Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование социальной адаптации ребенка средствами русских народных сказок
9 минут 5810 1312

Формирование социальной адаптации ребенка средствами русских народных сказок

TKACHEVA fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Ткачевой Снежаной Витальевной, воспитателем МБ ДОУ «Детский сад № 37» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г.Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Снежана Витальевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом в формирования социальной адаптации ребенка средствами русских народных сказок. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Снежаны Витальевны:

«Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир».

Увлекательного чтения…


Формирование социальной адаптации ребенка средствами русских народных сказок.

Посмотреть статью с приложениями.

«Человек, который верит в сказку,

однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце… »

Сергей Королев

Меняется мир, меняются поколения, но и в новом мире, и в новой России всё также популярны  русские народные сказки. Наверное, потому, что они повествуют о вечных, незыблемых ценностях.      

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели, воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.

Многие родители в настоящее время отдают предпочтение познавательной, учебной литературе, это подтверждается опросом. Желание знакомить ребенка со сказкой есть лишь у 21% наших родителей.

На самом же деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь.

Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений - некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку.

Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками - ведь "возраст" многих сказок исчисляется тысячелетиями! Все народные сказки богаты всевозможными метафорами, имеют множество оттенков смысла. Часто, не понимая этих метафор, люди не вносили в повествование свои изменения, а пересказывали так, как услышали. Наверное, благодаря этому в сказках всё же сохранился тот уникальный смысл, что был заложен в них древними сказителями.

В мире огромное множество сказок и все они имеют отличия. Значит, сказки можно классифицировать. Существует множество различных классификацией, которые предполагают три крупных разряда.

В сказке для детей кроется особое очарование, откры­ваются какие-то тайники древнего миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, а также

  • расширяют кругозор
  • развивают речь
  • развивают фантазию
  • развивают воображение

Русские народные сказки развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость, смелость, верность, трудолюбие. И осуждают такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость.

Дошкольник учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонам, глобально оценивает их как хороших или плохих.  Во второй половине дошкольного детства ребенок начинает оценивать и свое поведение, начинает действовать в соответствии с теми моральными нормами , которые он усваивает. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно выражается из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослыми действий. Начинают соблюдаться этические нормы в отношении с детьми, хотя избирательно. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует.

Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна.

Каждую сказку можно обыграть многократно. Особенности художественного текста, уровень развития ваших детей подскажут, как играть, во что и какие задачи при этом решать. Важно только помнить, что работа со сказкой длительная и кропотливая. Нельзя ждать от нее немедленного результата.

В своей профессиональной деятельности мы используем разнообразные методы работы с детьми ( таблица 1),и диагностический инструментарий, который используем в работе с нашими воспитанниками ( Приложение 1-4)

Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребенка. Через сказку ребенку легче понять, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок представляет себя положительным сказочным героем.

Г.Н. Волков анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, «что духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще долго. Более того он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей, ведь они помогают им усвоить такие жизненные правила: «нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом», что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать!

Литература:

  1. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 2009.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Высшая школа, 1999.
  3. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968. — С. 315.
  4. Детская литература. Под ред. Зубаревой Е.Е.- М.: Просвещение, 1989.
  5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
  6. Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: "Высшая школа", 1983.
  7. Расскажи мне сказку...: Лит. сказки для детей: Кн. для воспитателей детского сада, детей мл. шк. возраста, родителей. сост. Э. И. Иванова, - М., Просвещение, 1993
  8. Русское народное поэтическое творчество. Под ред. Кравцова Н.И. Хрестоматия.- М.: Литература, 1971.
  9. Сухомлинский А. И. Избр. пед. соч. —М ., 1979. — Т. 1. — С. 183.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2481 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2348 608