок может найти образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театра, подобрать атрибуты, заместители для игр - драматизаций и режиссерских игр. Педагогический процесс развития связной речи посредством наглядного моделирования может осуществляться более эффективно, если:
- реализовать организационно-педагогические условия, способствующие развитию навыков рассказывания детьми.
- если осуществить диагностику сформированности умения поддерживать и завершать диалог.
- создать эмоциональные условия для проведения занятий по развитию речи с учетом индивидуальных особенностей, навыков рассказывания детей младшего школьного возраста.
- эффективно использовать метод моделирования на занятиях по развитию речи и вне занятий. Для формирования связной речи следует применять игры для занятий по развитию речи, чтобы развить разговорную речь, добиться у детей разговорных высказываний, плавного перехода в речи. Использовать метод моделирования.