Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование занимательного материала по экологии как средство формирования системы знаний старших дошкольников
21 минута 8145 1866

Использование занимательного материала по экологии как средство формирования системы знаний старших дошкольников

UDINA fotoДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела"  Юдина Ольга Ильинична, воспитатель высшей квалификационной категории МБ ДОУ «Детский сад №37 города Новокузнецка Кемеровской области с удовольствием делится  своим профессиональным опытом по использованию занимательного материала по экологии для формирования системы знаний старших дошкольников. Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ольги Ильиничны:

«Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления».

Познавательного чтения…


Использование занимательного материала по экологии как средство формирования системы знаний старших дошкольников.

Посмотреть статью с приложениями                                       

 «Изучение и наблюдение природы породило науку»

Марк Туллий Цицерон 

Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.

Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой.

Опыт воспитательной работы с дошкольниками помогает определить, что является наиболее сложным для их понимания. К сфере труднодоступных понятий относятся природные явления и связи.

Неправильные представления складываются не только в том случае, когда взрослый не уделяет объяснению достаточного внимания (чего-то не объясняет вообще или объясняет ненаучно). Они возникают и потому, что дети часто неправильно понимают объяснение взрослого, особенно если оно неполно, непонятно, непродуманно, и дополняют его собственным толкованием.

Чаще всего взрослые объясняют неправильно те явления, о которых мы уже говорили как о самых трудных для понимания. К ним относятся природные явления — дождь, снег, ветер, гроза, радуга, чередование дня и ночи.

В раннем детстве заключены неисчерпаемые возможности, ещё не изученные взрослыми. Учёными-психологами доказано, что способность впитывать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослого. Для ребёнка освоение и запоминание знаний, изложенных через конкретные факты, — лёгкое и увлекательное занятие!

Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое.    Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.

Модель педагогического процесса   экологического образования старших дошкольников, реализуемая в нашем ДОУ  позволяет  создавать педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, которые  необходимо создавать регулярно. Эстетическое отношение к природе возникает и развивается в деятельности, которую определяет педагог.

Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

В целях создания у учащихся более отчетливых представлений об изучаемых экологических объектах и явлениях применяются различные средства наглядного обучения:

  • карты
  • схемы
  • диаграммы
  • картины
  • коллекции
  • гербарии и т.п., при помощи которых конкретизируются и иллюстрируются изучаемые факты и явления.

      Явления природы для детей лучше демонстрировать с картинками и стихами, объяснять в какое время года встречается то или иное явление и как выглядит природа, например, летом после дождя, когда появляется радуга или зимой, когда на деревья ложится снег. Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей.

     Исключительно важным для развития мышления ребёнка является ознакомление с явлениями неживой природы, в процессе которого он познаёт новое об окружающей действительности.

Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что дошкольники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний.

Учитывая психологические особенности детей данного возраста, формированию познавательной активности будет способствовать использование на занятиях наглядных методов обучения: наблюдений, демонстраций, иллюстраций, так как они вызывают интерес, дают возможность использования различных видов деятельности, развивают различные психологические процессы ребенка.
Традиционное использование наглядных пособий обусловлено наличием у них преимуществ в сравнении с натуральными объектами. Они помогают выйти за круг явлений, доступных для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо для невооруженного глаза ребенка.
Использование наглядных методов позволяет знакомить детей с многообразными явлениями природы. .  Особая роль отводится видео- и кинофильмам, которые дают динамическую картину природных явлений, позволяют пронаблюдать особенности этих процессов. 
Важной особенностью экологических занятий является то обстоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким-либо другим способом.

  • Развивающие карточки Глена Домана для детей на тему "Явления природы". На карточках представлены: весна, дождь, закат, зима, иней, лето, листопад, молния, облака, осень, радуга, роса, северное сияние, снег, солнце, сосулька, туман, тучи и т.д.

Дидактические карточки « Природные явления» расскажут детям о природных явлениях. В комплекте 16 карточек (северное сияние, дождь, снег, туман, град, радуга, ураган и др.) На обороте каждой карточки – интересная информация о каждом природном явлении.

  • Также в работе с детьми используем энциклопедию для детей: календарь  «Явления  природы» "Лучик света"
  • Магнитная книжка-игра "Природные явления" поможет вашему малышу узнать, какой бывает погода, как происходит смена времен года, какие чудеса таит в себе природа и какие природные явления можно наблюдать как в своем крае, так и в других далеких уголках земли. Цветные магнитные карточки и фломастеры сделают игру еще более увлекательной и интересной!

Страницы книжки-игры притягивают магнитные карточки и имеют пленочное покрытие, на котором можно легко писать и рисовать фломастерами, стирать и снова писать. Все необходимые для занятий принадлежности вы найдете в специальном пенале, размещенном на обложке книги.
Выполняя письменные упражнения, малыш будет развивать мелкую моторику рук, решая устные задания, ребенок будет тренировать память, внимание и воображение.
     Красота и многообразие природы в любое время года, сезонные изменения непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая такие яркие явления, как листопад, метель, гроза дети хотят понять их, задают вопросы и впоследствии объясняют, почему птицы улетают на юг, почему поздней осенью замерзают лужи, почему тает снег и т.д. Это создаёт благоприятные условия для развития логического мышления. 

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам

   Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что дошкольники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний.

    Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно. При ознакомлении дошкольников с неживой природой, воспитатель должен давать правильные понятия о разных объектах и явлениях, их признаках, свойствах, раскрывая причинно – следственные связи. Это требует от него  всесторонней подготовки.

Желаем успехов вам, наши  дорогие  родители и нашим малышам!

Список используемой литературы:

1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик  Программа и руководство по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М.,1997

2. Бауэр В.Э. Влияние чувственного опыта на эффективность  развития детей . Школа,2000

3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб: Детство-пресс,2005

4. Дерябко О.В. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. Московский психолого-педагогический институт: М.,1999

5. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007

6. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

7. Зенина Т., Туркина А. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание, 2003 №7

8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты  в детском саду М: Творческий центр, 2008

9. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание , 2004 №7

10. «Мы». Программа экологического образования  детей \Н.Н. Кондратьева и др. СПб: Детство-пресс, 2003

11. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой  // Воспитание дошкольников, 2000 №7

12. Саморукова П.Г. Методика ознакомления  детей с природой  в детском саду М: Просвещение, 1992

13. Черноиванова Н.Е. Культурно - экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора // Ребенок в мире культуры, Ставрополь, 1998

 

 

 

 

Использование занимательного материала по экологии как средство формирования системы знаний старших дошкольников

                                        Юдина О. И., воспитатель

                                             МБ ДОУ «Детский сад №37» 

                                                                   общеразвивающего       вида, г.Новокузнецк

 

 «Изучение и наблюдение природы породило науку»

Марк Туллий Цицерон

 

       Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.

       Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой.

      Опыт воспитательной работы с дошкольниками помогает определить, что является наиболее сложным для их понимания. К сфере труднодоступных понятий относятся природные явления и связи.

      Неправильные представления складываются не только в том случае, когда взрослый не уделяет объяснению достаточного внимания (чего-то не объясняет вообще или объясняет ненаучно). Они возникают и потому, что дети часто неправильно понимают объяснение взрослого, особенно если оно неполно, непонятно, непродуманно, и дополняют его собственным толкованием.

     Чаще всего взрослые объясняют неправильно те явления, о которых мы уже говорили как о самых трудных для понимания. К ним относятся природные явления — дождь, снег, ветер, гроза, радуга, чередование дня и ночи.

     В раннем детстве заключены неисчерпаемые возможности, ещё не изученные взрослыми. Учёными-психологами доказано, что способность впитывать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослого. Для ребёнка освоение и запоминание знаний, изложенных через конкретные факты, — лёгкое и увлекательное занятие!

      Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое.    Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.

       Модель педагогического процесса   экологического образования старших дошкольников, реализуемая в нашем ДОУ  позволяет  создавать педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, которые  необходимо создавать регулярно. Эстетическое отношение к природе возникает и развивается в деятельности, которую определяет педагог.

Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

В целях создания у учащихся более отчетливых представлений об изучаемых экологических объектах и явлениях применяются различные средства наглядного обучения:

§  карты

§  схемы

§  диаграммы

§  картины

§  коллекции

§  гербарии и т.п., при помощи которых конкретизируются и иллюстрируются изучаемые факты и явления.

      Явления природы для детей лучше демонстрировать с картинками и стихами, объяснять в какое время года встречается то или иное явление и как выглядит природа, например, летом после дождя, когда появляется радуга или зимой, когда на деревья ложится снег. Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей.

     Исключительно важным для развития мышления ребёнка является ознакомление с явлениями неживой природы, в процессе которого он познаёт новое об окружающей действительности.

Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что дошкольники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний.

Учитывая психологические особенности детей данного возраста, формированию познавательной активности будет способствовать использование на занятиях наглядных методов обучения: наблюдений, демонстраций, иллюстраций, так как они вызывают интерес, дают возможность использования различных видов деятельности, развивают различные психологические процессы ребенка.
Традиционное использование наглядных пособий обусловлено наличием у них преимуществ в сравнении с натуральными объектами. Они помогают выйти за круг явлений, доступных для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо для невооруженного глаза ребенка.
Использование наглядных методов позволяет знакомить детей с многообразными явлениями природы. .  Особая роль отводится видео- и кинофильмам, которые дают динамическую картину природных явлений, позволяют пронаблюдать особенности этих процессов. 
Важной особенностью экологических занятий является то обстоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким-либо другим способом.

§  Развивающие карточки Глена Домана для детей на тему "Явления природы". На карточках представлены: весна, дождь, закат, зима, иней, лето, листопад, молния, облака, осень, радуга, роса, северное сияние, снег, солнце, сосулька, туман, тучи и т.д.

Дидактические карточки « Природные явления» расскажут детям о природных явлениях. В комплекте 16 карточек (северное сияние, дождь, снег, туман, град, радуга, ураган и др.) На обороте каждой карточки – интересная информация о каждом природном явлении.

§  Также в работе с детьми используем энциклопедию для детей: календарь  «Явления  природы» "Лучик света"

§  Магнитная книжка-игра "Природные явления" поможет вашему малышу узнать, какой бывает погода, как происходит смена времен года, какие чудеса таит в себе природа и какие природные явления можно наблюдать как в своем крае, так и в других далеких уголках земли. Цветные магнитные карточки и фломастеры сделают игру еще более увлекательной и интересной!
Страницы книжки-игры притягивают магнитные карточки и имеют пленочное покрытие, на котором можно легко писать и рисовать фломастерами, стирать и снова писать. Все необходимые для занятий принадлежности вы найдете в специальном пенале, размещенном на обложке книги.
Выполняя письменные упражнения, малыш будет развивать мелкую моторику рук, решая устные задания, ребенок будет тренировать память, внимание и воображение.
     Красота и многообразие природы в любое время года, сезонные изменения непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая такие яркие явления, как листопад, метель, гроза дети хотят понять их, задают вопросы и впоследствии объясняют, почему птицы улетают на юг, почему поздней осенью замерзают лужи, почему тает снег и т.д. Это создаёт благоприятные условия для развития логического мышления. 

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам

   Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что дошкольники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний.

    Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно. При ознакомлении дошкольников с неживой природой, воспитатель должен давать правильные понятия о разных объектах и явлениях, их признаках, свойствах, раскрывая причинно – следственные связи. Это требует от него  всесторонней подготовки.

Желаем успехов вам, наши  дорогие  родители и нашим малышам!

Список используемой литературы

1.      Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик  Программа и руководство по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М.,1997

2.      Бауэр В.Э. Влияние чувственного опыта на эффективность  развития детей . Школа,2000

3.      Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб: Детство-пресс,2005

4.      Дерябко О.В. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. Московский психолого-педагогический институт: М.,1999

5.      Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007

6.  Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

7.  Зенина Т., Туркина А. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание, 2003 №7

8.  Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты  в детском саду М: Творческий центр, 2008

9.  Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание , 2004 №7

10.  «Мы». Программа экологического образования  детей \Н.Н. Кондратьева и др. СПб: Детство-пресс, 2003

11.  Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой  // Воспитание дошкольников, 2000 №7

12.  Саморукова П.Г. Методика ознакомления  детей с природой  в детском саду М: Просвещение, 1992

13.  Черноиванова Н.Е. Культурно - экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора // Ребенок в мире культуры, Ставрополь, 1998

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677