Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Кабаеву Елену Николаевну, воспитателя МБ ДОУ «Детский сад № 37» общеразвивающего вида г. Новокузнецк. Сегодня Елена Николаевна с удовольствием поделится своим профессиональным опытомв сфере обеспечения преемственности в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Данный материал будет интересен родителям, воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования.
Комментарии к статье от Елены Николаевны:
«Педагог стремится сделать встречи с родителями неформальными, заинтересовать их, ответить на вопросы, не увлекаясь теорией, а преподнести материал убедительно, доступно, опираясь на достижения науки и собственный опыт.»
Полезного чтения...
Обеспечение преемственности в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей
Посмотреть статью полностью с таблицами и приложениями
Кабаева Е.Н., воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 37» общеразвивающего вида
г. Новокузнецк
Поведение людей в опасных ситуациях различно. И только от обученности и опыта в большей степенизависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.
Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя.
Необходимо воспитывать привычку пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
П.Лич, П.Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем – то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребёнка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
Сколько раз с досадой и сожалением, что неприятности (а то и несчастного случая) предотвратить не удалось, родители вздыхают: "Знать бы, где упасть – соломки бы подстелить.
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются: (рисунок 1)
Рисунок 1 « Признаки опсности»
Разработанная в нашем ДОУ система работы по формированию у детей дошкольноговозраста представлений о безопасности,разработанная в нашем ДОУ реализуется через:
- организованную детей – занятия, экскурсии, тренинги;
- совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
- самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.
Система работы по формированию у детей дошкольного возраста представлений о безопасности направлена на( рисунок2)
Рисунок 2 «Система работы по формированию представлений дошкольников о безопасности»
Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.
Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира, поэтому проходит через организацию взаимодействия с персоналом ДОУ на занятиях, в свободное время, в играх, а также во время развлечений с музыкальными работниками и инструкторами по физическому воспитанию через:
- Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
- Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыво помощи);
- (специальные занятия, беседы, игры).
- целевые прогулки, беседы, записи игр театрализованные представления оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.
- дидактические игры, игры-драматизации.
- ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.
- Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
- Применение видеоматериалов;
- Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.
- игровые проблемные ситуации
- игровое моделирование
- игровые оболочки занятий
- игровые персонажи.
Особый акцент в своей профессиональной деятельности делаем на работу с родителями, потому что сфера отношений «родители - воспитатели» является определяющей в дошкольном возрасте. Общение, контакты, совместная со взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для формирования мотивов поведения и накопления опыта детей.
Мы предлагает родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа, делать акцент в предупреждении опасности.
Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут.
Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых.Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения через внушение ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами домашнего обихода.
В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».
Для того, чтобы у детей не возникало «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях в быту, учитывая особенности самого содержания, желательно организовать наблюдение психолога дошкольного образовательного учреждения, который бы контролировал психическое состояние дошкольников, проводил диагностику уровня тревожности перед началом работы, в середине учебного года и по окончании.
Литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002.
2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.
5. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. – В.,2004.
6. Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир./Дошк. воспитание 2000 №1.
7. Князева О. Мои помощники. //Дошк воспитание 2000 №2.
8. Кобитина И.И. Детям о технике. – М., 1991.
9. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1988.
10. Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996.
11. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998.
12. Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.
13. Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. //Дошк. воспитание - 1997№3
14. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997
15. Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!!! // После уроков – 2002.
16. Шаталин А.А. «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».// После уроков – 2003.