Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Юдина Ольга Ильинична, воспитатель высшей квалификационной категории МБ ДОУ «Детский сад №37 города Новокузнецка Кемеровской области с удовольствием делится своим профессиональным опытом по использованию занимательного материала по экологии для формирования системы знаний старших дошкольников. Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Ильиничны:
«Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления».
Познавательного чтения…
Посмотреть статью с приложениями
«Изучение и наблюдение природы породило науку»
Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.
Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой.
Опыт воспитательной работы с дошкольниками помогает определить, что является наиболее сложным для их понимания. К сфере труднодоступных понятий относятся природные явления и связи.
Неправильные представления складываются не только в том случае, когда взрослый не уделяет объяснению достаточного внимания (чего-то не объясняет вообще или объясняет ненаучно). Они возникают и потому, что дети часто неправильно понимают объяснение взрослого, особенно если оно неполно, непонятно, непродуманно, и дополняют его собственным толкованием.
Чаще всего взрослые объясняют неправильно те явления, о которых мы уже говорили как о самых трудных для понимания. К ним относятся природные явления — дождь, снег, ветер, гроза, радуга, чередование дня и ночи.
В раннем детстве заключены неисчерпаемые возможности, ещё не изученные взрослыми. Учёными-психологами доказано, что способность впитывать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослого. Для ребёнка освоение и запоминание знаний, изложенных через конкретные факты, — лёгкое и увлекательное занятие!
Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.
Модель педагогического процесса экологического образования старших дошкольников, реализуемая в нашем ДОУ позволяет создавать педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, которые необходимо создавать регулярно. Эстетическое отношение к природе возникает и развивается в деятельности, которую определяет педагог.
Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
В целях создания у учащихся более отчетливых представлений об изучаемых экологических объектах и явлениях применяются различные средства наглядного обучения:
- карты
- схемы
- диаграммы
- картины
- коллекции
- гербарии и т.п., при помощи которых конкретизируются и иллюстрируются изучаемые факты и явления.
Явления природы для детей лучше демонстрировать с картинками и стихами, объяснять в какое время года встречается то или иное явление и как выглядит природа, например, летом после дождя, когда появляется радуга или зимой, когда на деревья ложится снег. Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей.
Исключительно важным для развития мышления ребёнка является ознакомление с явлениями неживой природы, в процессе которого он познаёт новое об окружающей действительности.
Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что дошкольники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний.
Учитывая психологические особенности детей данного возраста, формированию познавательной активности будет способствовать использование на занятиях наглядных методов обучения: наблюдений, демонстраций, иллюстраций, так как они вызывают интерес, дают возможность использования различных видов деятельности, развивают различные психологические процессы ребенка.
Традиционное использование наглядных пособий обусловлено наличием у них преимуществ в сравнении с натуральными объектами. Они помогают выйти за круг явлений, доступных для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо для невооруженного глаза ребенка.
Использование наглядных методов позволяет знакомить детей с многообразными явлениями природы. . Особая роль отводится видео- и кинофильмам, которые дают динамическую картину природных явлений, позволяют пронаблюдать особенности этих процессов.
Важной особенностью экологических занятий является то обстоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким-либо другим способом.
- Развивающие карточки Глена Домана для детей на тему "Явления природы". На карточках представлены: весна, дождь, закат, зима, иней, лето, листопад, молния, облака, осень, радуга, роса, северное сияние, снег, солнце, сосулька, туман, тучи и т.д.
Дидактические карточки « Природные явления» расскажут детям о природных явлениях. В комплекте 16 карточек (северное сияние, дождь, снег, туман, град, радуга, ураган и др.) На обороте каждой карточки – интересная информация о каждом природном явлении.
- Также в работе с детьми используем энциклопедию для детей: календарь «Явления природы» "Лучик света"
- Магнитная книжка-игра "Природные явления" поможет вашему малышу узнать, какой бывает погода, как происходит смена времен года, какие чудеса таит в себе природа и какие природные явления можно наблюдать как в своем крае, так и в других далеких уголках земли. Цветные магнитные карточки и фломастеры сделают игру еще более увлекательной и интересной!
Страницы книжки-игры притягивают магнитные карточки и имеют пленочное покрытие, на котором можно легко писать и рисовать фломастерами, стирать и снова писать. Все необходимые для занятий принадлежности вы найдете в специальном пенале, размещенном на обложке книги.
Выполняя письменные упражнения, малыш будет развивать мелкую моторику рук, решая устные задания, ребенок будет тренировать память, внимание и воображение.
Красота и многообразие природы в любое время года, сезонные изменения непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая такие яркие явления, как листопад, метель, гроза дети хотят понять их, задают вопросы и впоследствии объясняют, почему птицы улетают на юг, почему поздней осенью замерзают лужи, почему тает снег и т.д. Это создаёт благоприятные условия для развития логического мышления.
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам
Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что дошкольники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний.
Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно. При ознакомлении дошкольников с неживой природой, воспитатель должен давать правильные понятия о разных объектах и явлениях, их признаках, свойствах, раскрывая причинно – следственные связи. Это требует от него всесторонней подготовки.
Желаем успехов вам, наши дорогие родители и нашим малышам!
Список используемой литературы:
1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик Программа и руководство по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М.,1997
2. Бауэр В.Э. Влияние чувственного опыта на эффективность развития детей . Школа,2000
3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб: Детство-пресс,2005
4. Дерябко О.В. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. Московский психолого-педагогический институт: М.,1999
5. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
6. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3
7. Зенина Т., Туркина А. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание, 2003 №7
8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду М: Творческий центр, 2008
9. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание , 2004 №7
10. «Мы». Программа экологического образования детей \Н.Н. Кондратьева и др. СПб: Детство-пресс, 2003
11. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников, 2000 №7
12. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду М: Просвещение, 1992
13. Черноиванова Н.Е. Культурно - экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора // Ребенок в мире культуры, Ставрополь, 1998