Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие эмоциональной сферы воспитанников ДОУ через слушание музыкальных произведений
8 минут 6041 1411

Развитие эмоциональной сферы воспитанников ДОУ через слушание музыкальных произведений

PiniginaOAДорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Пинигину Ольгу Анатольевну, музыкального руководителя специалиста высшей квалификационной категории МБ ДОУ «Детский сад №37» общеразвивающего вида г. Новокузнецк. Сегодня Ольга Анатольевна с удовольствием поделится своим профессиональным опытом развития эмоциональной сферы воспитанников ДОУ через слушание музыкальных произведений. Данный материал будет интересен музыкальным руководителям, родителям, воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования.

Комментарии к статье от Ольги Анатольевны:

«Важным принципом организации работы по слушанию музыкального произведения является «движение» музыкального репертуара, которое проходит в нескольких видах музыкальной деятельности, таких как творческое движение, игра на детских музыкальных инструментах, что способствует развитию эмоциональной сферы наших воспитанников.»

Познавательного чтения...

 


 Развитие эмоциональной сферы воспитанников ДОУ через слушание музыкальных произведений

 Пинигина О.А.,музыкальный руководитель

МБ ДОУ «Детский сад №37»общеразвивающего вида,

г.Новокузнецк

В детстве закладываются основы личности человека, пробуждаются интересы, увлечения. И всё увиденное и услышанное усваивается быстро, легко, запоминается на долгие годы. А музыка – самое эмоциональное искусство. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки жизнь была бы неполна, глуха, бедна.

Слушание музыки может сыграть здесь очень большую роль. Необходимо научить детей любить и ценить не всякую музыку, а только хорошую, настоящую, подлинно художественную. Произведения, доступные восприятию детей разного возраста, имеются в достаточном количестве, как в народном творчестве, так и среди произведений классиков и современных композиторов.

Я хочу представить несколько занятий для подготовительной группы по разделу «Слушание музыки».

Занятие 1

Музыкальный руководитель: «На нашем занятии мы будем слушать музыкальное произведение, и впервые оно прозвучит для вас сейчас. Но перед слушанием я задам вам несколько вопросов: Как вы думаете, где музыка берёт своё начало? Как она рождается?» (Ответы детей).

«Какую роль играет музыка в жизни людей?» (Ответы детей).

«Какую роль играет музыка в вашей жизни?» (Ответы детей).

«Любите ли вы рисовать под музыку, танцевать?» (Ответы детей).

Все вопросы ранее были проработаны на занятиях.

Делаем вывод: Музыка рождается в сердце человека или в сердцах русского народа. (Русские народные песни). Человек подслушал у природы и музыку, и музыкальные инструменты.

Занятие 2

Музыкальный руководитель: «Представьте себе: вы идёте по улице, а навстречу вам идёт человек (изображаю медленно идущего человека, плечи которого опущены, голова понурая). Можно ли по походке определить, как чувствует себя человек, о чём он думает?» Дети: «Он грустный, печальный, у него что-то случилось, настроение плохое».

Музыкальный руководитель: «А если он идёт по-другому?» (пружинистой походкой, добрый взгляд, на лице улыбка). Дети: «У него настроение хорошее, весёлое».

Музыкальный руководитель: «А теперь изобразите одним жестом радость ликующего человека». (Дети поднимают руки вверх).

Музыкальный руководитель: «А теперь изобразите печального человека». (Дети опускают голову вниз, руки висят, как плети).

Делаем вывод: «Глядя на идущего человека, мы можем почувствовать его настроение, внутреннее состояние. Мы начинаем видеть не только глазами, но и сердцем».

Занятие 3

Музыкальный руководитель: «Сейчас настройте свои сердца и постарайтесь почувствовать человека, которого вы никогда не видели, ничего о нём не слышали, но который вам прислал звуковое письмо о себе». (напоминаю, что музыку слушаем в тишине). Исполняю музыкальное произведение П.И. Чайковского «Неаполитанская песенка». Музыкальный руководитель: «Что вы можете сказать об этом человеке?» Дети: «Он весёлый, в хорошем настроении, он словно танцует». Музыкальный руководитель: «Хорошо. Давайте встанем и попробуем потанцевать под это музыкальное произведение». «Легко было танцевать?» Дети: «Нет, не легко».

Делаем вывод: «Значит этот танец необходимо придумывать, над ним нужно работать».

Занятие 4

В начале занятия вспоминаем, что было на предыдущем занятии.

Музыкальный руководитель: «А сейчас, ребята, я расскажу вам, как создавалось это музыкальное произведение». Свой рассказ сопровождаю иллюстрациями.

«Есть такая страна на нашей планете Земля – Италия. А в Италии есть город Неаполь, который славится своими певцами и песнями. В эту страну приехал замечательный композитор П.И.Чайковский. (С творчеством композитора П.И. Чайковского дети уже знакомы.Они добавляют, что это русский композитор). Музыка Чайковского известна во всём мире. П.И. Чайковский услышал, как пели эту песню под гитару. Он записал эту мелодию без слов и включил её в «Детский альбом», с произведениями которого вы уже знакомы. Произведение, которое сегодня прозвучало, называется «Неаполитанская песенка». «Как вы думаете: почему не танец, а песенка?» «Когда мы говорим песня, значит мы поём, а можно спеть эту мелодию?» Дети поют на слог «ля». «Получилось?» Дети: «Да, получилось».

Делаем вывод: «Значит эту мелодию можно петь и под неё можно танцевать». Хвалю детей.

Занятие 5

В начале занятия вспоминаем, что было на предыдущем занятии и продолжаем дальше.

Музыкальный руководитель: «Музыка П.И. Чайковского написана без слов. Как мы называем такую музыку?»

Дети: «Инструментальная, потому что она исполняется на инструменте».

Музыкальный руководитель: «На каком инструменте?»

Дети: «Фортепиано». Музыкальный руководитель: «Как она звучит? Плавно или отрывисто? Тихо или громко? В быстром или спокойном темпе?» Дети: « В самом начале тихо, отрывисто, спокойно. В конце – отрывисто, быстро, громко».

Можно сделать инструментовку этого музыкального произведения и попросить детей принять участие в исполнении.

Список использованной литературы:

1. Буренина А. И. Музыкальная палитра: музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе. – М.: Ред. журнала «Музыкальная палитра», 2008.

2.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

3..Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.

4.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

5..Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

6.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка. – М.: ТЦ Сфера, 2009

7.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

8.Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – с. 14.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677