Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Борисовой Юлией Игоревной, воспитателем СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино, Самарской области. Сегодня Юлия Игоревна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию творческих способностей детей в ДОУ. Статья будет интересна воспитателям и родителям.
Краткий комментарий к статье от Юлии Игоревны:
«Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом - актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими».
Профессионального чтения...
Формирование творческих способностей детей в ДОУ
«Детское изобразительное творчество мы понимаем
как сознательное отражение ребенком окружающей
действительности в рисунке, лепке, конструировании,
отражение, которое построено на работе воображения,
на отображении своих наблюдений, а также впечатлений,
полученных ими через слово, картину и другие виды искусства.
Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает
его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому»
Е.А. Флерина
Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом - актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В, Запорожец, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин и др.) Творчество - не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества (особенно ее педагогические аспекты) остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.
Художественное творчество и ребенок… Важна ли такая постановка проблемы? Какие виды художественной практики доступны детям? Когда и как приобщать их к художественной деятельности?
Все эти и другие вопросы уже на протяжении многих лет волнуют самый широкий круг людей - педагогов, психологов, художников, музыкантов и писателей.
Данной проблемой занимались такие педагоги как: Б. Теплов, И. Лернер, Р. Болотина, Т. Казакова, Л. Выготский, Е. Флерина, А. Усова и др [22, с. 3].
Казакова Т.Г. определяет творчество, как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел самостоятельно, находя средство для его воплощения. У детей формируются творческие способности необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе [8,с.5].
Болотина Р.Л. рассматривает творчество как деятельность, направленную на создание общественно значимого продукта, оказывающего влияние на преобразования окружающей среды. Результаты творчества взрослых, новый продукт, имеющий социальное значение и обеспечивающий движение общества. Ребенок новый для общества продукт не создает. Значение его творчества ограничивается созданием нового для себя, и этим определяется значение творчества для формирования личности. Но есть и объективные значения детского творчества - общество заинтересовано в творческом развитии каждого.
Характеризуя творчество детей, известный дидакт И.Я. Лернер выделял следующие черты творческой деятельности:
1. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
2. ведение новой функции предмета;
3. видение проблемы стандартной ситуации;
4. ведение структуры объекта;
5. способность к альтернативным решениям;
И.Я. Лернер утверждает, что творчество можно учить, но это учение особое, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям. Вместе с тем творчество невозможно без усвоения определенных знаний и овладения навыками и умениями [3, с.114].
Чтобы решать задачи эстетического воспитания, педагог должен знать, что такое творчество вообще и какова специфика детского творчества. Это позволит ему тонко и тактично поддерживать детскую инициативу, обучать детей творчеству, именно обучать, т.к. само по себе творчество может развиваться лишь у отдельных индивидов.
Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры - драматизации и т.п., а так же способы пути решения задач (изобразительной, игровой и музыкальной).
Из данного определения становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, т.е. необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.
Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия педагогов и психологов направлены на решение одной из важнейших задач - задачи формирования всесторонней гармонически развитой личности.
Для успешного решения этой проблемы большое значение имеет развитие творческих способностей, детской активности и самостоятельности. Знакомство с произведением искусства, занятия различными видами художественной деятельности создают для развития творчества детей особенно благоприятные условия.
Известно, что педагогические мысли уже многие десятки лет исследуют проблему природы возникновения детского художественного творчества. В решении этого вопроса сложились две противоположные тенденции.
В одних случаях источник творчества рассматривается как результат лишь внутренних самозарождающихся сил ребёнка. Становление творческих способностей сводится целиком к спонтанному моменту. Отсюда уже следует вывод о неуправляемости процесса формирования художественных способностей ребёнка и тщетности педагогического вмешательства в него.
В других случаях источник детского творчества ищут в самой жизни, в искусстве. Создание соответствующих педагогических условий объясняется гарантией активного влияния на развитие детского творчества. Особое значение придаётся тут усвоению детьми художественного опыта, обучению их приёмам творческих действий.
Конечно, эти тенденции часто «редактировались» и варьировались, приобрели различный характер, обосновывались различными соображениями. В одних случаях, например, педагогические условия формирования детского художественного творчества сводились лишь к созданию художественной среды, окружению. Роль активного руководства отрицалась. В других случаях слишком прямолинейно и грубо решался вопрос о непосредственном воздействии взрослого на творческие процессы ребёнка [11, с. 32].
Таким образом, учитывая все сказанное, мы будем понимать под художественным творчеством детей дошкольного возраста создание объективно значимого (для ребенка, прежде всего) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песни), придумывание к известному ранее не используемых деталей, по новому характеризующих создаваемый образ в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе усвоения формообразующего движения, образов героев сказок - на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голоса и т.д), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения ситуаций, движений.
В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие творчества дошкольников.
Педагоги нашего ДОУ используют разнообразные методы развития творческих способностей дошкольников.
Творческое удовлетворение дошкольникам приносит занятия изотерапией, на которых воспитатели предлагают детям решать творческие задачи, предоставляя нетрадиционные материалы и оборудование, что способствует развитию способностей.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказки возвращают и ребёнка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал. Поэтому все дошкольные работники используют в своей педагогической деятельности метод сказкотерапии.
Игра и игрушка – обязательные спутники детства. В игре происходит развитие всех сторон личности – умственных способностей, моральных качеств, и, конечно. творчества. Игротерапия – метод воздействия на детей играми, способствующий развитию творческого потенциала.Данный метод является самым действенным и основным в работе с детьми дошкольного возраста.
Один из широко распространенных методов развития творческих способностей детей является куклотерапия. Метод куклотерапии заключается в создании «живой» куклы и кукольного представления. Куклотерапия эффективно развивает природные способности.
Важнейшее место в развитии творческих способностей дошкольников занимает музыкотерапия. Эффективно работают над развитием творческих способностей детей наши музыкальные руководители, которые способствуют музыкально-эстетическому самовыражению каждого ребенка, ими создана творчески ориентированная среда, разработана система развития эмоциональной сферы, которая включает пальчиковые игры, игры с инструментами, с жестами, с ритмом, двигательные, коммуникативные игры, пластическое интонирование, танцевальные миниатюры, композиции танцев.
Устоявшейся традицией детских садов города и района стало использование танцетерапии, т.к. танцы обладают редкой возможностью воздействия на мировоззрение и творчество ребёнка.
Безгранична роль театртерапии. Занятия театрализованной деятельностью сближают детей, способствуют формированию добрых отношений друг к другу, меняют взгляд взрослого на ребенка и ребенка на взрослого, они всё чаще видят друг в друге партнеров, товарищей и это создает условия для новых творческих открытий.
С целью определения уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте проводится их диагностика. Для исследования используются экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова. С помощью этих методик можно составить оперативный констатирующий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям.
Для удовлетворения образовательных запросов родителей и развитию творческих способностей дошкольников развивается организация кружков и студий различной направленности. Организуются выставки, творческие конкурсы.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.
Условия успешного развития творческих способностей
При организации творческих занятий, прежде всего нужно обратить внимание на их атмосферу. На творческих занятиях недопустимы: педагогический нажим, повышенный голос, явные и скрытые угрозы. Еще С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «легче бывает делать свое дело в доброжелательном… окружении. Недоброжелательность… сковывает, парализует особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны.»
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, мною были выделены несколько основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Творческий характер деятельности требует создания непринужденной обстановки: дети могут заниматься, сидя за столами, поставленными по разному, стоя за столами, перед мольбертами или доской, должны иметь возможность подойти к нижнему уголку, чтобы рассмотреть игрушку. На таких занятиях не нужно требовать от детей полного ответа на вопрос воспитателя: беседа должна быть живой, непосредственной, ибо установление различных формальных требований на занятиях изобразительной деятельностью противоречит художественно-творческому характеру самой деятельности.
Не следует требовать от детей поднятия руки для ответа. Вполне допустимо естественные, свободные ответы с места, хоровые высказывания. Словом обстановка должна быть свободной, непринужденной.
Весьма эффективным условием развития детского творчества является широкое включение в педагогический процесс игры, игровых - ситуаций, игровых приемов. Изобразительная деятельность своими корнями тесно связана с игрой. Поэтому, чем больше педагог опирается на игровые образы и ситуации, тем более личностно значимыми для детей становятся занятия рисованием, лепкой, аппликацией. Неуместно замечание детям и отрицательные оценки в процессе обсуждения предстоящего изображения и в момент его создания. Это отвлекает, снижает, эмоционально радостное настроение, нарушает атмосферу сказочной таинственности. Поддерживать внимание можно включение игровых приемов, сказочных эпизодов стихов, песен, предложений придумать что - то необычное, новое, свое, загадочное.
Повышение интереса к занятиям и созданию радостной творческой обстановки помогает и общественная направленность занятий: детям нравится делать что-то, что может принести радость другим людям,- подготовить сюрприз, подарок, приглашение на детский праздник, поздравительную открытку ко дню рождения, изготовить игры и игрушки для малышей, украшения к празднику для игровой комнаты, атрибуты для игр и т.п [22, с. 49].
Заинтересованное отношение к деятельности вызывает у детей возможность свободного выбора темы изображения, материалов, цветового и композиционного решения темы. Создания положительно настроя способствуют и уважительные бережные отношения воспитателя к детскому творчеству и его продуктам, их широкое использование в жизни детского сада. Целесообразно, как можно чаще устраивать выставки детских работ в детском саду, в учреждении, где работают родители, в домах, где живут дети
Заботясь о развитии художественного творчества детей, следует помнить, что любая художественная деятельность не терпит формализма и шаблона. Руководство этой деятельностью, прежде всего, требует творческого подхода к ней самого педагога. Творческое отношение воспитателей к руководству детским творчеством определяется знанием специфики той или иной художественной деятельности, ее образно эстетического характера, что не только допускает разнообразие и варианты заданий, образных решений, форм организации, но с необходимостью требуют такого разнообразия и не терпит сухости, скуки, однообразия, которые часто, к сожалению, еще сопровождают занятия с детьми [2,с.15]
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:
- Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
- Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Перечислим меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:
- Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
- На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.
- Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
- Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
- Работа с родителями.
Список литературы:
1. Богатеева З.А. «Занятия аппликации в детском саду», - М., 1988г. стр.210
2. Болотина Л.Р. , Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика», - Уч.пособие для студ.спец. пед. Уч.заведений ,- 3изд, Среотип, -М,Изд.центр «Академия», 1998г., стр.240
3. Буре Р.З., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.,1985.
4. Васильева М., Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников // Дошк. Воспитание. 2006. - № 2. - с. - 9
5. Выготский Л.С., «Воображение и творчество в детском саду» - М, 1967г., стр.240
6. Гусакова М.А. «Аппликация» Уч.пособие для студ.учил. по спец. 2002 «Дошкол.воспит.» и 2010 Воспитание в дошкол.учрежден., М, Просвещение, 1992г., стр.191
7. Гульянц Э.К. «Учите детей мастерить» Пособие для воспитателей детского сада,-2-изд., доп., -М, Просвещение, 1994г., стр.159
8. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала» Книга для воспитателей детского сада, - 2изд., дораб., М, Просвещение, 1991г, стр.175
9. «Дошкольная педагогика» Уч.пособие для студ.учил. по спец. 2002 «Дошкол.воспит.» и 2010 Воспитание в дошкол.учрежден., В.И. Едешко Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина, под.ред В.И. Едешко Ф.А. Сохиной М, Просвещение, 1986г., стр.415
10. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» (Конспекты занятий рисования, лепка, аппликации). Пособие для воспитателей детского сада,-2-изд., -М, Просвещение, 1985г., стр.192
11. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» М, Просвещение, 1978г., стр.191
12. Комарова Т.С. «Изобразительное творчество дошкольников в детском саду» М, Педагогика, 1984г., стр.120
13. Каратаева Е. «Творческая педагогика для дошкольников» / Дошкольное воспитание №6, 2006г. стр.32
14. Куцакова М.Р. «Конструирование и ручной труд в детском саду» Пособие для воспитателей детского сада, -Из опыта работы, -М, Просвещение, 1990г., стр.158
15. Лиштван З.В. «Конструирование» -М, Просвещение, 1971г., стр.175
16. Луначарский А.В. «Об изобразительном искусстве» Пособие для воспитателей детского сада,-2-изд., -М, Просвещение, 1989г., стр.197
17. Методика обучению рисованию и лепке в детском саду. Под.ред.Н.П. Сакулиной М., 1996г., стр.230
18. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учет пособий для учащихся пед.училищ по спец. 0308 «Дошкольное воспитание» /Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др., под.ред.Т.С. Комаровой, 3-изд., дораб., М, Просвещение, 1991г., стр.256
19. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред.Л.В. Руссакова М, Просвещение, 2005г., стр.400
20. Сахарова В. «Занятия по ручному труду» / Дошкольное воспитание, №8, 1987г., стр.42
21. Сергеева Д., Купцова Е. «Конструирование и ручной труд» / Дошкольное воспитание, №6, 1984г., стр.28
22. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. «Лепка в детском саду» 2-изд., дораб., М, Просвещение, 1986г., стр.144
23. Художественное творчество и ребенок Монография под ред.Н.А. Ветлугиной М, «Педагогика, 1972г., стр.200
24. Художественное творчество в детском саду под ред.Н.А. Ветлугиной М, «Педагогика, 1974г., стр.120.