Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Организация деятельности педагога ДОУ по речевому развитию старших дошкольников в рамках предшкольной подготовки
30 минут 6921 2129

Организация деятельности педагога ДОУ по речевому развитию старших дошкольников в рамках предшкольной подготовки

ArtemovaOSДорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Артемову Оксану Сергеевну , воспитателя МБ ДОУ «Детский сад №37» общеразвивающего вида г. Новокузнецк. Сегодня Оксана Сергеевна с удовольствием поделится своим профессиональным опытом организации деятельности педагога ДОУ по речевому развитию старших дошкольников   в рамках предшкольной подготовки . Данный материал будет интересен родителям, воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования.

Комментарии к статье от Оксаны Сергеевны:

«Опираясь на характерную для старших  дошкольников  потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.»

Полезного чтения...


Организация деятельности педагога ДОУ по речевому развитию старших дошкольников в рамках предшкольной подготовки


Посмотреть статью полностью с таблицами и приложениями

                     Артемова О.С., воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №37» общеразвивающего вида

г. Новокузнецк

Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной   активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов. Так, для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи.

Существует множество доказательств того, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром:

- коммуникативную

- познавательную

- регулирующую

Грамотно разработанные, интересные для детей занятия помогут ребёнку развить необходимые  речевые  навыки ( таблица 1)

Не менее важно использовать речь как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности - игры, совместной трудовой деятельности, наблюдений, прогулки, чтения художественной литературы. Играя, наблюдая, общаясь, слушая, воспринимая, ребёнок, при правильной и целесообразной помощи взрослых, обогащает свою речь, учится разговаривать, при этом повышается уровень его  речевого  общения.

Развитие  этих форм деятельности ведёт к развитию их главного средства - речи.

По мнению ученых, специалистов сферы дошкольного об­разования, для успешной подготовки детей 5,5-7 лет к школе достаточно: организовать проведение в неделю 3 занятий по обучению грамоте и 2 занятий по математике, длительностью по 20-25 минут каждое; ввести в комплекс занятий, физкульт­минуток упражнения для развития мелкой моторики как ос­новы для подготовки руки к письму.

Главная задача педагога воспитание личности, способной к полноценному общению. Очень важно умеющего говорить ребёнка научить разговаривать, то есть вести разговор, общаться, передавать и получать ту или иную информацию. Чем богаче и полноценнее речь, тем легче ребёнку высказать свои мысли, тем шире его возможности познать   действительность, установить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми, осмыслить своё поведение, а следовательно осознать себя как личность.

Обучение в группах предшкольного об­разования не должно превращаться в «натаскивание» детей на материал 1-го класса. Самое главное- обеспечить целостную подготовку к успешному обучению в школе (Таблица 2)

Педагог должен:

  • исключить жестко регламентированное обучение школь­ного типа, привлекать детей к занятиям без психологическо­го принуждения, с опорой на их интерес к содержанию и фор­ме деятельности;
  • строить отношения взрослого с детьми на принципах рав­ного партнерства;
  • обеспечивать двигательную активность детей;
  • использо­вать многообразные формы организации обучения, включаю­щие разные специфически детские виды деятельности;
  • обеспечивать взаимосвязь занятий с повседневной жиз­нью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, ху­дожественной, конструктивной и др.);
  • создать развивающую предметную среду, функциональ­но моделирующую содержаниедетской деятельности и ини­циирующую ее;
  • широко использовать методы, активизирующие мышле­ние, воображение и поисковую деятельность детей;
  • вводить в обучение элементы проблемности, задач открытого типа, име­ющих разные варианты решений;
  • широкое использовать игровые приемы, игрушки; созда­вать эмоционально значимые для детей ситуации;
  • формировать детское сообщество, обеспечивающее каж­дому ребенку чувство комфортности и успешности;
  • реализовывать в образовательном процессе дифференци­рованный подход по нескольким направлениям:
  • организовы­вать многоуровневую функциональную среду для свободной самостоятельной деятельности дошкольников (обеспечение са­мореализации детей с разным уровнем развития);
  • обеспечи­вать гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа) фор­мами и содержанием деятельности, соответствующими их интересам и возможностям, дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (от 7-10 до 30 минут).

Нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усвое­ния тех знаний и умений, которые будут формироваться в школе. Необ­ходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая, и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.

     Полноцен­ное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации и консультации профессиональ­ных педагогов.

Работа с родителями в рамках подготовки детей к школе состоит из следующих компонентов, способствующих форми­рованию родительской позиции, повышающих их активность, актуализирующих полученные знания:

-  ориентация родителей на процесс подготовки детей к школе, которая развивает интерес родителей к этому процес­су и привлекает их к активному участию в нем;

-  психолого-педагогическое просвещение (лектории, кон­сультирование, психолого-педагогические практикумы, педа­гогическая помощь, деловые игры). Оно повышает активность родителей в подготовке детей к школе, систематизирует име­ющиеся у них знания, вооружает практическими приемами работы с детьми;

-  домашний практикум (форма работы родителей с ребен­ком, направленная на совершенствование его развития).

От правильного выбора форм работы образовательного уч­реждения с семьей зависит характер и результативность контактов между педагогами и членами семьи. Наиболее эф­фективными они будут при условии, когда взаимоотноше­ния строятся на осознании необходимости целенаправлен­ных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Это предъявляет каждой из сторон опре­деленные требования. В целом их можно сформулировать как желание и умение взаимодействовать и уважать друг друга.

Совместная работа строится на следующих принципах, оп­ределяющих ее содержание, организацию и методику:

-     единство;

-    систематичность и последовательность;

-   индивидуальный подход к каждому ребенку и к каж­дой семье;

-    взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Наша речь – процесс общения, поэтому  готовность  или неготовность к обучению в  школе  во многом определяется уровнем его  речевого  развития.         Ведь именно при помощи речи, устной или письменной, ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

А самое главное, наши воспитанники могут свободно общаться со взрослыми и сверстниками, поддержать разговор на любую доступную их возрасту тему.

Список литературы

1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6т. Т. 2. М., 1982.
3. Гутке Ю., Волраб У. Диагностические программы как вариант тестов обучаемости // Психодиагностика: теория и практика. М., 1986.
4. Гуткина Н.И. «Зона ближайшего развития» и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988.
5. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической  готовности   детей  6-7 лет к школьному обучению. М., 1993(1996).
6. Гуткина Н.И. Психологическая  готовность   детей  6-7 лет к школьному обучению. Сюжетно-ролевые и развивающие игры с первоклассниками на уроках //  Готовность   к   школе . М., 1995.
7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы  готовности   детей  к обучению в  школе . М., 1991.
8. Особенности психического  развития  детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. М., 1988.
9. Сыэрд Ю. Проблемы психологической диагностики подготовленности к школе // Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982.

 

Организация деятельности педагога  ДОУ по речевому развитию старших дошкольников  в рамках предшкольной подготовки

 

 

                     Артемова О.С., воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №37» общеразвивающего вида

г.Новокузнецк

 

 

Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень  общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной   активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов. Так, для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи.

Существует множество доказательств того, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром:

ü   коммуникативную

ü   познавательную

ü   регулирующую

Грамотно разработанные, интересные для детей занятия помогут ребёнку развить необходимые  речевые  навыки ( таблица 1)

 

Таблица 1 «Структура занятий дифференцированного подхода по развитию речи воспитанников в рамках предшкольной подготовки»

 

структура

задачи

 

1

 

Вводная часть

Задача - заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

Примерное содержание. Вводится определенная мотивация. Она может быть игровой, когда все задания объединены одним сюжетом. Например, готовимся к путешествию или космическому полету, получаем письмо с просьбами от Веселого Язычка и т.п. Мотивами могут стать помощь педагогу ("Я не успеваю подготовиться к занятию по математике - помоги мне вырезать эти круги и овалы и т.п."), помощь малышам, игровому персонажу или игрушке и т.п.

 

2

Организационная часть

Задача - сформулировать задания, предупредить возможные затруднения, ошибки; предложить варианты их преодоления и исправления (сравнить с образцом, обратиться за помощью к сверстнику или педагогу и т.п.); распределить задания между детьми.

Примерное содержание.  Дети  выполняют задания индивидуально, в парах, подгруппами. Педагог напоминает правила взаимодействия друг с другом. Для организации  речевого  общения в ходе выполнения заданий и дидактических игр  детям  предлагается взять на себя  определенную  роль.

ü  Ребенок - учитель - предполагает знание ребенком правил игры и умение объяснять их, задавать вопросы, следить за ходом игры.

ü  Ребенок - ученик - предполагает умение ребенка внимательно слушать, отвечать на вопросы, соблюдать правила.

ü  "Партнеры" - предполагает знание всеми участниками игры правил, выполнение их, умение задавать вопросы и строить ответы в соответствии с услышанным.

3

Основная часть

Примерное содержание. Дети выполняют задания. Педагог держит в поле зрения всех, наблюдает за ходом общения и выполнения заданий, при необходимости оказывает помощь

 

4

Заключительная

часть

Примерное содержание. В конце занятия педагог обязательно подводит итог (например, "Давайте посмотрим, что каждый из нас сделал"), при этом деликатно и тактично дает оценку каждому выполненному заданию. Чем старше дети группы, тем объективнее должна быть оценка: с чем они справились, а с чем нет. Разбираются причины выполнения или невыполнения заданий, намечаются пути совершенствования выполняемой работы в будущем.

 

 

Не менее важно использовать речь как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности - игры, совместной трудовой деятельности, наблюдений, прогулки, чтения художественной литературы. Играя, наблюдая, общаясь, слушая, воспринимая, ребёнок, при правильной и целесообразной помощи взрослых, обогащает свою речь, учится разговаривать, при этом повышается уровень его  речевого  общения.

Развитие  этих форм деятельности ведёт к развитию их главного средства - речи.

По мнению ученых, специалистов сферы дошкольного об­разования, для успешной подготовки детей 5,5-7 лет к школе достаточно: организовать проведение в неделю 3 занятий по обучению грамоте и 2 занятий по математике, длительностью по 20-25 минут каждое; ввести в комплекс занятий, физкульт­минуток упражнения для развития мелкой моторики как ос­новы для подготовки руки к письму.

Главная задача педагога воспитание личности, способной к полноценному общению. Очень важно умеющего говорить ребёнка научить разговаривать, то есть вести разговор, общаться, передавать и получать ту или иную информацию. Чем богаче и полноценнее речь, тем легче ребёнку высказать свои мысли, тем шире его возможности познать    действительность, установить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми, осмыслить своё поведение, а следовательно осознать себя как личность.

Обучение в группах предшкольного об­разования не должно превращаться в «натаскивание» детей на материал 1-го класса. Самое главное- обеспечить  целостную подготовку к успешному обучению в школе (Таблица 2)

 

Таблица 2«Развитие речи и  обучение   грамоте в рамках предшкольной подготовки воспитанников»

 

обеспечение  целостной  подготовки  к  успешному обучению  в школе

 через  усвоение ряда  понятий и закономерностей

§  взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей воспитанников, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

§  интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;

§  развитие художественно-образного и логического мышления воспитанников, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека;

§  работать над развитием речи воспитанников, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию. Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей;

§  научить осмысленно читать, говорить, писать;

§  по-возможности, обогатить речь воспитанников, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;

§  развивать интерес к учебным занятиям;

§  расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций;

§  развитие фонематического слуха;

§  дать элементарные понятия о звуко-буквенном анализе слов, научить правильно определять и давать характеристику звука;

§  обогащение словаря воспитанников, развитие их речи;

§  правильное обозначение звуков на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов.

§  научить списывать с печатного текста, говорить перед группой, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях и т.д.

 

 

Педагог должен:

§   исключить жестко регламентированное обучение школь­ного типа, привлекать детей к занятиям без психологическо­го принуждения, с опорой на их интерес к содержанию и фор­ме деятельности;

§   строить отношения взрослого с детьми на принципах рав­ного партнерства;

§   обеспечивать двигательную активность детей;

§   использо­вать многообразные формы организации обучения, включаю­щие разные специфически детские виды деятельности;

§   обеспечивать взаимосвязь занятий с повседневной жиз­нью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, ху­дожественной, конструктивной и др.);

§   создать развивающую предметную среду, функциональ­но моделирующую содержаниедетской деятельности и ини­циирующую ее;

§   широко использовать методы, активизирующие мышле­ние, воображение и поисковую деятельность детей;

§   вводить в обучение элементы проблемности, задач открытого типа, име­ющих разные варианты решений;

§   широкое использовать игровые приемы, игрушки; созда­вать эмоционально значимые для детей ситуации;

§   формировать детское сообщество, обеспечивающее каж­дому ребенку чувство комфортности и успешности;

§   реализовывать в образовательном процессе дифференци­рованный подход по нескольким направлениям:

§   организовы­вать многоуровневую функциональную среду для свободной самостоятельной деятельности дошкольников (обеспечение са­мореализации детей с разным уровнем развития);

§   обеспечи­вать гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа) фор­мами и содержанием деятельности, соответствующими их интересам и возможностям, дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (от 7-10 до 30 минут).

Нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усвое­ния тех знаний и умений, которые будут формироваться в школе. Необ­ходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая, и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.

     Полноцен­ное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации и консультации профессиональ­ных педагогов.

Работа с родителями в рамках подготовки детей к школе состоит из следующих компонентов, способствующих форми­рованию родительской позиции, повышающих их активность, актуализирующих полученные знания:

ü  ориентация родителей на процесс подготовки детей к школе, которая развивает интерес родителей к этому процес­су и привлекает их к активному участию в нем;

ü  психолого-педагогическое просвещение (лектории, кон­сультирование, психолого-педагогические практикумы, педа­гогическая помощь, деловые игры). Оно повышает активность родителей в подготовке детей к школе, систематизирует име­ющиеся у них знания, вооружает практическими приемами работы с детьми;

ü  домашний практикум (форма работы родителей с ребен­ком, направленная на совершенствование его развития).

От правильного выбора форм работы образовательного уч­реждения с семьей зависит характер и результативность контактов между педагогами и членами семьи. Наиболее эф­фективными они будут при условии, когда взаимоотноше­ния строятся на осознании необходимости целенаправлен­ных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Это предъявляет каждой из сторон опре­деленные требования. В целом их можно сформулировать как желание и умение взаимодействовать и уважать друг друга.

Совместная работа строится на следующих принципах, оп­ределяющих ее содержание, организацию и методику:

ü     единство;

ü     систематичность и последовательность;

ü     индивидуальный подход к каждому ребенку и к каж­дой семье;

ü     взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Наша речь – процесс общения, поэтому  готовность  или неготовность к обучению в  школе  во многом определяется уровнем его  речевого  развития.         Ведь именно при помощи речи, устной или письменной, ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

А самое главное, наши  воспитанники  могут  свободно общаться со взрослыми и сверстниками, поддержать разговор на любую доступную  их возрасту тему.

 

Список литературы

 


1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6т. Т. 2. М., 1982.
3. Гутке Ю., Волраб У. Диагностические программы как вариант тестов обучаемости // Психодиагностика: теория и практика. М., 1986.
4. Гуткина Н.И. «Зона ближайшего развития» и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988.
5. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической  готовности   детей  6-7 лет к школьному обучению. М., 1993(1996).
6. Гуткина Н.И. Психологическая  готовность   детей  6-7 лет к школьному обучению. Сюжетно-ролевые и развивающие игры с первоклассниками на уроках //  Готовность   к   школе . М., 1995.
7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы  готовности   детей  к обучению в  школе . М., 1991.
8. Особенности психического  развития  детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. М., 1988.
9. Сыэрд Ю. Проблемы психологической диагностики подготовленности к школе // Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Методика выявления уровня речевого развития

 в рамках предшкольной подготовки воспитанников

 

 

*      Ты знаешь много слов. Назови любые слова.

*      Сейчас мы с тобой поиграем в слова. Я тебе скажу свое слово, а ты мне свое.

ü  игла, звонок, молния;

ü  легкий, острый, глубокий.

ü  идти, падать, бежать.

*      Объясни, почему ты к слову "игла" подобрал слово "….".

*      Придумай предложение со словами "большой - громадный, секрет - загадка".

*      Подбери слова, противоположные по смыслу:

ü  длинный, светлый, быстрый;

ü  говорить, смеяться, спрашивать;

ü  громко, много, легко.

*      Что значит слово… "шар"? "ручка"?

*      Назови, из каких звуков состоит слово "шар"? "ручка"? Какой первый звук? Второй? Третий? …Сколько слогов в слове "шар"? "ручка"?

*      Составь предложение со словом "шар", со словом "ручка".

*      Какое первое слово? Второе? Третье?…

*      У меня один красный шар, а у тебя много чего? (красных шаров). На поляне растет одна белая береза, а в роще много (белых берез). У меня одно зеленое яблоко, а у тебя много …зеленых яблок.

*      Снег, снеговик – какая общая часть слышится в этих словах? Какие еще слова образованы от слова "снег"? Лес, лесник - какая общая часть в этих словах? Назови другие слова, чтобы слышалась эта общая часть "лес".

*      Закончи предложения, когда я остановлюсь. "Гуляли зверята в лесу. Вдруг ежик закричал, потому что… Он остановился, чтобы… Зверята стали думать, как… Когда наступил вечер…"

*      Разложи картинки, чтобы у тебя получился рассказ.

ü  Составь рассказ по серии картин. Придумай интересное название своему рассказу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Сформированность  умений  воспитанников 

по выполнениюречевых  задачв рамках  предшкольной подготовки

 

сформированностьумений  воспитанников  по выполнению речевыхзадач

 

ссловарная

работа

 

Понимание смысловой стороны слова: определение значения слова, подбор синонимов, антонимов и ассоциаций к многозначным словам разных частей речи, выявление точности словоупотребления в рассуждениях и повествовательных высказываниях.

 

грамматика

 

Понимание понятий "слово", "словосочетание", "предложение"; согласование существительных и прилагательных в родительном падеже множественного числа; образование новых слов с заданной основой; определение смысловой структуры предложения; составление предложений разных типов.

 

фонетика

Понимание терминов "звук", "слог", звуковой анализ слова, звуковое оформление высказывания: темп речи, дикция, владение голосом, интонация законченности предложения и высказывания, плавность изложения текста, его интонационный рисунок, выразительность речи.

 

связная речь

 

 

Построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.

 

 

 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3490 53