Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Дунаева Марина Александровна, учитель английского языка МБОУ Лицей № 83 города Уфа Республики Башкортостан. Марина Александровна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом о способах повышения мотивации учащихся на уроках английского языка. Статья будет интересна педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Марины Александровны:
«В настоящее время актуальными являются вопросы: Как заинтересовать учащихся? Как сделать процесс обучения увлекательным, интересным и непринужденным?
При обучении английскому языку на уроках всё шире используются инновационные развивающие технологии, где происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность детей и таким образом повышается интерес к изучению иностранных языков. Упор делается на развитие личности ребенка и формирование универсальных учебных действий. Большое внимание на занятиях уделяется межпредметным связям, навыкам детей ориентироваться в больших объемах информации».
Профессионального чтения…
Способы повышения мотивации учащихся на уроках английского языка
Основные задачи модернизации современного Российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности.
Развитие отечественного образования и достижение нового качества его результатов, удовлетворяющих потребности граждан и общества, являются национальным приоритетом России XXI века.
За последние годы существенно изменились роль и место иностранного языка в обществе. Возникает необходимость использовать иностранный язык, английский в частности, в виде инструмента общения в диалоге культур современного мира.
В настоящее время актуальными являются следующие вопросы:
üКак заинтересовать учащихся?
üКак сделать процесс обучения увлекательным, интересным и непринужденным?
Согласно современному государственному образовательному стандарту (ФГОС) в настоящее время возрастает значимость творческой активности человека во всех областях и сферах деятельности. Эта тенденция получает свою реализацию, поскольку на наших занятиях создаются условия такой системы иноязычного образования, в центре которой – активная и творческая личность, способная к взаимодействию в многоязычном и поликультурном обществе. Такая личность – это и есть смысл и цель современного иноязычного образования.
При обучении английскому языку на занятиях всё шире использую новые развивающие технологии, где происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность детей и таким образом повышается интерес к изучению иностранного языка. Упор делается на развитие личности ребенка и формирование универсальных учебных действий. Большое внимание на занятиях уделяется межпредметным связям, навыкам детей ориентироваться в больших объемах информации. Кроме того, дети обучаются решению творческих задач, чтобы впоследствии они могли принимать нестандартные решения.
С целью повышения мотивации к изучению английского языка, формирования у учащихся навыков универсальных учебных действий, воспитания у учащихся уважения к иностранному языку, англоязычной культуре и традициям, с целью развития их творческого мышления, креативных способностей, памяти, познавательного интереса, логики, внимания, самостоятельности, организованности на занятиях используются следующие приемы, методы и технологии:
- Игровые технологии.
Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.
Использование на уроках игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, снимает усталость. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра помогает ребенку вспомнить изученное, пополнить свои знания.
На занятиях используются:
- Лексические игры
- Игры на совершенствование грамматических навыков
- Игры на тренировку памяти и внимания
- Игры на правописание
- Подвижные игры
- Пантомима
- Дидактические игры (пазлы, домино,…)
- Ролевые игры и другие.
- Рисование, иллюстрирование.
Рисование и иллюстрирование развивает воображение, творческие способности, так как человек ощущает и воспринимает мир через органы чувств.
- Ты – дизайнер. Создай на футболках принты, рассказывающие людям о современных экологических проблемах. Расскажи своим одноклассникам о тех проблемах, которые ты изобразил.
- Нарисуй героев рассказа, который ты прочитал и опиши их своим одноклассникам.
- Составление и разгадывание кроссвордов
Этот вид деятельности подходит также для тех детей, которые не любят или не умеют рисовать. Составление кроссвордов позволяет в увлекательной и интересной форме совершенствовать лексические навыки, развить орфографические умения. Это один из действенных способов расширить словарный запас.
- Написание стихотворений и песен помогает учащимся расширить свой словарный запас, совершенствовать лексические и грамматические навыки, развивать умения письма, стимулирует творческую активность. Стихи раскрывают универсальные темы, человеческие проблемы, они заставляют учащихся спроектировать их собственные чувства и эмоции, тем самым способствуя их личной причастности. Другое преимущество использования стихов при изучении языка заключается в развитии межкультурного понимания, развития у детей восприятия культурных ценностей других народов.
- Элементы декоративно-прикладного искусства
Это не только действенный способ повышения мотивации, совершенствование лексических и грамматических навыков, но и интересный и увлекательный способ знакомства с иноязычной культурой и традициями, развития мелкой моторики и координации рук, развития творческих способностей. Применяются следующие виды деятельности ДПИ: изготовление атрибутов праздников, открыток, поделки и др.
- Проектные технологии
Новый Стандарт предусматривает использование проектной деятельности, которая способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Используемая проектная деятельность также является мощным и действенным способом повышения мотивации учащихся.
- Использование Интернет-ресурсов.
- Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях, вебинарах, получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Используя Интернет-ресурсы на своих уроках, увидела следующие результаты: реальное увеличение объёма знаний о социокультурной специфике англоязычных стран, формирование положительной мотивации к изучению английского языка через использование современных аутентичных материалов в учебном процессе, что напрямую способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
- Участие в конкурсах и олимпиадах.
Это является неотъемлемой частью работы, поскольку подобные мероприятия необходимы для формирования и совершенствования фонетических, лексических и грамматических навыков и развития умений всех видов речевой деятельности. Через них воспитывается стремление к самообразованию, организованность, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, чувство ответственности. Кроме того, развиваются мышление, память, познавательный интерес, творческие способности, повышается мотив учения.
И все же самое главное не только использовать на уроках современные интересные и увлекательные приемы, методы и технологии обучения, а создать на уроке атмосферу радости, доброты, успеха и комфорта для каждого учащегося. Только в этом случае будут результативны все применяемые современные инновационные технологии, и будет сформирована устойчивая мотивация к изучению английского языка.
Список использованных источников:
1. «Вопросы обучения иностранным языкам в образовательных учреждениях Республики Башкортостан» Под ред. Тяптиной Л.А., ИРО РБ, 2011.
2. Вопросы обучения иностранным языкам в образовательных учреждениях Республики Башкортостан. Материалы республиканских научно-практических семинаров по теме «Коммуникативная направленность в обучении иностранным языкам в условиях введения ФГОС нового поколения» (Издание 5-е, доработанное) – Уфа: ИРО РБ, 2011
3. Методическая Мозаика (Приложение к журналу “Иностранные языки в школе”), №6 \ 2007, с.6-9.
4.Насертдинов С.К., Тяптина Л.А. Инновационный подход в преподавании иностранных языков. Из опыта работы учителей общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан. Уфа, БИРО, 2009.
5.Стандарты второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт общего среднего образования. - М., Просвещение, 2009.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования. – 2010. – № 3.
7. http://festival.nic-snail.ru/
8. www.it-n.ru