Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование социальной компетентности у детей в игровой деятельности
10 минут 6948 2087

Формирование социальной компетентности у детей в игровой деятельности

LeonovaLAДорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Леонову Людмилу Андреевну, воспитателя начальной школы – детского сада № 37 города Сургута. Сегодня Людмила Андреевна с удовольствием поделится своим профессиональным опытом в области формирования социальной компетентности у детей в игровой деятельности. Данный материал будет интересен родителям, подагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования.

Комментарии к статье от Людмилы Андреевны:

«Важным достижением дошкольного детства становится формирование такого личностного качества, как социальная компетентность.Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни.

Полезного  чтения...


 Формирование социальной компетентности у детей в игровой деятельности.

 Посмотреть презентацию к статье

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых.

Развитие общения и социальной компетентности ребенка является необходимым условием общего психического развития. Содержательное, взаимно направленное взаимодействие, объединяющее детей, возникает не сразу и проходит долгий путь своего становления, где случаются и драки, и вербальные конфликты, и борьба за игрушки или пространство для игр. В общении с детьми и взрослыми у ребенка формируются модели поведения, принятые в его социальном окружении [1,c.43].

Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость ранней социализации ребенка. Это Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, В.А.Сухомлинский и др.

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью — подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества[2, c.8].

Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.

И.А. Зимняя считает, что основной задачей современного образования является развитие творческой, самостоятельной, свободной личности [3].

В то же время, результаты последних исследований показали, что больше всего проблем, трудностей и отклонений наблюдается в сфере общения дошкольников. Около четверти детей обнаруживают полную беспомощность в общении с другими детьми. Они не могут найти решение даже наиболее типичных трудностей в общении с партнёрами, что свидетельствуют о явно недостаточной социальной компетентности. Большая часть самостоятельных решений, предложенных детьми, имели явно агрессивный характер.

Представим краткий обзор основных определений социальной компетентности. Остановимся на некоторых наиболее типичных из этих определений.

По мнению И.А Кудаевой, социальная компетентность - это «понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами»[4].

В. Н. Куницыной предложено следующее определение социальной компетентности. Социальная компетентность - система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу "здесь, сейчас и наилучшим образом", извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств [5, с.480].

Зимняя И.А. считает, что Все компетентности социальны в широком смысле этого слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме. Они социальны по своему содержанию, они и проявляются в этом социуме [6, с.15].

Работа ДОУ по формированию социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста может вестись по следующим направлениям:

1. Работа с семьями воспитанников:

- педагогическое просвещение родителей;

- «воспитание» родителей - предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности;

- удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;

- участие родителей в мероприятиях ДОУ и на занятиях;

- изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.

2. Работа с воспитанниками детского сада:

- организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и формирование социальной компетентности;

- коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам воспитателей и родителей;

- социальная адаптация вновь поступивших детей;

- обеспечение благоприятных условий для повышения уровня групповой сплоченности детей и создания положительного микроклимата в группах;

- организация досуга детей,детских праздников.

3. Работа с документацией:

- формирование информационного банка данных по уровню сформированности социальной компетентности у детей;

- разработка перспективного и текущего плана работы;

- подготовка годовых и промежуточных отчетов;

- пополнение методической копилки.

В целом же можно отметить, что процесс социализации старших дошкольников через формирование у них соответствующего уровня социальной компетенции – сложный, комплексный, систематический, который должен проводиться по плану, быть теоретически обоснован и методически обеспечен[7, c.43].

Игровая деятельность занимает особое место и в процессе формирования социальной компетентности подрастающего поколения.Содержание игровой деятельности имеет большое значение для воспитания личностных качеств, принадлежности к социальному миру. В связи с этим педагог должен продумать как обогатить, усложнить и эмоционально окрасить игровую деятельность. С этой целью в группах необходимо создавать картотеку игр, формирующих социальную компетентность.

Рассмотрим основные виды игр:

С.В. Проняева отмечает, что в дидактических играх развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, тренируется произвольная память, закрепляются навыки общения. Сферу социального развития детей обогащают игры региональной направленности – «Дома бывают разные», «Транспорт города», «Гербы городов области», лабиринты «Наш детский сад», «Моя семья» и др.

В психогимнастических играх у детей формируются следующие новообразования: принятие своего имени, своих качеств характера, своего прошлого, настоящего, будущего, своих прав и обязанностей («Хозяин своих чувств», «Я – маленький, я – большой», «Ласковое имя»).

В сюжетно-ролевых играх решается центральная проблема детства – поиск своего места среди взрослых людей. В них ребёнок устанавливает свою принадлежность к социальному миру и ищет для себя новые возможности.

Особая роль при этом принадлежит играм, специально обогащённым социально ценностным содержанием:

- самодеятельным (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские, игры-экспериментирования), отражающие субкультурный личный игровой опыт детей;

- специально используемым взрослыми в целях развития детей (дидактические, развивающие, психогимнастические, досуговые, тренинговые);

- народным, назначение которых – введение детей в национальную игровую культуру [8, с.5].

В своей работе также можно использовать

•   Рассматривание рисунков и фотографий;

•   Чтение художественных произведений;

•   Сочинение историй;

•   Беседы;

•   Обыгрывание проблемных ситуаций;

•   Обучение приемам саморегуляции своих эмоциональных состояний( н/р: игры-релаксации: «Солнечный зайчик», «Полянка», «Волны» и т.д.);

•   Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

В заключении можно сделать вывод, что дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации личности, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия. Процесс становления личности и её нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребёнку «путеводную нить» в среде себе подобных.

Целенаправленная и систематическая работа: создание определенных условий, развивающей предметной среды детской деятельности, обеспечивая единое образовательное пространство, развитие игровой деятельности детей, работа с родителями - позволяет осуществлять результативную работу по социальному развитию дошкольника, формированию у него социальной   компетентности определенного уровня, обусловленного его возрастными возможностями.

Список литературы:

1.Авдулова Т.П. Социализация ребенка в ролевой игре.//Психология обучения.-2009.-№8.-с.43-54

2. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я.- 2004.- № 5.-С.8.

3.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006.

4. Кудаева, И. А. Технология организации процесса освоения социального опыта младшими школьниками в условиях современной образовательной среды. – Саранск, 2010

5. Куницына В.Н., и др. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С.480 – 481

6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

7.Пасальская Т.Л. Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания.// Педагогическое образование и наука.-2009.-№10.-с.43-45

8.Проняева С.В. Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности.// Начальная школа плюс до и после.-2010.-№4.- с.3-9

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2000 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6534 677