Дорогие друзья, мы рады познакомить вас c Дмитриевой Марией Петровной, старшим воспитателем МБДОУ «Сарыал» № 18 с. Борогонцы, Усть-Алданского улуса, Республики Саха (Якутия). Сегодня Мария Петровна любезно поделится своим взглядом на проблему о поликультурном воспитании детей. Статья будет интересна педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Марии Петровны:
«Взаимодействуя в поликультурной среде, дети сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной этнической системой ценностей, что зачастую обостряет проблему их адаптации. В этой связи можно констатировать, что эффективное межэтническое взаимодействие не может возникнуть само по себе, этому взаимодействию необходимо учить и учиться».
Познавательного чтения…
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сегодня поликультурное воспитание рассматривается как составная часть современного образования, способствующее приобщению обучаемых к родной этнической культуре, развитию этнической компетентности и толерантности, этнокультурного плюрализма.
Взаимодействуя в поликультурной среде, дети сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной этнической системой ценностей, что зачастую обостряет проблему их адаптации. Дискомфорт во взаимоотношениях между представителями различных этнических общностей появляется тогда, когда они не знают, не понимают или не хотят учитывать национальную специфику поведения «других», национальное своеобразие отношения людей к деятельности и т.д. В этой связи можно констатировать, что эффективное межэтническое взаимодействие не может возникнуть само по себе, этому взаимодействию необходимо учить и учиться.
Установлено, что одним из наиболее эффективных подходов к решению проблемы формирования этнокультурной компетентности является этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса. В этом случае обучаемые сохраняют свою этническую идентичность и эффективно функционируют в рамках общечеловеческой культуры.
Основой основ воспитания этнокультурно компетентной личности является развитие ее ценностного потенциала.
Исследователи считают, что ценность – понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.
Безусловно, фольклор является кладезью народной мудрости, источником этнических и общечеловеческих ценностей. Для народа Саха самым содержательным источником высших ценностей является героический эпос – олонхо. Мир эпоса, созданный творческим гением народа, всеобъемлющим. Этнокультурные, общечеловеческие ценности, отраженные в олонхо, не являются просто мечтой народа. За ними веками выработанный духовный опыт народа, его устремления в воспитании созидающего человека (человека Айыы).
Вместе с тем на практике достаточно много противоречий:
- между необходимостью развития ценностного потенциала детей и недостаточной разработанностью содержания педагогических технологий для решения этой проблемы;
- между объективным требованием к педагогу в воспитании этнокультурно компетентной личности, развитии у детей ценностных представлений и недостаточно содержательной подготовленностью самих педагогов как носителей этнокультурных ценностей;
- между востребованностью воспитания у детей этнокультурной компетентности в поликультурном мире и асоциальности поведения: проявления эгоизма, недоверия по отношению к своим сверстникам, взрослым, утраченность культа родителей, старости, «девушки-богини» и т.д.;
- между потребностью приобщения детей к ценностям олонхо и отсутствием содержания, адаптированных для дошкольников и младших школьников, а также методической разработанности технологии обучения в ДОУ и начальной школе.
Развитие ценностного потенциала детей дошкольного и школьного возрастов на материале олонхо будет эффективным, если:
- актуализируются этнокультурные, общечеловеческие ценности в олонхо и из его общего содержания выделяются те фрагменты, в которых наиболее отчетливо проявляются ценности-идеалы воспитания созидающего человека (человека Айыы);
- этнокультурные ценности обосновываются не только как идеалы - ориентиры, но и как источники восхождения к ним, подпитывают сущностные основы личности, обогащают «духовное - Я» каждого ребенка;
- содержание обучения детей найдет воплощение в программе-ориентире, которая предусматривает развитие смыслообразующего потенциала каждого ребенка и ориентирует педагогов на творческо-поисковую деятельность;
- «взращение» ценностного потенциала детей достигается при актуализации в ценностях- идеалах путей стремления к ним и обеспечении активного соизмерения себя с носителями ценностей;
- содержание и методика работы с детьми способствуют психо - эмоциональной удовлетворительности, развитию устойчивых проявлений ценностно-смыслового принятия мира, творческо-познавательной активности, гуманного стиля поведения.
Следует подчеркнуть, что национальная доктрина образования в РФ декларирует важные стратегические цели и задачи, в том числе, сохранения преемственности и развития культуры, поощрения вариативности образовательных программ и.т.д. При таком подходе в образовательном пространстве должно быть наиболее полно представлено богатство российской многонациональной культуры.