Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Бессуднову Марию Леонидовну, воспитателя МБ ДОУ «Детский сад №37» общеразвивающего вида г. Новокузнецк. Сегодня Мария Леонидовна с удовольствием поделится своим профессиональным опытом применения игровых технологий по обучению детей основам безопасности дорожного движения в практике работы воспитателя ДОУ. Данный материал будет интересен родителям, воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования.
Комментарии к статье от Марии Леонидовны:
«Как много должен знать и уметь современный воспитатель! Чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему будет работать с детьми. А ещё ему необходим жизнерадостный и весёлый характер, звонкий смех и личное обаяние,умение найти «ключик» к каждому малышу, чтобы каждый день пребывания ребенка в ДОУ был настоящим праздником с атмосферой любви и взаимопонимания в которых раскрывается индивидуальность каждого воспитанника!»
Полезного чтения...
Игровые технологии по обучению детей основам безопасности дорожного движения в практике работы воспитателя ДОУ
Посмотреть статью полностью с таблицами и приложениями
Бессуднова М.Л., воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №37» общеразвивающего вида
г. Новокузнецк
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей.Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни, поэтому главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдение следующих условий:
- эмоционально-психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих;
- положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость;
- формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.
Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах. Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
- через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
- в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.
Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным.
Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития, занятия нужно проводить с учетом их интересов с использованием новых педагогических технологий.
Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них :
- умение наблюдать
- сравнивать
- анализировать
- обобщать наглядную информацию
- переносить ее на реальные дорожные условия.
При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир городского транспорта;
- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях.
Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы. ( Таблица 1)
И в заключении необходимо подчеркнуть, что каждому педагогу, которому доверено воспитание детей, необходимо овладеть современными научно — педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно - транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшиться , так как наши малыши станут самостоятельными и организованными, будут соблюдать правила дорожной безопасности, а значит родители будут спокойны за безопасность своих малышей!
Литература:
1.Ефанова, З.А. Игровая деятельность на занятиях по ПДД: Подготовительная группа / З. А. Ефанова, - издательство Корифей,2010, - 112с.
2. Данилова, Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД / Т. И. Данилова, - издательство Детство - Пресс,2009. – 208с.
3. Козырева, Е. А..Азбука поведения на дорогах : учебное пособие / Е. А. Козырева, Т. А. Пухова, В. Л. Шмундяк. - М. : Центр Пропаганды – 2007.
4. Клочанов, Н. И. Дорога, ребенок, безопасность :методическое пособие / Н. И. Клочанов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004.- 152с.
5. Комлева, Л.А. Ваш ребенок и дорога / Л.А.Комлева, В. Л. Шмундяк. – Брошюра. : Центр Пропаганды -2008.
6. Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. «Праздник в детском саду» — Ростов-на-Дону — Феникс — 2001..
7. Рябцева И.Ю., Жданова Л.Ф. «Приходите к нам на праздник» — Ярославль — Академия развития — 1999Шалаева, Г. П. Дорожные знаки для маленьких пешеходов / Г. П. Шалаева. – М. : Слово, Эксмо, 2007.- 80с.
8. Шмундяк, В. Л. Комментарии к правилам дорожного движения : учебное пособие / В. Л. Шмундяк. – М. : Центр Пропаганды, 2007. – 63с