Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Борисова Ю.И.
25 минут 8896 2052

Мастера своего дела: Борисова Ю.И.

BORISOVA fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Борисовой Юлией Игоревной, воспитателем СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино, Самарской области. Сегодня Юлия Игоревна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию творческих способностей детей в ДОУ. Статья будет интересна воспитателям и родителям.

Краткий комментарий к статье от Юлии Игоревны:

«Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом - актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими».

Профессионального чтения...


 

Формирование творческих способностей детей в ДОУ

«Детское изобразительное творчество мы понимаем

как сознательное отражение ребенком окружающей

действительности в рисунке, лепке, конструировании,

отражение, которое построено на работе воображения,

на отображении своих наблюдений, а также впечатлений,

полученных ими через слово, картину и другие виды искусства.

Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает

его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому»

                                                                                                            Е.А. Флерина

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом - актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В, Запорожец, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин и др.) Творчество - не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества (особенно ее педагогические аспекты) остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.

Художественное творчество и ребенок… Важна ли такая постановка проблемы? Какие виды художественной практики доступны детям? Когда и как приобщать их к художественной деятельности?

Все эти и другие вопросы уже на протяжении многих лет волнуют самый широкий круг людей - педагогов, психологов, художников, музыкантов и писателей.

Данной проблемой занимались такие педагоги как: Б. Теплов, И. Лернер, Р. Болотина, Т. Казакова, Л. Выготский, Е. Флерина, А. Усова и др [22, с. 3].

Казакова Т.Г. определяет творчество, как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел самостоятельно, находя средство для его воплощения. У детей формируются творческие способности необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе [8,с.5].

Болотина Р.Л. рассматривает творчество как деятельность, направленную на создание общественно значимого продукта, оказывающего влияние на преобразования окружающей среды. Результаты творчества взрослых, новый продукт, имеющий социальное значение и обеспечивающий движение общества. Ребенок новый для общества продукт не создает. Значение его творчества ограничивается созданием нового для себя, и этим определяется значение творчества для формирования личности. Но есть и объективные значения детского творчества - общество заинтересовано в творческом развитии каждого.

Характеризуя творчество детей, известный дидакт И.Я. Лернер выделял следующие черты творческой деятельности:

1. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

2. ведение новой функции предмета;

3. видение проблемы стандартной ситуации;

4. ведение структуры объекта;

5. способность к альтернативным решениям;

И.Я. Лернер утверждает, что творчество можно учить, но это учение особое, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям. Вместе с тем творчество невозможно без усвоения определенных знаний и овладения навыками и умениями [3, с.114].

Чтобы решать задачи эстетического воспитания, педагог должен знать, что такое творчество вообще и какова специфика детского творчества. Это позволит ему тонко и тактично поддерживать детскую инициативу, обучать детей творчеству, именно обучать, т.к. само по себе творчество может развиваться лишь у отдельных индивидов.

Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры - драматизации и т.п., а так же способы пути решения задач (изобразительной, игровой и музыкальной).

Из данного определения становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, т.е. необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.

Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия педагогов и психологов направлены на решение одной из важнейших задач - задачи формирования всесторонней гармонически развитой личности.

Для успешного решения этой проблемы большое значение имеет развитие творческих способностей, детской активности и самостоятельности. Знакомство с произведением искусства, занятия различными видами художественной деятельности создают для развития творчества детей особенно благоприятные условия.

Известно, что педагогические мысли уже многие десятки лет исследуют проблему природы возникновения детского художественного творчества. В решении этого вопроса сложились две противоположные тенденции.

В одних случаях источник творчества рассматривается как результат лишь внутренних самозарождающихся сил ребёнка. Становление творческих способностей сводится целиком к спонтанному моменту. Отсюда уже следует вывод о неуправляемости процесса формирования художественных способностей ребёнка и тщетности педагогического вмешательства в него.

В других случаях источник детского творчества ищут в самой жизни, в искусстве. Создание соответствующих педагогических условий объясняется гарантией активного влияния на развитие детского творчества. Особое значение придаётся тут усвоению детьми художественного опыта, обучению их приёмам творческих действий.

Конечно, эти тенденции часто «редактировались» и варьировались, приобрели различный характер, обосновывались различными соображениями. В одних случаях, например, педагогические условия формирования детского художественного творчества сводились лишь к созданию художественной среды, окружению. Роль активного руководства отрицалась. В других случаях слишком прямолинейно и грубо решался вопрос о непосредственном воздействии взрослого на творческие процессы ребёнка [11, с. 32].

Таким образом, учитывая все сказанное, мы будем понимать под художественным творчеством детей дошкольного возраста создание объективно значимого (для ребенка, прежде всего) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песни), придумывание к известному ранее не используемых деталей, по новому характеризующих создаваемый образ в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе усвоения формообразующего движения, образов героев сказок - на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голоса и т.д), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения ситуаций, движений.                                                                                                                             

В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие творчества дошкольников.

Педагоги нашего ДОУ используют разнообразные методы  развития творческих способностей дошкольников.

Творческое удовлетворение дошкольникам приносит занятия изотерапией, на которых воспитатели предлагают детям решать творческие задачи, предоставляя нетрадиционные материалы и оборудование, что способствует развитию способностей.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказки возвращают и ребёнка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал. Поэтому все дошкольные работники используют в своей педагогической деятельности метод сказкотерапии.

Игра и игрушка – обязательные спутники детства. В игре происходит развитие всех сторон личности – умственных способностей, моральных качеств, и, конечно. творчества. Игротерапия – метод воздействия на детей играми, способствующий развитию творческого потенциала.Данный метод является самым действенным и основным  в работе с детьми дошкольного возраста.

Один из широко распространенных методов развития творческих способностей детей является куклотерапия. Метод  куклотерапии заключается в создании «живой» куклы и кукольного представления. Куклотерапия  эффективно развивает  природные способности.

Важнейшее место в развитии творческих способностей дошкольников занимает музыкотерапия. Эффективно   работают над развитием творческих способностей детей наши музыкальные руководители, которые способствуют музыкально-эстетическому самовыражению каждого ребенка, ими создана  творчески ориентированная среда, разработана система развития эмоциональной сферы, которая включает  пальчиковые игры, игры с инструментами, с жестами, с ритмом, двигательные, коммуникативные игры, пластическое интонирование, танцевальные миниатюры, композиции танцев.

Устоявшейся традицией детских садов города и района  стало использование танцетерапии, т.к. танцы обладают редкой возможностью воздействия на мировоззрение и творчество ребёнка.

Безгранична роль театртерапии. Занятия  театрализованной деятельностью  сближают детей, способствуют формированию добрых отношений друг к другу, меняют взгляд взрослого на ребенка и ребенка на взрослого, они всё чаще видят друг в друге партнеров, товарищей и это создает условия для новых творческих открытий.    

С целью определения уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте проводится их диагностика. Для исследования используются экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова. С помощью этих методик можно составить оперативный констатирую­щий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям.                                                          

Для удовлетворения образовательных запросов родителей и развитию творческих способностей дошкольников  развивается организация кружков и студий различной направленности. Организуются выставки, творческие конкурсы.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось под­черкнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны роди­телей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специ­альные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, по­чему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необ­хо­димо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Условия успешного развития творческих способностей

При организации творческих занятий, прежде всего нужно обратить внимание на их атмосферу. На творческих занятиях недопустимы: педагогический нажим, повышенный голос, явные и скрытые угрозы. Еще С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «легче бывает делать свое дело в доброжелательном… окружении. Недоброжелательность… сковывает, парализует особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны.»

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз­дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На ос­нове анализа работ нескольких авторов, мною были выделены несколько основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее пол­за­ние и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, на­сколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствую­щий момент спо­собно наиболее эффективно развиваться. Например, еще за­долго до обучения чте­нию годовалому ребенку можно купить кубики с бук­вами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чте­нием.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности разви­ваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс по­знания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, зани­маться творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоя­тельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это де­лать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Роди­тели не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей за­ключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не­навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в под­сказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может доду­маться.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать ребенка к творчеству проявлять со­чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби­хода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре­бенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме­шать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме­шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со­хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до­казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже до­школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис­кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели.

Творческий характер деятельности требует создания непринужденной обстановки: дети могут заниматься, сидя за столами, поставленными по разному, стоя за столами, перед мольбертами или доской, должны иметь возможность подойти к нижнему уголку, чтобы рассмотреть игрушку. На таких занятиях не нужно требовать от детей полного ответа на вопрос воспитателя: беседа должна быть живой, непосредственной, ибо установление различных формальных требований на занятиях изобразительной деятельностью противоречит художественно-творческому характеру самой деятельности.

Не следует требовать от детей поднятия руки для ответа. Вполне допустимо естественные, свободные ответы с места, хоровые высказывания. Словом обстановка должна быть свободной, непринужденной.

Весьма эффективным условием развития детского творчества является широкое включение в педагогический процесс игры, игровых - ситуаций, игровых приемов. Изобразительная деятельность своими корнями тесно связана с игрой. Поэтому, чем больше педагог опирается на игровые образы и ситуации, тем более личностно значимыми для детей становятся занятия рисованием, лепкой, аппликацией. Неуместно замечание детям и отрицательные оценки в процессе обсуждения предстоящего изображения и в момент его создания. Это отвлекает, снижает, эмоционально радостное настроение, нарушает атмосферу сказочной таинственности. Поддерживать внимание можно включение игровых приемов, сказочных эпизодов стихов, песен, предложений придумать что - то необычное, новое, свое, загадочное.

Повышение интереса к занятиям и созданию радостной творческой обстановки помогает и общественная направленность занятий: детям нравится делать что-то, что может принести радость другим людям,- подготовить сюрприз, подарок, приглашение на детский праздник, поздравительную открытку ко дню рождения, изготовить игры и игрушки для малышей, украшения к празднику для игровой комнаты, атрибуты для игр и т.п [22, с. 49].

Заинтересованное отношение к деятельности вызывает у детей возможность свободного выбора темы изображения, материалов, цветового и композиционного решения темы. Создания положительно настроя способствуют и уважительные бережные отношения воспитателя к детскому творчеству и его продуктам, их широкое использование в жизни детского сада. Целесообразно, как можно чаще устраивать выставки детских работ в детском саду, в учреждении, где работают родители, в домах, где живут дети

Заботясь о развитии художественного творчества детей, следует помнить, что любая художественная деятельность не терпит формализма и шаблона. Руководство этой деятельностью, прежде всего, требует творческого подхода к ней самого педагога. Творческое отношение воспитателей к руководству детским творчеством определяется знанием специфики той или иной художественной деятельности, ее образно эстетического характера, что не только допускает разнообразие и варианты заданий, образных решений, форм организации, но с необходимостью требуют такого разнообразия и не терпит сухости, скуки, однообразия, которые часто, к сожалению, еще сопровождают занятия с детьми [2,с.15]

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенно­сти, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой дея­тельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих спо­собностей в дошкольном возрасте являются:

  1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характе­ризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направлен­ность.
  2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышле­ния.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необ­ратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошко­льном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возмож­ностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целена­правленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно су­щест­вующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направ­ленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не дости­гают высокого уровня развития. Перечислим меры, направленные на эффек­тивное развитие творческих способностей дошкольников:

  1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
  2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи да­вать детям задания творческого характера.
  3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
  4. Использование специальных игр, развивающих творческие способ­ности детей.
  5. Работа с родителями.

Список литературы:

1. Богатеева З.А. «Занятия аппликации в детском саду», - М., 1988г. стр.210

2. Болотина Л.Р. , Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика», - Уч.пособие для студ.спец. пед. Уч.заведений ,- 3изд, Среотип, -М,Изд.центр «Академия», 1998г., стр.240

3. Буре Р.З., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.,1985.

4. Васильева М., Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников // Дошк. Воспитание. 2006. - № 2. - с. - 9

5. Выготский Л.С., «Воображение и творчество в детском саду» - М, 1967г., стр.240

6. Гусакова М.А. «Аппликация» Уч.пособие для студ.учил. по спец. 2002 «Дошкол.воспит.» и 2010 Воспитание в дошкол.учрежден., М, Просвещение, 1992г., стр.191

7. Гульянц Э.К. «Учите детей мастерить» Пособие для воспитателей детского сада,-2-изд., доп., -М, Просвещение, 1994г., стр.159

8. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала» Книга для воспитателей детского сада, - 2изд., дораб., М, Просвещение, 1991г, стр.175

9. «Дошкольная педагогика» Уч.пособие для студ.учил. по спец. 2002 «Дошкол.воспит.» и 2010 Воспитание в дошкол.учрежден., В.И. Едешко Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина, под.ред В.И. Едешко Ф.А. Сохиной М, Просвещение, 1986г., стр.415

10. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» (Конспекты занятий рисования, лепка, аппликации). Пособие для воспитателей детского сада,-2-изд., -М, Просвещение, 1985г., стр.192

11. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» М, Просвещение, 1978г., стр.191

12. Комарова Т.С. «Изобразительное творчество дошкольников в детском саду» М, Педагогика, 1984г., стр.120

13. Каратаева Е. «Творческая педагогика для дошкольников» / Дошкольное воспитание №6, 2006г. стр.32

14. Куцакова М.Р. «Конструирование и ручной труд в детском саду» Пособие для воспитателей детского сада, -Из опыта работы, -М, Просвещение, 1990г., стр.158

15. Лиштван З.В. «Конструирование» -М, Просвещение, 1971г., стр.175

16. Луначарский А.В. «Об изобразительном искусстве» Пособие для воспитателей детского сада,-2-изд., -М, Просвещение, 1989г., стр.197

17. Методика обучению рисованию и лепке в детском саду. Под.ред.Н.П. Сакулиной М., 1996г., стр.230

18. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учет пособий для учащихся пед.училищ по спец. 0308 «Дошкольное воспитание» /Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др., под.ред.Т.С. Комаровой, 3-изд., дораб., М, Просвещение, 1991г., стр.256

19. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред.Л.В. Руссакова М, Просвещение, 2005г., стр.400

20. Сахарова В. «Занятия по ручному труду» / Дошкольное воспитание, №8, 1987г., стр.42

21. Сергеева Д., Купцова Е. «Конструирование и ручной труд» / Дошкольное воспитание, №6, 1984г., стр.28

22. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. «Лепка в детском саду» 2-изд., дораб., М, Просвещение, 1986г., стр.144

23. Художественное творчество и ребенок Монография под ред.Н.А. Ветлугиной М, «Педагогика, 1972г., стр.200

24. Художественное творчество в детском саду под ред.Н.А. Ветлугиной М, «Педагогика, 1974г., стр.120.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2374 38

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6613 677