Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Коррекционно-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
10 минут 5581 1320

Коррекционно-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

  RisukGAДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Рыжук Галиной Алексеевной, воспитателем МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 10 г. Кировска, Мурманской области. Сегодня Светлана Михайловна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом социальной интеграции слепых и слабовидящих детей в ДОУ. Статья будет интересна тифлопедагогам и психологам, а также педагогам (воспитателям и специалистам любого профиля), которые работают с детьми, имеющими зрительную патологию. .

Краткий комментарий к статье от Галины Алексеевны:

«Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме социальной интеграции слепых и слабовидящих детей в ДОУ. В статье речь идет о коррекционно-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Особое внимание уделено сотрудничеству педагогов (специалистов) ДОУ с детьми с ОВЗ. Автором предложены некоторые виды деятельности, используемые педагогами детского сада для успешного развития детей с нарушением зрения. Данная статья адресована тифлопедагогам и психологам, а также педагогам (воспитателям и специалистам любого профиля), которые работают с детьми, имеющими зрительную патологию»

Полезного чтения....


Коррекционно-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

В настоящее время проблема социальной интеграции слепых и слабовидящих детей все чаще встает перед родителями  и педагогами. В последние годы прослеживается увеличение числа детей с  тяжелой врожденной патологией зрения, повлекшей за собой инвалидность ребенка. Дети этой категории, как правило, нуждаются в постоянной квалифицированной  медицинской и педагогической помощи.  К сожалению, родители часто остаются с проблемой  своего ребенка один на один и не знают, куда им обратится за  квалифицированной педагогической и психологической помощью, как помочь правильно развиваться своему ребенку.

В специализированных дошкольных учреждениях, где воспитываются дети с нарушением зрения, внедряются новые альтернативные коррекционно-педагогические формы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детям – инвалидам).

Поиск инновационных подходов к разработке педагогических технологий: это группы кратковременного пребывания при дошкольном учреждении, разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, посещающих дошкольное учреждение, и интеграция незрячих  детей в группу детей с амблиопией и косоглазием.

Внедрение таких технологий позволяет ребенку с особенными образовательными потребностями успешно адаптироваться в социуме. Согласно взглядам Л.С. Выготского, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья [2].

В настоящее время в Российской Федерации интегрированное обучение получает все большее распространение, одновременно государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму обучения.

Подлинная интеграция предполагает организацию в образовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями.

Для подлинной интеграции необходимо преодолеть следующие препятствия:

- привлечение в дошкольные образовательные учреждения большего числа специалистов (логопедов, тифлопедагогов);

- расширение сети центров (в том числе и коммерческих) помощи семьям и детям, в которых могут получить коррекционную помощь «исключительные» дети;

- терпимое отношение российского населения к детям-инвалидам, в том числе по зрению.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь возможность реализовывать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь согласно закону об образовании.

Проблему своеобразия развития детей со зрительной патологией и определение средств коррекции при нарушениях зрения освещают в своих работах ученые - тифлопедагоги: Р.М. Боскис (1975), Т.А. Власова (1972), Л.С. Волкова (1983), Л.П. Григорьева (1985), В.З. Денискина (2001), В.П. Ермаков (1986), А.Г. Литвак (1973), Л.И. Плаксина (1995), Л.И. Солнцева (1980), Б.К. Тупоногов (1996), В.А. Феоктистова (1992)и др. Данные авторы определили тенденции становления психики детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, выделили соотношения общего и частного в закономерностях развития, выявили средства коррекции нарушений. То есть, современной наукой накоплен довольно обширный опыт помощи таким детям [4].

Ребёнок с нарушением зрения нуждается в повышенном внимании педагога, грамотном выстраивании его воспитательно-образовательного маршрута, построении траектории его жизнедеятельности. Педагогический опыт работы с детьми, имеющими патологию зрения, показывает, что чем раньше дети будут получать помощь взрослого сообщества - педагогов, специалистов и родителей, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке [6].

Внедряемое в данный момент инклюзивное обучение и воспитание позволяет детям с особенностями в развитии, с проблемами в состоянии здоровья возможность получения образования в условиях массовых детских дошкольных учреждений.

Понимая важность своевременно оказанной адекватной помощи, эффективно выстроенной индивидуальной траектории развития, педагоги-дефектологи, воспитатели нашего дошкольного учреждения разрабатывают планы индивидуального педагогического сопровождения детей с патологией зрения. 

Тесное сотрудничество с врачом офтальмологом и медсестрой-ортоптисткой позволяет решать такие задачи, как:

1. Развитие зрительных представлений о предметном мире.

2. Развитие сенсомоторных навыков.

3. Формирование представлений об окружающем мире.

4. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения.

5. Развитие скорости, полноты и точности зрительного обследования предметов и изображений [3].

Вот некоторые виды деятельности, используемые педагогами детского сада для успешного развития детей, независимо от уровня его компетентностного развития и жизненного опыта, к которым относятся:

- соблюдение требований к ношению окклюдора и очков;

- использование офтальмо-тренажеров для снятия зрительного утомления и упражнения зрения, развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве;

- коррекция осязания и мелкой моторики с помощью игр: «Разложи по цвету и по форме», «Собери узор» и др. [1].

Использование таких упражнений, как накладывание одного изображения на другое, заданий по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики в свободной деятельности детей.

В работу тифлопедагога включаются упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др.

Развитие глазодвигательных функций с помощью игр типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель” и др. лучше использовать в образовательной области «Физическая культура».

Уделяется больше внимания развитию памяти, внимания в таких образовательных областях, как «Познание», «Коммуникация» и др.

Развитие чуткости воспитанников к звукам окружающей среды необходимо для развития слухового внимания в непосредственно образовательной деятельности «Познание», «Социализация» и «Безопасность».

Индивидуальная работа по развитию навыков - технических и художественных, в НОД «Художественное творчество».

Введение ребенка в различные виды детской деятельности: игру, обучение, труд и дозирование содержания сообразно его познавательным возможностям в НОД «Ручной труд», «Художественное творчество» и др.

Учебный материал предлагается в соответствии с уровнем познавательных возможностей и работоспособности, опираясь на «зону ближайшего развития» и перспективу социальной адаптации.

По мере утомления в процессе непосредственной образовательной деятельности даётся отдых вплоть до прекращения занятия.

В свободное от НОД время предлагаются ребёнку коробочки с природным материалом, тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, которые стимулируют и развивают осязательные и тактильно-кинестетические функции.

В коррекционном учреждении идёт использование логической связи индивидуальной и дифференцированной работы, направленной на адаптацию ребёнка в окружающей действительности, подготовку к успешному школьному обучению, привлечение детей к театральной и музыкальной деятельности [5].

Использование педагогами офтальмологических требований при работе с наглядностью в таких образовательных областях, как «Познание», «Художественная литература», «Художественное творчество» и др.

С помощью данных направлений в работе по сопровождению детей с патологией зрения в ДОУ достигается положительная динамика в компетентностном развитии ребёнка, его потенциальных возможностей, подготовка к бесстрессовому обучению в начальной школе.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь возможность реализовывать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

Данная статья адресована тифлопедагогам и психологам, а также педагогам (воспитателям и специалистам любого профиля), которые работают с детьми, имеющими зрительную патологию. 

Список литературы

1. Воспитание и обучение слепого дошкольника (текст) / Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной (2-е изд. с изменениями).- М.: ООО ИПТК «Логос», 2006.

2. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (текст): Методические рекомендации.- Верхняя Пышма, 1997.

3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения (текст): Методическое пособие.- М.: Экзамен, 2006.

4. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением.- С-Пб: Образование, 1995.

5. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении (текст) / под ред. Л.И. Солнцевой.- М.: ИПТК. Логос // ВОС, 2001.

6. Плаксина Л.И. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения (текст).- М.: 1995.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2375 38

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6613 677