Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Пилимоновой Екатериной Александровной, учителем-логопедом МБДОУ №10 «Солнышко», города Нерюнгри Республики Саха (Якутия). Сегодня Екатерина Александровна с удовольствием делится с нами полезным материалом о том, как важно развивать фонематический слух у детей старшего дошкольного возраста. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Екатерины Александровны:
«Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребенка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе».
Профессионального чтения...
Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребенка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.
Ведущие ученые (Р.Е. Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястребова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконин, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя речи, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребенка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развернутой, но и умеющими читать.
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слога и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова и его графической модели (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
Таким образом, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучать его звуковому анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное звучание. Это так называемый период дофонемного развития речи.
К концу первого года жизни (по данным Н.Х.Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).
Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения. Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становятся возможным вычленением отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные фонемы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
Под звуковым анализом понимается (Д.Б.Эльконин):
- определение порядка слогов и звуков в слове,
- установление различной роли звука,
- выделение качественных основных характеристик звука.
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различать то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
В развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференциации далеких звуков (например, гласных - согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твердых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребенок начинает с акустической дифференциации звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б.Эльконин, Н.Х.Швачкин, С.Н.Ржевкин).
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением.
Только при четком, правильном произношении, возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребенка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.
Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
При чтении у детей, занятия с которыми велись без учета указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:
- трудности слияния звуков в слоги и слова;
- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих);
- побуквенное чтение (Р,Ы,Б,А);
- искажение слоговой структуры слов;
- слишком медленный темп чтения;
- нарушения понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма у таких детей является:
- замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
- пропуски гласных;
- пропуски согласных в их стечении;
- слияние слов на письме;
- раздельное написание частей одного слова;
- пропуски, наращения или перестановки слогов;
- орфографические ошибки.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому проф. Левиной Р.Е. был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашел свою практическую реализацию в открытии логопедических групп. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты.
Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка.
Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения:
- эмоционального контакта логопеда с ребенком;
- интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка;
- сочетание приемов работы, позволяющих избежать его утомления.
При подборе речевого материала для любого задания учитывается состояние произносительной стороны речи каждого дошкольника. При этом детям предлагается речевой материал, содержащий минимум оппозиционных звуков, которые к этому времени должны уже быть противопоставленными в процессе онтогенеза в фонематическом развитии ребенка.
Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха – научить ребенка слушать и слышать.
Плохое развитие фонематического слуха может привести к функциональной дислалии – нарушенному произношению отдельных фонем или групп фонем. Если ребенок не может различать похожие фонемы на слух, он не сможет и правильно их произнести. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправлять.
В детском саду ведущим видом деятельности является игра. Поэтому на своих занятиях я активно использую большое количество игр на развитие фонематического слуха.
1. Игра: «Подбери картинку к схеме».
В ходе игры детям предлагается карточка с изображением схем (скс, сксск, скскск, ксксксзкс) и картинки к этим схемам (одуванчик, дом, собака, лампа) Дети должны правильно подобрать картинки к схемам (одуванчик – ксксксзкс, дом – скс, собака – скскск, лампа – сксск). Дети знают обозначения, что синий это согласный твердый, красный – гласный, а зеленый – согласный мягкий.
2. Игра: «Звонкий-глухой».
В ходе этой игры дети на большие карты выкладывают карточки, с изображением картинок с заданными звуками. На карту с желтым прямоугольником выкладываются картинки, если в слове заданный звук звонкий (например: дом, дерева, карандаш, и т.д.). На карту с коричневым прямоугольником выкладываются картинки, если в слове заданный звук глухой (например: почка, палка, платок и т.д.).
3. Игра: «Составь узор из звуков».
В ходе этой игры дети к каждой картинке подбирают квадрат, название цвета которого начинается с той же буквы, что и название картинки. Если все цветные картинки будут расположены правильно, то получается узор (Например: черепаха – черный, сапоги – синий, ручка – розовый, фонарь – фиолетовый и т.д.). Игра не только рассчитана на развитие фонематического слуха, но и помогает закрепить основные цвета.
4. Игра: «Логопедическое лото».
Детям выдаются картинки со схемой с заданным звуком. Где звук находится в начале, в середине и в конце слова. В ходе игры ребенок подбирает картинку к своей схеме (Например: «ч» в начале слова – черепаха, «ч» в середине слова – бабочка, «ч» в конце слова – мяч и т.д.).
5. Игра: «Делим слова на слоги».
Детям выдаются карточки, на которых изображены паровозики с одним, двумя, тремя, четырьмя окошками. Окошки указывают на количество слогов в слове, который везет паровозик. Ведущий показывает картинку, ребенок считает сколько слогов в слове. Кладет карточку на паровозик, с соответствующими окошками (Например: телевизор – 4 слога, кладет карточку на паровозик с четырьмя окошками, слон – 1 слог – на паровозик с одним окошком и т.д.).
6. Игра: « Звуко-буквенный анализ слова»
Детям выдается карточка с изображением и кружочки синий, зеленый, красный, что соответствует звуковому обозначению. Под изображением нарисована решетка, состоящая из количества окон, сколько звуков имеет картинка.(Например: слон – 4 окошка, лев – 3 окошка, собака – 6 окошек). Дети выкладывают кружочки (красный, синий, зеленый) согласно изображению (например: слон – синий, синий, красный, синий; лев – зеленый, красный, синий).
7. Игра: «Прицепи вагончик».
В эту игру можно играть как с одним ребенком , так и с группой детей. В ходе игры дети прицепляют к паровозу вагончики, с изображением картинок на заданный звук (Например: паровоз везет звук с – цепляем следующие вагончики: самолет, часы, стол, расческа, стул, усы и т.д.).
Дети с большим удовольствием посещают мои занятия, для них это игра. Благодаря разнообразному количеству игр, я вижу результаты своей работы. Цель этих игр не только развитие фонематического слуха, но и развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания).
Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Развитие внимание и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.
Список используемой литературы:
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
- Грушевская М.С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление. – М.:Просвещение, 2006.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1959
- Логопедия. Учебник под ред. Волковой Л.С. – М.: Владос, 2008.
- Сборник расстройств речи у детей и подростков. Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 2009.
- Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 2006.
- Хрестоматия по логопедии. Под ред. Волковой Л.С. – М., 2007. – ч.1.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010.
- Ястребова А.В. Как помочь детям с недостатками речевого внимания. – М.: АРКТИ, 2010