Дорогие друзья, мы рады представить вам Зубкову Ольгу Анатольевну, преподавателя МКОУ «Липковская ООШ №3» Администрации МО Киреевский район. Сегодня Ольга Анатольевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом в области развивающего обучения на уроках истории. Статья будет интересна молодым специалистам при подготовке к урокам .
Краткий комментарий к статье от Ольги Анатольевны:
«Статья содержит примеры заданий которые вызывают интерес и у детей, и у взрослых. Данным опытом делилась на областных мастер-классах»
Полезного чтения....
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
Из опыта работы.
О технологии развивающего обучения написано и сказано очень много. Каждый учитель, знакомясь с методической литературой, выстраивает определенный план того, как данную технологию осуществлять в своей повседневной практической работе.
Современная школа должна создать условия для всестороннего развития личности ребенка, для становления его как субъекта собственной жизни. Каждый урок должен дать что-то новое ребенку, вооружить новыми знаниями, умениями и навыками. Только тогда можно говорить о движении к развитию.
Как это сделать в рамках самого обычного урока самой обычной школы? Позвольте привести примеры из собственной педагогической деятельности.
Основным принципом развивающего обучения является проблемность. Каждый урок должен содержать проблему, решая которую ребёнок продвигается вперёд. При разработке уроков в 5 классе я опираюсь на результаты медико-педагогического заключения и психолого-педагогический паспорт класса. С ним знакомятся учителя до того, как впервые войдут в класс к ребятам. Особенно это важно при переходе детей из начальной школы.
У всех детей разный вид памяти развит неодинаково. Задача номер один для меня - учитывать возможности и уровень развития каждого при подборе заданий, при подборе материала. При проблемном обучении усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходит в процессе относительно самостоятельного решения системы задач-проблем. Даже тема урока может стать первой задачей, решая которую учащиеся сами формулируют вопросы урока, прогнозируют результаты. Очень интересны задания с «избыточными» или «недостающими ответами». Конечно, при этом важно учитывать возможности каждого ребёнка. Задание должно быть выполнимо даже для самого слабого ученика , что поможет поверить в себя и попытаться в следующий раз решить задачу посложнее. В противном случае, сталкиваясь с непосильным заданием, ребёнок раз и навсегда потеряет желание работать.
Ещё один момент- похвала. За любой шаг, за любой ответ ребёнка надо похвалить! Ребёнок может быть ждёт этого и готов после оценки учителя перед всем классом стать ещё лучше.
Я совсем отказалась от таких выражений как: «ошибка», «не правильно» и т.д. Для психологического комфорта это очень важно - ведь мы сами не любим когда нас при всех ругают, указывают на ошибки. Почему же мы думаем, что дети воспринимают подобное безболезненно? Быть слабее, хуже в глазах товарищей или учителей для ребёнка может стать трагедией (или комплексом).
Мы поступили так:
1. На первом же уроке с ребятами договорились, что все люди разные и значит должны воспринимать друг - друга именно такими.
2. Ошибки - не повод для смеха. Товарищу мы должны помочь!
3. При оценке ответа товарища начинаем с того, что нам понравилось, что удивило, что было самым интересным, необычным.
4. Если можно и нужно исправить - мы даём советы.
При таком подходе ребёнок не замкнётся - ведь его не ругаю - ему советуют. Для учителя истории самое сложное научить определять причинно-следственные связи, т.е. в идеале помочь ребёнку перейти на высшую стадию развития мыслительной деятельности - абстрактно-теоретическую. В основном у учащихся наглядно-образное мышление. Чтобы возник образ обязательно используйте наглядность. Я использую и меловой рисунок, и опорные сигналы, и наглядные пособия, и рисунки детей, свои рисунки, учебные картины, картинки из журналов и газет.
Есть у меня и свои секреты. Например, задание «кирпичики». Оно очень хорошо развивает логику. Использовать можно как при проверке домашнего задания, так и при изучении новой темы.
Задание содержит несколько этапов:
1. Отвечаем на вопросы и записываем ответы в пустые «кирпичики», соединённые попарно.(«кирпичики» - прямоугольники, расположенные попарно на доске может быть несколько пар)
2. Ребятам предстоит подумать и определить, какие ещё «кирпичики» можно соединить и почему?
Даже слабые учащиеся охотно выполняют такие задания.
Чтобы развить у ребят интерес к своему предмету, я стараюсь занять их и на перемене. Приношу книги из серии «Я познаю мир», разные интересные вещи ( сувениры из Египта, Греции,Китая ). Мы читаем, беседуем о прочитанном. Постепенно дети сами стали подходить перед уроком и спрашивать, что же я им сегодня принесла? Иногда я иду на хитрости. Специально на перемене достаю и «забываю» на видном месте рисунки, раздаточный материал и даже бумажных кукол. Это всегда служит или наглядностью по домашнему заданию, или по новому материалу.
Есть у меня и особые учащиеся. Они очень подвижные, шумные. Для таких у меня тоже своя хитрость. В начале урока ребята получают задания и у каждого оно своё. Ответ на него можно получить только тогда, когда закончится объяснение нового материала.
Есть у ребят и карточки самоконтроля, которые они заполняют в конце урока, отвечая на вопросы:
1. Как я работал на уроке: а ) работал весь урок б ) большую часть в ) мало работал г ) совсем не работал
2. Как я понял новый материал ( тему ):
а ) понял всё и могу повторить
б ) понял большую часть
в ) большую часть не понял
г ) совсем не понял.
Дома я анализирую результаты работы каждого. Если ребёнок выбрал в части 1 вариант «а» или «б», то в части 2 у него тоже «а» или «б». Значит надо на следующем уроке уделить этому ребёнку больше внимания, вовлечь его в работу.
В конце года я провожу анкетирование, результаты которого могут быть весьма неожиданными, но очень помогают планировать работу в каждом из классов на следующий учебный год. Ребята могут подписывать или не подписывать свои ответы, но ещё не было случая, когда анкеты не подписали, а это значит, что они не боятся!
На вопрос: «понравилась ли вам изучать историю в этом учебном году?» все отвечают положительно.
На вопрос: «что бы они (учащиеся) изменили?» бывают очень интересные ответы, самые интересные, на мой взгляд, такие:
- увеличить время урока;
- побольше рисовать (то есть выполнять творческие задания);
-побольше читать дополнительной литературы по предмету.
Развитие — процесс постоянный. Вместе с учениками движется вперед учитель. Он совершенствует свое педагогическое мастерство, свои профессиональные навыки. Только тогда можно чего-то добиться, когда сам желаешь. Искать новое вместе с детьми, радоваться, пусть небольшим, но успехам, видеть хорошее в мелочах — это и есть настоящее счастье.